Учебный проект с элементами исследовательской деятельности как способ приобщения учащихся начальной школы к творческой деятельности.
статья (4 класс)

Беспалова Галина Николаевна

1. Психологи и педагоги о психологии творчества и специальных способностей.

2. Как подготовить и презентовать учебный проект с элементами исследовтельской деятельности в 4 классе по УМК "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный проект с элементами исследовательской деятельности «Вода – удивительное вещество» как способ приобщения учащихся начальной школы к творческой деятельности.

«…Поистине гораздо более нуждаются в

воспитании люди даровитые, так как

деятельный ум, не будучи занят чем-либо

полезным, займётся бесполезным, пустым

и пагубным. Чем плодороднее поле, тем

обильнее оно производит терновник и

чертополох, если его не засеять семенами…»

мудрости и добродетелей

Я.А. Коменский

В нашей стране выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Кедров, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров, А.М. Матюшкин), общих и специальных способностей  (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьев, К.В. Тарасова), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева, В.М. Русалов), генетическим предпосылкам индивидуальных различий (И.В. Равич-Щербо), разрабатываются дидактические принципы, учебные программы и факультативы для дифференцированного обучения школьников.

Специальное значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном детстве и в начальной школе (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков); реализуемые в школе и вузе принципы проблемного обучения (А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), развивающего обучения (В.В. Давыдов). В концепции творческой одарённости А.М. Матюшкина выделяются следующие компоненты: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Действительно, с  1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли  на новый  Федеральный государственный  образовательный стандарт  начального  общего образования (ФГОС НОО). Следовательно, в новых условиях нам необходимы методы, позволяющие по-новому,  творчески организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. В этих условиях проектная и исследовательская деятельность учащихся начальных классов становится особенно актуальной, так как способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, открывает путь для самообразования и  формирует  самостоятельность и творческую  активность.

Более десяти лет  я работаю по УМК  «Планета знаний», где на любом уроке в конце изучения каждой крупной темы предлагается презентация проекта. Так, например, в конце изучения темы «Наша родина на планете Земля» по окружающему миру в  4-ом классе (авторы учебника и рабочих тетрадей: Г.Г. Ивченкова  и И.В. Потапов),  детям предлагается поработать над следующими проектами:

  • сделать фотоальбом «Водоёмы и проблемы их охраны»;
  • изготовить схему-модель «Откуда вода в водопроводе»;
  • провести исследование по проблеме «Как можно очистить воду от загрязнения».

Моя задача как учителя состоит в том, чтобы настроить детей начинать подготовку проекта с первых же уроков знакомства с новой темой. На Физической карте полушарий дети увидели, что большая часть поверхности нашей планеты покрыта водой, поэтому Землю называют Голубой планетой. По ходу урока ребята пришли к выводу, что вода – удивительное вещество и захотели узнать о воде как можно больше.  Наш проект мы так и назвали: «Вода – удивительное вещество».

С помощью школьного психолога была проведена социометрия с целью деления учащихся на группы; на родительском собрании выбраны  родители-наставники для каждой из групп и составлен план работы. Над учебным проектом работали в течение двух месяцев: на уроках, классных часах, в группе продлённого дня, фронтально, индивидуально с учителем и воспитателем и в группах с родителями-наставниками в школе и дома. На классном часе были определены  четыре темы для исследования: «Вода в природе», «Основные источники загрязнения и способы очистки водных ресурсов», «Свойства воды», «Целебные источники мира».

На дни рождения, которые отмечали в классе,  родители дарили ребятам разнообразные Детские  энциклопедии «Махаон», благодаря которым юные читатели  смогли узнать, насколько необычна и разнообразна наша Земля и создать замечательную презентацию по теме «Вода в природе». Мы  посетили также музей Воды, съездили на экскурсию на Водоканал, посмотрели фильм «Подводный мир» в формате 3-Д, посетили Музей физической игрушки, районную библиотеку, интегрированный урок по теме «Вода - удивительное вещество» и кабинет физики в средней школе,  написали  и проанализировали доклады по выбранным темам.

Первая группа, проводившая  исследование по теме «Вода в природе»,  наметила для себя следующий план работы:

  1. Анализ работ одноклассников по указанной теме;
  2. Подготовка презентации «Вода в природе» под руководством учителя и воспитателя;
  3. Подготовка и проведение опыта «Круговорот воды в природе».

Каждый слайд презентации сопровождался устным комментарием ученика, создававшего данный слайд.

Вторая группа исследовала «Источники загрязнения и способы очистки водоёмов» по следующему плану:

  1. Анализ работ одноклассников и составление публичного выступления по теме;
  2. Поиск и нарезка под руководством родителей-наставников видеоматериалов в Интернете:
  • видеоролик «Механические способы очистки водоёмов»
  • видеофильм «Очистные сооружения. Водоканал»
  1. Оформление стенда «Источники загрязнения и способы очистки водоёмов»
  2. Создание действующей модели ванной комнаты с водопроводом под руководством родителей-наставников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.

С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...

Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности.

Рассматриваются способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"....

Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности

Способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"...

«Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе математического развития учащихся начальной школы»

Развитие мотивационной сферы у ребенка  Основные задачи обучения ребёнка математики. Межпредметные связи....

Внеурочное занятие с элементами решения проектных задач для учащихся начальной школы «Правила приветствия и прощания»

Создание условия для проверки знаний состава чисел первого десятка. Развивать навык составления и  решения задач, способствовать  развитию вычислительных навыков....