Описание системы работы наставника
материал

Марданова Гульфия Салимзяновна

Система работы наставника с молодыми учителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание системы наставничества

учителя начальных классов

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной  школы  №1« Образовательный  центр» имени Героя Советского Союза М. Р. Попова  ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский   Самарской области

Мардановой Гульфии Салимзяновны

     Когда постигнешь, что в личной судьбе

Не все теоремы докажутся,

Старые учителя тебе

Такими родными кажутся!

Введение

   Современные условия жизни ставят перед школой задачу- развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него универсальные учебные действия, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания. Добиться этого можно, только если педагог готов сам к развитию, совершенствованию. А если педагог молодой? Неопытный? Как ему сориентироваться в стремительно меняющейся ситуации? Кроме того,  начало новой  деятельности молодого педагога сопровождается высоким эмоциональным напряжением.

Таким образом, с появлением молодого педагога в учреждении возникает проблема – неготовность молодого педагога к практической деятельности в современных условиях. 

   Поэтому  одной из самых  важных составляющих работы школы является оказание методической, психологической, эмоциональной  поддержки начинающему специалисту.

Актуальность темы:

  В современных условиях педагог должен хорошо ориентироваться в теоретических вопросах, знать основы законодательной базы, быть методически подкован, и  в работе уметь применять свои знания. Но практика показывает, что в школу приходят педагоги, не совсем готовые к активной творческой работе, а требования к ним предъявляются такие же, как к педагогам со стажем. И для того, чтобы не уронить престиж школы, завоеванный старшими учителями, чтобы рядом трудились высокопрофессиональные коллеги, необходимо оказать поддержку в теоретической, практической и  эмоциональной сферах деятельности молодого педагога.

Цель:

  Способствовать становлению профессиональной деятельности педагога, создавать условия для развития профессиональной компетентности молодого специалиста,  условия для самореализации, для приобретения им практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.

Задачи:

 Способствовать формированию у молодого специалиста потребности в непрерывном самообразовании. Оказывать  методическую  помощь  молодому учителю.

 Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности молодого учителя. Помочь учителю  внедрять творческие идеи в учебно-воспитательный процесс.

 Способствовать  адаптации педагога в коллективе.  Оказывать психологическую поддержку молодому учителю.

Развитие современных компетенций педагога, требуемых ФГОС.

Пути решения задач: 

- создание  условий для положительной  мотивации  учителя к освоению исследовательской функции педагогической деятельности, к саморазвитию;

- содействие организации обучения педагога современным технологиям с учетом субъективного профессионального и личностного опыта;

- использование  различных способов  методической и психологической поддержки учителя на всех этапах реализации программы наставничества;  

-   творческое  сотрудничество учителей на основе совместной организации и проведения мероприятий различного уровня.

Описание системы работы:

 Деятельность строится в три  этапа:

1 -адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение первоначального опыта, профессиональное самоопределение) – это диагностический этап

2 -становление (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности) – этап творческого поиска

3 -развитие (развитие  совершенствование  и применение знаний, формирование мотивации к  инновационной деятельности, проектирование и  развитие профессиональной карьеры, творческая самореализация) – этап оценочно-рефлексивный

Система работы строится таким образом,  что для эффективности деятельности применяются различные модели помощи молодому учителю: «Один на один», «Реверсивное наставничество», «Коучинг». Действуя, по модели «Один на один»     применяю методику передачи  знаний, культуры и опыта молодому педагогу.

 На определенных этапах деятельности считаю целесообразным применять  коучинг –  ключевое место в этой модели отводится   мотивированию молодого педагога к изменениям, организуется совместный поиск решения проблем. Реверсивное наставничество применяется, когда молодой педагог делится с коллегами своими наработками, новыми технологиями, тенденциями.

На первом этапе – адаптационном проходит знакомство с учителем, анкетирование, определяется круг вопросов, с которых необходимо  начать работу. Затем  с молодым педагогом мы определяем цели, к которым стремится молодой педагог. На этом этапе я действую, как коуч. Мотивирую  молодого специалиста на личностный и профессиональный рост.

 Этому способствуют составление таблицы «вопрос-ответ»:

Мотивация молодого педагога: Чего я хочу?  Почему для меня это важно?  Как я могу этого добиться?

  На этом этапе целесообразно построить «Колесо жизненного баланса» - это шкала удовлетворенности различными областями жизни. «Колесо» строится на определенный период времени. В данном случае – на год.  Колесо делится на сегменты – работа, обучение, друзья, общественная жизнь, семья, коллеги и др. Затем выставляется по 10-бальной шкале удовлетворенность разными областями жизни. Ищем ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области. Если сдвинуть ее на один пункт –  что изменится в каждой из областей?  (Если выбранная область не двигает остальные – попробовать другую). Таким образом находим область, которая будет двигать другие – с которой надо начать работу. Определяем первые, самые легкие шаги для изменения жизни.

hello_html_m52c1bca8.png                       

Построив «Колесо», молодой педагог определяет шаги для достижения поставленной цели.

    Создается поддерживающая среда для достижения цели. Это факторы, помогающие решить задачи:  ближнее окружение, необходимая информация, лишние факторы, взаимодействие, и др.

Затем мы совместно составляем план работы на год.

 План работы включает в себя теоретическую  и практическую деятельность по решению поставленных  задач.

   В процессе деятельности возможна коррекция плана работы.

На втором, третьем  этапе -  запускается процесс приобретения профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности. Работа строится так же, как на первом этапе  – строится «Колесо жизненного баланса», задаются цели и план достижения этих целей. Наставник на данных этапах чаще действует, как коуч. 

  В ходе реализации программы предполагается взаимодействие с заинтересованными структурами и субьектами:

- дети, родители

- администрация учреждения

-коллеги

- центр «Семья»

- центральная детская библиотека

- структурные подразделения СОШ -  детская школа искусств, центр дополнительного образования детей

Для достижения цели применяются следующие формы работы, состоящие из теоретической и практической частей:

Теоретическая составляющая

Практическая составляющая

Педсоветы, семинары  

Участие в семинарах, педсоветах,МО

Индивидуальные консультации

Открытые занятия, взаимное посещение занятий

Беседы, диалоги, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность      

Тренинги по совершенствованию профессиональных умений

Участие в анкетировании, опросах

Урочная и внеурочная деятельность

Самообразование изучение методической литературы

Участие в конкурсах проф. мастерства, НПК

Оценивание качества педагогической деятельности проводится  по критериям:

-методическая готовность

- личностная готовность

- отношение к профессиональной деятельности

- уровень владения педагогическим мастерством

- уровень рефлексии

   Технологичность моего подхода к наставничеству заключается в том, что данная  методика  может использоваться и другими педагогами, оказывая помощь как молодым коллегам, так и коллегам с низкими показателями качества образования, может использоваться в ДОУ, учреждениях НПО, СПО.

Результаты деятельности:  

Результаты учебной деятельности:

Результаты учебной деятельности обучающихся показывают, что данная программа способствует повышению качества образования. (Приложение № 1)

Личные достижения молодого педагога:

В процессе реализации программы у педагога сформировались умения позволяющие проводить рефлексию своей  педагогической деятельности; 

планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательной и  образовательной работы с ребенком,

 - умение применять психолого-педагогические знания в педагогической работе;

-  умение выявлять и учитывать индивидуальные особенности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;

- умение  создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающую среду;

 - умение применять современные инновационные технологии в деятельности.

Участвует в семинарах, педсоветах, МО учителей начальных классов, конкурсах профессионального мастерства. (  Приложение №2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы работы

описание системы работы...

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

Описание системы работы , направленной на развитие навыка самоконтроля

.Для  учителей общеобразовательных школ базового и профильного уровня. Опыт может быть применён при работе с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельност...

Моё описание системы работы

Презентация и печатный материал по моей системе работы....

Описание системы работы по методике М.М. Безруких "Здоровьесберегающая школа"

Система работы включает описание мероприятий, направленных на здоровьесбережение младших школьников....

Описание системы работы педагога и его основных достижений по использованию исследовательской и проектной технологий

Проектная  и проектно – исследовательская  деятельность обладают значительными ресурсами в достижении личностных и  метапредметных образовательных  результатов....

Описание системы работы педагога-наставника Гнатенко И.А.

Данная методическая разработка представлена как конкурсное задание на краевой конкурс "Педагог-наставник"  в 2022 г. Включает в себя не только описание взаимодействия с молодыми педагог...