3класс ЧТЕНИЕ
материал (3 класс)

Власова Елена Евгеньевна

Технологическая карта урока  литературного чтения в 3 классе 

                                                                        ( УМК:  «Школа России» Л.Ф.Климанова и др.)

                                                               Учитель МОУ Рогачёвская СОШ Власова Елена Евгеньевна

 

Тема урока

«А.Куприн «Слон». Деление текста на части, составление плана. (2урок)

Тип урока

Урок рефлексии (урок совершенствования знаний).

Цель урока

Формирование умения  делить текс на части и составлять план для пересказа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3klass_chtenie.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  литературного чтения в 3 классе 

                                                                        ( УМК:  «Школа России» Л.Ф.Климанова и др.)

                                                               Учитель МОУ Рогачёвская СОШ Власова Елена Евгеньевна

Тема урока

«А.Куприн «Слон». Деление текста на части, составление плана. (2урок)

Тип урока 

Урок рефлексии (урок совершенствования знаний).

Цель урока

Формирование умения  делить текс на части и составлять план для пересказа.

Задачи

1.Личностные:

формировать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других людей, соблюдать правила поведения в обществе.

2.Метапредметные:
1) познавательные: формировать умение  формулировать проблему. Ставить познавательную цель, создавать алгоритм деятельности для решения проблемы, использовать текст учебника, оглавление, словари для поиска необходимой информации;

 2) регулятивные: формулировать учебные задачи, формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученным результатом; 

3) коммуникативные: формировать  умения учебного сотрудничества при работе в парах и малых группах (умение договариваться, распределять работу, формулировать, оформлять результат общей деятельности).

3.Предметные: 

формирование умения  делить текс на части и составлять план для полного пересказа.

Ход урока

Структура урока

(серия учебных ситуаций)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: Создать условия для

возникновения у учащихся

внутренней потребности

включения в учебный

процесс

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к работе, создаёт эмоциональный настрой.

 - Встали красиво и правильно. Посмотрели, всё ли у вас готово к уроку.

Начинаем урок литературного чтения

 Учащиеся настраиваются на работу. Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к работе.

Формирование способности к организации своей деятельности, эмоционально –положительный настрой на урок.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Организует повторение изученного материала.

-С каким произведением вы работали  на прошлом уроке? («Слон»).

-Кто его автор? (Александр Иванович Куприн)

-Кто  главная героиня  рассказа? (девочка Надя)

-С чего начинается рассказ?(Надя больна)

-Чем больна  Надя? Найдите ответ в тексте, и зачитай самые важные слова.(Ваша дочка больна равнодушием к жизни и больше ничем).

-Что приснилось девочке и о чём она мечтает? ( Увидеть живого слона)

- Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери?

-Что заставило его изменить решение?

-Как хозяин зверинца сначала отнесся к просьбе Надиного папы привести слона домой?

-Почему он передумал?

- Почему папа выбирает для Нади именно Томми-самого большого слона, ведь в зверинце есть и два маленьких?

Подтвердите своё мнение выдержками из текста .

- Что происходит дальше?

- Как ведет себя Надя?

- Чем же заканчивается эта история?

Работа над пословицами и поговорками. (1СЛАЙД)

Работа в парах.

Прочитайте, ребята , пословицы и поговорки на доске. Обсудите в парах  их смысл и подумайте, можно ли их отнести к нашему рассказу «Слон».

Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое.

Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял –много потерял, здоровье потерял –всё потерял.

Здоровье приходит днями, а уходит часами.

Отвечают на вопросы учителя.

Демонстрируют знание содержания рассказа.

Дети работают в парах.

Да, они подходят к рассказу «Слон». В первой говориться, что за ребёнком в детстве ухаживают, о нём заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери даже невозможное.  Здоровье – самое дорогое, что есть у человека, его не купишь ни за какие деньги. Ещё о здоровье: здоровье уходит часами, т.е. очень быстро. Вот и девочка угасала с каждым днём. Ей становилось всё хуже и хуже.  

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, принимать и сохранять учебную задачу, уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь находить ответы на вопросы в тексте; уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь работать в парах; уметь анализировать и отвечать в соответствии с целевой установкой;  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Самоопределение к деятельности.
Постановка темы и цели урока, открытие новых знаний.


Цель: организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала;

организовать уточнение и согласование темы  и цели урока.

-Давайте вспомним, что вы делали дома.

- Александр Иванович Куприн разделил свой рассказ на 6 частей. Посмотрим, совпадут ли они с вашими частями. Затем  составим  план текста.

- Назовите тему  урока.

- Какую цель вы поставите для себя на уроке?  

-Пытались разделить рассказ на части.

Ребята формулируют тему и цель урока.

- Деление текста на части, составление  плана  текста.


Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.




4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

Работа с текстом по теме урока.

Цель: организовать усвоение детьми  способа действий при решении поставленных задач;

организовать усвоение детьми нового материала.

Динамическая пауза.

Деление текста на части (фронтальная работа).

-Предлагаю обсудить, как разделили текст на части вы  и как разделил его на части  автор.

Совместно с учителем находят начало и конец каждой части.

 

1 часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка…».

2 часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается…».

3 часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце…».

4 часть: до слов «Ночью слона ведут к больной девочке…».

5 часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет…».

6 часть: до конца.

 

-Предлагаю продолжить работу в группах.

Вспомните Правила работы в группах.

Задание.

- Каждая группа  должна озаглавить части текста  и   записать  план на листе.

- Но прежде чем вы начнёте свою  работу, давайте откроем учебник на с.41 и вспомним, что такое план,  каким он бывает и что нужно для составления плана.

План.

1. Девочка больна.

2. Дочка от всего отказывается.

3. Желание увидеть живого слона.

4. Папа в зверинце.

5. Ночное путешествие слона.

6.Слон в гостях у Нади.

Подведение итогов работы в группах.

- А теперь посмотрите, как озаглавил части рассказа автор.

(2 СЛАЙД)

-Ребята, как вы думаете, какая группа смогла более точно определить основную мысль каждой части и составить план текста?

- Давайте запишем его в рабочие тетради.

 

Обсуждают и предлагают свои варианты.

Дети переставляют стулья для работы в группах.

Дети читают текст на с.41 учебника, вспоминают изученный материал.

Выполняют задание  в группе, доказывают, аргументируют свои ответы, формулируют вывод.

Представитель каждой группы озвучивает у доски результаты работы.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение сотрудничества при работе в группах, умение осуществлять контроль за ходом выполнения работы и полученным результатом, проявлять активность в деятельности, уметь оформлять свои мысли в устной форме.

5.Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Цель: Зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность.

-Чему вы учились сегодня на уроке?

-Кто доволен своей работой?

-Кто считает, что мог бы работать лучше?

-Нарисуйте  в тетради смайлик, который отражает вашу работу на уроке.

Дают самооценку собственной учебной деятельности.

уметь формулировать несложные выводы, давать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

6. Домашнее задание.

С.41 задание 7                           Спасибо за работу. Урок окончен.

Восприятие и осмысление домашнего задания.

                                                                           

Список использованной литературы

  1. Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2014.
  2. Интернет ресурсы.
  3. Информация с сайта: http://history-gatchina.ru/town/kuprin/kuprin3.htm
  4. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий "Уроки литературного чтения. Родная речь. 3 класс." Книга для учителя.– М., Просвещение, 2014.


Самооценка участия в групповой работе.

Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Лучше всех в группе работал... 
Моя группа работала – 1 2 3 4 5

(Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.)


Работа с индивидуальными листами самооценки.

Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3классе.

В статье предложена разработка урока литературного чтения в 3классе (1 -4) по программе «Школа России». Обобщающий урок по теме «Великие русский писатели» был проведён в форме КВН. ...

урок чтения в 3классе "М ЮЛермонтов Стихи

Познакомить с творчеством М Ю Лермонтова...

Тесты по математике.Тесты по литературному чтению 3класс

Тестирование обучающихся 3класса по математике...

Рабочая программа по литературному чтению 3класс

Рабочая программа  по УМК"Школа России" , авторы учебника Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Программа составлена на 3 часа в неделю...

Интегрированный рок Литературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония») Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония»)

Интегрированный рокЛитературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония»)Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония») Цели:  познакомить с жизнью ...

3класс Чтение Контрольна работа

3класс Чтение Контрольна работа к разделу "Краски осени"...

Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса по литературному чтению.УМК «Школа России»

Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса...