ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОМУ МАТЕРИАЛУ
учебно-методический материал

Медведева Анастасия Вячеславовна

Приемы повышения интереса к учебному материалу из книги «Приемы педагогической техники» А. Гин, которые я активно применяю в своей педагогической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_int.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОМУ МАТЕРИАЛУ

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ

Маленький ребёнок не хочет идти купаться в ванне. Мама не тащит его силой, а предлагает, пойдём купать рыбку! Такая цель понятна ребёнку и привлекательна – и вот он уже с удовольствием плещется вместе с рыбкой. А мама ненавязчиво достигла своей цели «отстирывает малыша-грязнульку».

Умная мама использовала педагогический приём, который применим в школе вне зависимости от возраста и предмета обучения.

Формула: перед учеником ставится простая и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет то учебное действие, которое планирует педагог.

Пример. Английский язык

Цель учителя – освоить вопросную форму английского предложения. Разыгрывается ситуация «английского» магазина, в которой дети задают вопросы продавцу с целью выбрать себе покупку. Товары – от книги или платья до автомобиля – представлены рисунками.

УДИВЛЯЙ!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример: Математика (в начальной школе)

Дети с трудом запоминают состав числа 9. Что 4 и 4 это 8 или 5 и 5 это 10 легко запоминают. А 4 и 5 – плохо. Тогда я дала каждому по 9 счётных палочек и предложила разложить их так, чтобы в каждой руке было поровну. Для многих открытием стало, что этого сделать не удаётся. И сами пришли к выводу, что поровну разделить нельзя, а на 4 и 5 можно. Вот теперь, усвоили этот факт отлично.

Пример: Начальная школа

Введение в «Натуральные числа». – Дети давайте назовём самое большое число! – Дети после ряда попыток и рассуждений обнаружили что это невозможно.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сейчас", но и удерживает интерес в течении длительного отрезка времени. Добиться этого помогает следующий прием:

ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

Формула 1: в начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом

Формула 2:  загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с её новое занятие.

Пример:

- Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! – такими словами автор начал изучение новой темы на кружке ТРИЗ. – В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой деревянный дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил  со всех сторон поленьями, облил керосином и поджог при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател…. К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться – что же всё таки произошло?

(Не буду томить читателя: крестьянин изобрёл противопожарный раствор. Пропитанное дерево становилось негорючим. Построил и поджёг дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно ещё и выиграл несколько денежных пари у скептиков).

Мы согласимся, что такой вход в тему оказался эффективнее, чем традиционно-школьное: а теперь мы будем изучать новую важную тему: "Горение и управление его интенсивностью".

Диалог: - Мне кажется, этот приём имеет недостаток. Далеко не всегда находятся яркие интригующие факты к конкретному уроку.

- Да. Но их количество значительно возрастает у ведущих "Картотеку учителя".

Но всё же, что делать в ситуации удивить хочется, но нечем?

-        В таком случае иногда выручает следующий приём:

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА

Формула: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету, изменить значение любого параметра, который обычно остаётся постоянным или имеет вполне определённое значение; придумать фантастическое растение/животное рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: например, глазами инопланетянина или древнего грека….

Пример: Литература

- Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях.

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: хотелось бы сделать приём более инструментальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку приемов его применения в различных предметах.

ЛОВИ ОШИБКУ!

Формула: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать "опасные места" интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется.

Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Находка преподавателя ТРИЗ В.И. Тимохова: на уроках в начальных классах он использовал в качестве награды за внимание "переходящую почётную шляпу Фомы неверующего".

В развитие этого приёма можно предложить такую форму работы: учитель доказывает заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача учеников – найти контраргументы.

Пример: Естествознание

Гипотеза: моря становятся со временем всё более пресными. Обоснования: во-первых, свои пресные воды приносят в моря впадающие реки; во-вторых, дожди тоже добавляют пресной воды; в-третьих, морская соль постепенно выпадает на дно. Именно этим и объясняется, что моря и озера имеют разную соленость. Когда-то соленость всех водоёмов была одинакова, но разное количество и величина впадающих рек, разные природные условия внесли свои поправки. Поэтому сегодня встречаются как очень солёные водоёмы, так и пресные. Попробуйте подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Каким научным экспериментом можно это сделать? (Автор  признаётся: гипотезу он выдумал с единственной целью – тренировать ум учеников. При этом специально "забыв" о том, что испаряется тоже только чистая вода, что способствует увеличению солёности водоёмов.

Формула 2: ученик получает текст (или, скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными учителем ошибками – пусть "поработает учителем". Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе и старшими .

Диалог: -  Не получится ли так, что дети запомнят ошибку и будут повторять её?

-        Если учитель добивается именно понимания "ошибкоопасного" места , а не механического запоминания правильного ответа, такого не будет.

-        Имеет ли смысл делать тривиальные ошибки типа 2*2 = 5?

-        Да, когда вы вводите прием "Лови ошибку!" и приучаете детей к самой возможности ошибки на доске. Но вообще имеет смысл делать ошибки в типично "ошибкоопасных" местах.

-        Например: учитель пишет на доске: 2+2∙2=8, ученики должны заметить ошибку и доказать, что правильным ответом будет число 6.

-        Когда приём не нужно применять?

-        Во-первых, когда у учеников нет способа доказать что вы не правы. Во-вторых, лучше не "заигрываться". Всё хорошо в меру.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Формула: учитель намеренно неполно рассказывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.

Попутно или в конце урока обсудите с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно – ругать за неудачный вопрос.

Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.

Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изученном объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Внимание: а что же делать когда вопросы составлены?

Теперь их следует разбить на "кучки":

-        вот те вопросы, на которые мы можем ответить сейчас, и сделаем это на уроке;

-        вот те, на которые можно найти ответ в литературе;

-        вот те, на которые ответ, возможно, не знает никто.

Дополнительно можно:

-        провести конкурс на: самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос;

-        организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам;

-        использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся;

Учтем, что далеко не всегда, особенно в гуманитарных знаниях, существует вообще контрольный ответ на развивающийся вопрос. В таких случаях ответом может быть только собственное мнение ученика или учителя.

ВОПРОС К ТЕКСТУ

 Формула: перед изучением учебника текста ребятам ставится задача: составит к нему список вопросов.

Иногда целесообразно оговорить их минимальное число – например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих. В целом технология применения этого приема та же, что и предыдущего.

И ещё одна важная мысль, имеющая отношение ко всем приёмам повышения интереса к учебному материалу: хороший учитель не только дает весьма прочные знания – он еще показывает их границы. Пусть на ваших уроках найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ вот это, дети мы изучили; а вот этого пока не знает никто… Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний.

Из книги «Приемы педагогической техники» А. Гин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство повышения интереса к учению

Педагогический опыт учителя начальных классов был опубликован на сайте МОУ "Отрадненская ООШ Белгородского района Белгородской области" в 2007 году  Источник: http://www.otradnoeoch.narod...

Повышение интереса учащихся на уроках приемами театральной педагогики

«Развитие познавательного интереса младших школьников к читательской деятельности средствами театральной педагогики».АКТУАЛЬНОСТЬ:В настоящее время исследова­тели констатируют спад интереса к чт...

Активные методы обучения, как средство повышения интереса к учебным предметам

В статье представлены сведения об истории возникновения метода, классификация, структура, краткое описание....

Игра - как одно из эффективных средств побуждения интереса к учебному материалу.

Мы придаем такое важное значение детским играм,Что еслиб устраивали учительскую семинарию,Мужскую или женскую, то сделали быТеоретическое и практическое изучение детских игрОдним из главных предметов....

Обобщение опыта по теме: «Применение приемов мотивации для повышения интереса учащихся к учебному процессу».

Научить учащихся справляться с трудностями и находить правильное решение, вырастить активных граждан, способных найти работу на рынке труда, где требования постоянно меняются это одна из основн...