ИКТ технологии в образовательном процессе
статья

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _ikt-v-obrazovatelnom-pocesse.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ  технологии в образовательном процессе

Учитель МБОУ КСОШ №32 имени Героя

                                                       Советского Союза М.Г Владимирова

               Колтунова С.И.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео…).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование). На мой взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, я считаю – компьютерная  технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения. Это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, обучающих машин и других). Она обеспечивает каждому ученику возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Кроме этого к новым информационным технологиям можно отнести технологию дистанционного обучения. Это получение образования без посещения учебных заведений, с помощью современных систем телекоммуникации: электронная почта, телевидение, Интернет. Данная технология даёт возможность учитывать индивидуальные способности, темперамент и занятость обучающегося.

Компьютерная технология - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которой, является компьютер.

Цели (достоинства) компьютерной технологии:

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  • Подготовка личности «информационного общества»;
  • Дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить;
  • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения;
  • Диалоговый характер обучения;
  • Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
  • Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка;
  • Взаимодействие ребёнка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект;
  • Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
  • Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Недостатки компьютерной технологии:

  • Урок может сорваться, если внезапно отключат электричество;
  • Если нет в школе мультимедийной установки, то процесс заимствования  из другой школы очень сильно замедляет применение на практике новых информационных технологий;
  • Компьютерные технологии требуют хорошей оснащённости, как в школе, так и дома. Если учитель не имеет компьютера дома, то ему очень сложно внедрять в учебно-воспитательный процесс новые информационные технологии.

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закрепления, повторения, контроле ЗУН. При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

  • Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);
  • Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  • Индивидуальное информационное пространство;
  • Тренажёр;
  • Средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • Средство подготовки текстов, их хранения;
  • Текстовый редактор;
  • Графопостроитель, графический редактор;
  • Вычислительная машина больших возможностей ( с оформлением результатов в различном виде);
  • Средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • Программировании, обучения компьютера заданным процессам;
  • Создании программных продуктов;
  • Применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

  • Игровых программ;
  • Компьютерных игр по сети;
  • Компьютерного видео.

Главный ориентир – ребенок, его деятельность, перспективы развития его личности в информационном обществе. Этот ориентир обязывает к разработке на основе учета особенностей психологических закономерностей развития личности в детстве метода и условий использования компьютерных средств, адекватных этим закономерностям и обогащающих систему дидактики. Происходит обогащение не только внешней деятельности, но и умственного мира ребенка. Известно, что особенное влияние на все содержание развития психологических процессов ребенка оказывает ведущая детская деятельность – игра.

Игра – это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его природой и социальной действительности. Благодаря особенностям игровых средств отображения действительности, ребенок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению.

Дети уже к четвертому году жизни обнаруживают способность наделять предмет или действие игровым значением в смысловом поле игры, обозначая это значение словом. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребенка компьютера, как игрового средства.

Компьютерные дидактические игры – новый вид развивающего обучения.

В чем же польза от компьютерных дидактических игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на мир реальный, но и отличающийся от него.

Ребенок может управлять предметами, возникающими на экране компьютера, может заставить их измениться, появиться или пропасть, т.е. он чувствует их реальность, как и реальность окружающих его вещей. В то же время он не может взять их в руки, не может их потрогать. Кроме того, компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление о всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления, как обобщение и классификация. Компьютерные занятия способствуют развитию логического мышления детей. Не менее важно и то, что в этих играх ребенок начинает понимать что предметы на экране – это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным идеальным уровнем действительности.

Их нельзя увидеть, потрогать, хотя они так же реальны, как и стоящий перед ребенком грузовик или написанные на экране буквы. “Знаковая функция сознания” не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы.

Компьютерные игры дают возможность облегчить этот процесс обучения. Это происходит потому, что процесс преобразования, изменения происходит постепенно, наглядно для ребенка, что облегчает его понимание детьми. В процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей.

Детская память непроизвольна, т.е. дети не могут сознательно обращать внимание на тот или иной материал и стараться его запомнить. Они запоминают только яркие, эмоционально важные для них случаи и детали. При этом сама значимость запомненного служит основой ее сохранения в памяти на длительное время, поэтому мы и говорим о хорошей памяти детей. Любое развивающее обучение не предполагает насильно создавать у детей новые психологические структуры, оно только более эффективно использует тот потенциал, который уже есть у ребенка, ускоряя темпы формирования новых психических операций. Компьютер, делает значимым ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

Стремление ребенка к игре или как психологи говорят “игровая мотивация, помогает ребенку усвоить те знания, которые несут в себе компьютерные игры.

Ребенок постепенно начинает интересоваться их содержанием, а не только новой и необычной формой. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

Существуют различные виды компьютерных программ. Так, например, программы направленные на развитие восприятия. Это весьма распространенные отечественные и зарубежные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Задания можно варьировать по степени сложности, так как картинка разбивается на 8, 12, 16, 24, 48 частей. Так как во многих вариантах в процессе работы осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода программы можно давать детям не только в индивидуальных, но и коллективных занятиях в виде игры-соревнования.

Следует обращать внимание ребят на исходную картинку, которую надо внимательно рассмотреть и запомнить, так как без этого невозможно собрать ее из частей. Так мы формируем у своих детей основы произвольного запоминания и внимания, необходимые для нормального психического развития.

Рекомендуются также разнообразные программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Возможными вариантами таких программ являются задания сложить картинку из отдельных фигурок разной формы и размера по типу мозаики.

Такие программы развивают не только восприятие, но и воображение детей. Учитель сам может варьировать задания. Рисуя вместе с детьми или давая им задание нарисовать картинку определенного содержания (например, теплый солнечный день или холодный зимний вечер). Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и сочинить про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для таких занятий специальные программы, в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия в режиме мультфильма.

В процессе таких игр - драматизаций происходит развитие речи. Учителю следует поощрять любые спонтанные высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет или название картинки, необходимо им помочь, начав рассказывать какую-нибудь историю, которую ребенок будет иллюстрировать при помощи компьютера. В следующий раз можно поменяться ролями, т.е. ребенок будет рассказывать, а учитель помогать ему в развитии сюжета на экране. В конце концов, дети с легкостью научатся одновременно сочинять сказку или рассказ и иллюстрировать сюжет движущимися картинками.

В процессе этих игр формируется зрительно-моторная координация. Однако существуют и специальные программы для обработки такой координации, а также для развития ориентации ребенка в пространстве. Это всевозможные лабиринты, по которым надо провести определенный предмет, а также программы, в которых надо быстро поймать фигуру и поставить ее на нужное место. Существуют и специальные модификации, которые можно использовать не только для обучения, но и для коррекции, т.е. исправления недостатков зрительной моторной или пространственной координации.

Большое значение для развития детей имеют и конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных кусков фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей.

Кроме общеразвивающих программ существуют и специальные программы для обучения детей математике, русскому языку, логике. Ценность этих программ в том, что они в более наглядной (но не просто) форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. Так арифметические действия предстают перед детьми в виде изменяющихся по числу и размеру группы предметов, определенное понятие или класс предметов – в виде схемы. Однако ценность большинства программ такого типа не только в наглядности, но и в возможности варьировать степень этой наглядности в зависимости от уровня развития ребенка. Так, если мы видим, что ребенку совершенно ясно, из каких фигур (или персонажей, какого роста) можно составить число 7, мы можем взять более абстрактную схему данного числа (например, в виде геометрической постройки). Мы можем попросить ребенка нарисовать каждое арифметическое действие, либо только конечный результат, дать  развернутую и реальную или почти абстрактную схему понятия. Таким образом, мы сами регулируем процесс интериоризации (перехода во внутренний план) мыслительных операций нашего ребенка.

Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Каковы же функции ЭВМ в обучении.

Во-первых, ЭВМ помогает сделать занятия индивидуальными даже в условиях одновременного массового (группового) обучения, позволяя школьнику выбрать подходящий для себя темп обучения.

Во-вторых, ЭВМ дает учителю возможность оперативно корректировать действия ученика, организовать самоконтроль учащихся. Это особенно важно для детей с высокой динамичностью возбудительного процесса, не обладающих, за редким исключением, должным уровнем внимания и памяти. Такие ученики делают много ошибок при письме, заменяя, пропуская или переставляя символы. Эти учащиеся сначала напишут, а потом обдумывают – и начинаются исправления.

В-третьих, компьютер автоматизирует работу учителя во время урока и, что немаловажно, после урока, когда требуется подвести итоги, выявить пробелы в знаниях учеников и спланировать урок на завтра.

В-четвертых, использование компьютерных игр положительно влияет на развитие ребенка: развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация, способствуют развитию логического мышления. Рано начинает развиваться знаковая функция сознания, в процессе таких занятий улучшается память и внимание детей, развивают моторику (моторную координацию) и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, интерес, который вызывают занятия ПК, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

В-пятых, среди дидактических возможностей ВТ можно выделить:

  • фрагментарное использование ВТ в зависимости от цели этапа урока;
  • осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;
  • получение информации о работе каждого ученика на отдельных этапах;
  • сочетание индивидуальной работы с работой всего класса;
  • сочетания обучения с игрой;
  • управление самостоятельной деятельностью школьников на различных этапах обучения.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);
  • Организация внутриклассной активизации и координации, карта посадочных мест учащихся, инструктажи, разработки внеклассных мероприятий, управление внутриклассной сетью и так далее.
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, портфолио на каждого ребёнка, индивидуальный «человеческий» контакт с ребёнком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
  • Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь с их предметным содержанием определённого учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.

Учитель начальных классов должен всегда «идти в ногу со временем» - ведь именно в начальных классах закладывается база всех ЗУН. На нас лежит ответственность за обучение, развитие и воспитание личности ребёнка. Поэтому мы должны быть хорошими учителями. А  В.А. Сухомлинский сказал: «Хороший учитель готовится к уроку всю жизнь… Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать в себя целое море света. Жить с радостью – это не освещать себе жизнь внешним светом, а самому быть свечой, светить и гореть».

Ведь не зря про учителя начальных классов говорят:

Энергичный, молодой, симпатичный, деловой,

Никогда не бывает печальным

Учитель из школы начальной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе...

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Материал содержит разделы:1. Обоснование выбора.2. Системность использования.3. Результат....

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Материал содержит обоснование выбора современных образовательных технологий, системность их использования и результат....

Об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе. Отчет.

Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело необходимое. Учитель  коррекционной школы должен демонстрировать на уроке такие стратегии учения, которы...

Доклад "Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы"

Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы...