Групповая работа как средство формирования УУД
статья

В данной статье описано какие УУД формируются у обучающихся посредством групповой работы на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_kak_sredstvo_formir_uud.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа как средство формирования УУД

Современные дети достаточно информированы, поэтому важно строить уроки так, чтобы решение сложных учебных задач приносило школьнику удовлетворение, пробуждало желание вновь и вновь познавать новое.

Говоря о подходах к процессу обучения, стоит обратить внимание на групповую форму работы. Для учащихся такая организация деятельности - это другой стиль общения, ощущение себя в новом качестве. А для учителя - это возможность осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы при делении класса на группы и при выборе дифференцированных заданий. 

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Как показывает практика, ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно. Также групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Т.е. таким образом, у них формируются коммуникативные универсальные учебные действия: учёт мнения других людей; умение слушать и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить эффективное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

В групповой работе сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. Здесь и формируются такие личностные универсальные учебные действия, как ориентация учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. 

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету. Следовательно, во время такой формы работы у учащихся развиваются регулятивные умения - целеполагание, планирование, контроль, оценка, саморегуляция.

Работу в группах активно использую для повторения и закрепления изученного материала на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира. Во время групповой деятельности у учащихся формируются познавательные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, постановка и формулирование проблемы, анализ, синтез, установление причинно-следственных отношений, построение логической цепи рассуждений, самостоятельная организация деятельности по алгоритму.

       По моему мнению, одной из самых распространенных форм групповой работы является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первого класса. Чаще всего это пара детей, сидящих за одной партой. Сначала задания для работающих в паре могут быть простыми: раскрасьте с соседом по парте картинку или составьте слова. Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты, решение задач в паре или составление плана текста и т.д.

     При работе парами дети приучаются внимательности, не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс или отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, но только начинает или пока непонятна слабым, я даю задание парам, сформированным по принципу «сильный – средний», а со слабыми работаю сама.

Если на уроке нужно разделить класс на  большие по количеству группы, то тут есть много способов разделения:

  • По желанию учащихся;
  • Случайным образом (например, с помощью «фантов») – показать яблоки.
  • По определенному признаку (например, по первой букве имени или по количеству лет);
  • По выбору педагога (здесь я ориентируюсь на уровень знаний, чтобы команды были равносильны).

После разделения на группы я обязательно напоминаю учащимся о правилах работы в группе или подвесжу их самих к этому повторению. Группы могут работать параллельно, а в конце урока предоставить результат деятельности как одно целое. Например, на моем уроке технологии «Дорога в космос» учащиеся были разделены на 2 космических экипажа и работали каждый над своим заданием, а в конце урока обе группы предоставили общий результат. Также группы могут соревноваться друг с другом. Например, на уроке математики можно предложить классу стать отважными пиратами. Я готовила к уроку сундучок и золотые ключики. За каждый правильный ответ команды получали один ключик. Та команда, у которой набралось больше ключиков и открывала сундучок. Сокровищем был свитос с надписью «Победителям 5+». На таких уроках групповая работа создаёт положительный психологический климат в классе, рождает дух соперничества, отсутствует страх отрицательной оценки.

Коллективные виды работ делают урок более живым, активизируют мыслительную деятельность учащихся, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания у всего класса.  Например, на организационном этапе уроков математики я зачастую использую проверку таблицы умножения в форме «Рыбалки», а для профилактики обыденности данной игры, также чередую её с аналогичными заданиями, связанными с происходящим в реальной жизни - «Снежки», «Листопад». 

Итак, по моему мнению, групповые формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют образовательный процесс. Следовательно, от педагога требуется лишь грамотно подобрать задания по объему и сложности и правильно разделить класс на группы. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в различных ситуациях, умению грамотно отстаивать свою точку зрения, мы можем рассчитывать на достойную смену в будущем. Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании учащихся обоснованным и своевременным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.

В материале представлены виды коммуникативных УУД, способы организации учащихся для успешного  их формирования в парной и групповой работе....

Групповая работа как средство формирования УУД

Конспект урока по математике 4 класс Школа России...

Групповая работа как средство формирования УУД

В этом выступлении я привела несколько форм групповой работы на уроках русского языка....

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"...

Групповая работа- эффективное средство формирования универсальных учебных действий

Эффективное использование групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. Кроме этого, на сегоднешний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррек...

Групповая работа как средство формирования УУД

Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных...

Презентация "Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий"

Презентация содержит материал, позволяющий эффективно использовать групповую работу на уроках....