Доклад "Воспитание культуры поведения у младших школьников"
материал (4 класс)

Булыгина Наталья Евгеньевна

Доклад на МО классных руководителей по культуре поведения учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_kulture_povedeniya.odt26.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Родомановская средняя школа»

Доклад на МО классных руководителей: «Воспитание культуры поведения младших школьников».

                                             Подготовила:

                                                                       Булыгина Наталья Евгеньевна

Родоманово, 2017 г.

   Воспитанность не формируется сама по себе. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека. Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших,  не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан. Все: родители, учителя, общество хотят видеть ребенка хорошо воспитанным.

Целенаправленная, систематическая работа по  воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу.             Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются  хорошие манеры, умение  культурно вести себя в школе, доме,  на улице и в общественных местах.  Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям  с ранних лет, то позднее приходится  восполнять этот  пробел   и  нередко проводить более трудную  работу: перевоспитывать школьников, у  которых укоренились отрицательные  привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такту, деликатности, непринужденности, манер и т. д.

Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение  человека,  но и внешняя  сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — заставляет человека  быть  выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность бестактность постепенно формируют соответствующие отрицательные  качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.

          Личный опыт общения ребенка еще очень  беден,  ребенок  часто  может быть  невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как надо  поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего  тона по  подражанию, наблюдая  за поведением родителей, взрослых, которые являются для  них авторитетом. Однако осознание ребенком своего поведения, своих действий — необходимое условие  формирования общественно полезных навыков и привычек  нравственных норм поведения. Только  за то поведение  человек может совершенно  сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение  которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользе и необходимости.

              В начальной школе дети должны усвоить достаточно большой объем знаний об  основных правилах культурного поведения и приучиться осознанно, выполнять их. Поэтому очень важно учить школьников не только  правилам поведения, но и  одновременно  уметь находить правильный  способ поведения в новой обстановке на  основе уже известных правил. Эта задача сложная, и чтобы  успешно разрешить  ее, необходимо  следующее. В работе с детьми надо учить их выполнению правил поведения в различных ситуациях, с которыми чаще лишь они встречаются: в школе, на  улице, в общественных местах. При этом конкретные правила  обязательно будут повторяться. Это необходимо  для  того, чтобы ребенок научился  выполнять одно и  то же правило  в разных  условиях. Следует  помнить, что  для младшего школьника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда  прост. Например, ребенок  знает, что  в школе надо здороваться со всеми взрослыми, а не только  со своей учительницей. Даже первоклассник довольно быстро  овладевает этим правилом. В школе он всегда здоровается со всеми учителями и с воспитателями, с  техничками, родителями. А вот за пределами школы, на  улице ребенок  может не выполнять  это правило. И  совсем не  злому  умыслу или  забывчивости.  Просто он не знает, что, встретив на  улице, в магазине, в кино знакомого (учителя, маму ли папу своего товарища и др.), надо  с ним обязательно  поздороваться.  Или другой пример. Дети научились  уступать место  старшим в трамвае, автобусе, троллейбусе. Они  делают это  охотно, без напоминаний. Но вот пришла бабушка  в школу. Ученик сидит, а бабушка  стоит, иногда  еще разговаривает с учеником.  И он не догадается предложить ей сесть. Мальчик приучен  уступать место пожилым  только  в транспорте. Так  что, осознание ребенком своего поведения происходит постепенно под руководством учителя, воспитателя, под  влиянием  складывающегося общественного мнения коллектива.

             В каждом классе дети осваивают все  основные компоненты культуры поведения: личную гигиену, вежливость, точность, обязательность, культуру речи и др. Круг правил, которыми должны овладеть дети  в последующем классе, увеличивается, школьники постепенно знакомятся с более сложными и тонкими правилами. Учитель проводит повседневную работу с учениками  по  воспитанию культуры поведения.

  Понятие «культура поведения» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности

     Главная задача этического просвещения — формировать нравственные  представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, товариществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо  обратить внимание детей на  мотивы поступков и их последствия для  других людей. Тогда правило  выступает не как случайное и необоснованное требование, а как разумная  необходимость, очевидная для  младших школьников.

  Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от  правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами является приучение  школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение  им соответствующих норм морали. 

    Важным средством приучения  младших школьников  к  культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма  зависят от  характера правила, которое отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель  показывает, как надо вести  себя в той  или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как  вести  себя за столом, как выполнять  правила вежливости. На этом же занятии дети повторяют действия учителя, учатся поступать  правильно. А затем эти упражнения включаются в разнообразную деятельный школьников. Дети  едут в театр, идут  на день рождения  к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать  согласно  известным им правилам. Учитель наблюдает за поведением  детей, он отмечает те пробелы  и ошибки, которые  дети  совершают,  и то хорошее, правильное в их поступках,  на что  можно опереться в дальнейшей  работе.

Методы и приёмы воспитания культуры поведения.

  1. Пример педагога  Поведение  учителя, его внешний вид, тон  и стиль  обращения с другими учителями, родителями, учениками имеют решающее значение  в формировании воспитанности школьника. Учитель должен быть тем образцом поведения, которому хотел бы  следовать ученик. Резкий тон, раздражительность в общении с детьми, бестактные  замечания, которые родители иногда еще получают в школах, безусловно, затрудняют воспитание  культуры поведения. Правила вежливости, культура  речи, точность, обязательность формируются гораздо  быстрее, если в школе создана общая атмосфера дружелюбия, внимания  друг к другу, товарищеской помощи и заботливости.

  2. В системе работы учителя большое  значение имеет и разъяснение  детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения. Методы разъяснения различные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по  прочитанному  рассказу, стенды по  культуре поведенияГлавная задача этического просвещения — формировать нравственные  представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, товариществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо  обратить внимание детей на  мотивы поступков и их последствия для  других людей. Тогда правило  выступает не как случайное и необоснованное требование, а как разумная  необходимость, очевидная для  младших школьников.

 Среди методов разъяснения правил поведения ведущее  место должна занять беседа  учителя с детьми. Почему  именно беседа? Отвечая на  вопросы, поставленные учителем, учащиеся  дополняют друг  друга, высказывают  разные мнения, основываясь на  собственном (пусть небольшом  и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание  детьми тех или  иных правил. Высказывания учащихся  позволяют педагогу судить  о том, что  уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомы или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог  подводит итог  беседе, формулирует правила поведения, останавливается на  ошибочных высказываниях.

 Эффективный  прием разъяснения детям правил культурного поведения — использование литературных произведений — рассказов, стихотворений, басен.При этом целесообразно обсуждать  с детьми и образцы правильного поведения, и негативные поступки. В работе с детьми надо  широко использовать  юмор. Важно показать  детям, в смешном виде героев произведений, которые  не умеют или не хотят выполнять  правила культурного поведения. И таким образом вызвать  у ребят желание  не быть  похожими для них. Прекрасным материалом для  этой работы являются стихотворения А. Барто «Любочка» «Сонечка», «В театре», «Почему занят  телефон», С. Михалкова «Одна рифма», «Прогулка», Вл. Лившица «Перчатки», «Неряха» и др. Эти стихотворения можно прочитать в лицах, поставить по ним небольшие инсценировки. Следует, однако, подчеркнуть, что учитель должен очень тактично использовать  смех  как средство  воспитания. Не следует непосредственно связывать  плохие поступки героев стихотворений с поведением  ребят данного класса, высмеивать их. Если такие аналогии проводятся и делается это прямо, то дети      

не стараются  исправить свое поведение, а обижаются, замыкаются  в себе, а иногда начинают  поступать назло учителю.

    3.Сюжетно-ролевые игры.

Вот так проходит, например, занятие «Доброе слово, что ясный день».

Дети вспоминают сказку «Морозко», произносят ласковые слова, с которыми падчерица обратилась к Деду Морозу. Затем идет выборочное чтение сказки «Гуси-лебеди», показываются фрагменты диафильма по той же сказке.

  • Почему же, печка, Яблонька и Речка сначала не ответили Маше на ее вопрос?
  • Потому что Маша вначале была неприветлива с ними, обидела их.
  • А потом почему сказочные герои охотно помогли ей?
  • Потому что девочка отведала пирожка из печки, яблочка с яблоньки, потому что нашла слова благодарности, оценила их труд, ласково обошлась с Речкой.
  • А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь волшебными словами? Давайте проверим, действительно ли есть волшебные слова. А для этого проведем игру: «Волшебный цветик-семицветик».

Правила игры: «Волшебник (ученик) отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кому пожелает, со словами из знакомой каждому ребенку сказки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад – на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели…»

Варианты пожеланий:

  • Катя, я была не права, что обидела тебя. Не сердись на меня, прости, пожалуйста.
  • Коля, я тебя сегодня толкнула нечаянно, прости, пожалуйста.

В конце игры учитель обращает внимание учеников на то, как произносятся «вежливые слова».

  • Вежливо, с улыбкой.
  • Действительно, улыбка украшает произнесенную фразу, даже в песенке поется «От улыбки станет всем теплей». Исполняется эта песня.

Так, с помощью игры педагог учит детей сложному искусству общения.

Игра «Планета друзей»

Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

  • Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
  • Составить правила совместного проживания на планете.
  • Описать, какие события происходят на планете.
  • Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.

После того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.   

В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.

Школьникам нужно описать:

  • какую ситуацию они проиграли;
  • какую тему затронули;
  • как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.

Дети должны высказать и закрепить правила общения в классе. Можно выбрать группу детей, которые запишут и оформят эти правила, а потом прикрепить их в классном уголке.

Больше всего интерес у детей вызывают, конечно же, игры, в которых они исполняют роль взрослых. Возможны такие варианты.

    4.Совместная деятельность детей.

        Выполнение общественных поручений требует от  детей не только  умения  выполнять  какую-либо деятельность, но  и соблюдать  определенные правила поведения. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от  школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым  для  детей. Поэтому дети стараются  запомнить то, что  они изучают на  специальных занятиях, и применить полученные знания на  практике. Это обстоятельство  в значительной мере облегчает роботу учителя по  воспитанию культуры поведения.

           Воспитание культуры поведения проходит успешно, если родители и школа  находят общий  язык, осуществляют единые требования к поведению детей.                   Большое значение  в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей.

  Семья – колыбель духовного рождения человека… Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для нравственного формирования личности.

Самый большой дефицит, который испытывают дети, - дефицит ласки.

В последнее время распространилось такое понятие, синдром опасного обращения с детьми – СООСД. Это и физические наказания, угрожающие жизни ребенка, и неправильное воспитание в целом.

    Заключение.

Начиная работу по воспитанию культуры поведения, учителю необходимо формировать общественное мнение в детском коллективе, которое регулировало бы и соответствующим образом оценило выполнение (или невыполнение) простых норм поведения. Коллектив детей с помощью взрослых должен выработать правила, выполнение которых считается необходимым. Тогда требования придерживаться определённых норм будут исходить не только от взрослых, но и от самих детей, от школьного коллектива. 
      Необходимо заметить, что воспитание нравственности и культуры поведения тесно связаны между собой и во все времена были важными направлениями воспитательной работы школы. Однако часто такое воспитание сводилось к набору внеклассных мероприятий, которые не всегда учитывали личностные переживания и чувства учащихся, их потребности и личную заинтересованность. В наше сложное время особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны время и специальные усилия, чтобы процесс воспитания нравственного и культурного поведения был не стихийным и кратковременным, а системным и глубоким. Сегодня такое воспитание предполагает формирование этической культуры школьников, развитие мышления и обогащение ребёнка эмоциональным опытом переживаний. 

Педагог воспитывает будущего гражданина. «Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания». Поэтому педагогу необходимо проникнуться верой в способности каждого ученика, верой в преобразующую силу своего педагогического труда и с этих позиций рассматривать применяемую им методику воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"

Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....

"Воспитание культуры поведения у младших школьников" Родительское собрание

Личный пример - это основное условие воспитания культуры у детей....

Воспитание культуры поведения у младших школьников

Понятие «культура поведения» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности....

Воспитание культуры поведения у младших школьников

Родительское собрание. Тема: «Воспитание культуры поведения у младших школьников». В материале представлены беседа учителя и презентация....

Воспитание культуры поведения у младших школьников

Доклад на тему "Воспитание культуры поведения у младших школьников" подготовлен для выступления на ШМО....

Воспитание культуры поведения у младших школьников

Все: родители, учителя, общество хотят видеть ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорн...