Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» для учащихся класса
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Шаталова Светлана Викторовна

Календарно – тематическое планирование

к рабочей программе

по учебному предмету

«Окружающий мир»

для учащихся  класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx85.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Томаровская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.

Яковлевского городского округа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО______(Зюзюкина И.А.)

Протокол №___ от

«___»__________2019г.

«Согласовано»

Зам. директора  _______(Овчарова Н.А.)

                 «___»___________2019г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____________(Данилова А.В.)

         Приказ №___ от «___»_________2019г.

Календарно – тематическое планирование

к рабочей программе

по учебному предмету

«Окружающий мир»

для учащихся  4 «Б» класса

2019 – 2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Наименование темы

Часы

учебного

времени

Плановые сроки прохождения

Учебные материалы

Характеристика

основной деятельности ученика

Приме

ча

ние

План.

Факт.

Учебник; часть; стр.

Тетрадь; часть; стр.

Хрестома

тия; часть; стр.

ГЛАВА 1 «История Отечества» - 10 часов

1

Человек и общество

Древние славяне. Практическая работа «Работа с картой «Восточные славяне»

02.09

  1; 7 – 11

  1; 2 – 3

  1; 150 – 157

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Анализировать карту расселения племён древних славян.

Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

Характеризовать верования древних славян.

Моделировать древнеславянское жилище.

Составлять план рассказа на материале учебника.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

Человек и общество

Картины быта и труда, традиции, верования

03.09

  1; 12 – 17

  1; 2 – 3

3

Человек и общество

Древняя Русь

Входной контроль

09.09

  1; 18 – 19

  1; 4 – 5

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Прослеживать на карте Древней Руси путь «из варяг в греки».

Характеризовать систему государственной власти в Древней Руси.

Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси.

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

4

Человек и общество

Путь из «варяг в греки»

10.09

  1; 20 – 24

  1; 4 – 5

5

Человек и общество

Крещение Руси  

16.09

  1; 25 – 29

  1; 6

6

Человек и общество

Борьба Руси с западными завоевателями

17.09

  1; 30 – 33

  1; 7

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Находить на карте места сражений А. Невского.

По иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей.

Высказывать своё  отношение к личности Александра Невского.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

7

Человек и общество

Московская Русь: основание Москвы, князь Юрий Долгорукий.

23.09

  1; 34

  1; 8 – 9

Понимать учебную  задачу и стремиться её характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника.

Обсуждать, какие личные качества князей сыграли роль в успехе их правления.

Работать с терминологическим словарём.

Составлять план рассказа на материале учебника.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

8

Человек и общество

Первые Московские князья. П. р. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории Отечества

24.09

  1; 35 – 38

  1; 8 – 9

9

Человек и общество

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости (заседание клуба)

30.09

  1; 39 – 41

  1; 10

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Различать праздники народные, церковные.

Составлять план рассказа на материале учебника.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10

Человек и общество

Сохранение традиционной обрядовости (вера в приметы). Современные сезонные праздники – дань традициям

01.10

  1; 42 – 48

  1; 10

ГЛАВА 2 «Земля – планета Солнечной системы» - 3 часа

11

Человек и природа

Общие представления о Вселенной, Солнечной системе. Контрольная работа № 1 «История Отечества»

07.10

  1; 49 – 53

  1; 11 – 12

1; 158 – 160

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Работать в паре: по схеме строения Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности.

Моделировать строение Солнечной системы.

Извлекать из учебника цифровые данные о Солнце.

Находить в дополнительной литературе, Интернете готовые сведения о Солнце, Солнечной системе, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

12

Человек и природа

Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца

08.10

  1; 54 – 58

  1; 13 – 15

 Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Устанавливать причинно – следственные связи между движениям Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13

Человек и природа

Природные зоны нашей страны. Практическая работа «Работа с картой «Природные зоны России»

14.10

  1; 59 – 63

  1; 16 – 18

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Работать в паре: знакомиться с картой «Природные зоны России».

Определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ГЛАВА 3 «Путешествие по природным зонам России» - 12 часов

15.10

14

Человек и природа

Ледяная зона (заседание клуба): климат, растительный и животный мир. Работа с гербарием.  Тест «Земля – планета Солнечной системы»

15.10

  1; 65 – 70

  1; 19 – 21

1; 161 – 181

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Характеризовать природные зоны (на примере ледяной зоны, тундры, леса, степи, пустыни, субтропической зоны).

Находить и показывать на карте природных зон ледяную зону, тундру, лес, степь,  пустыню, субтропическую зону.

Различать растения и животных ледяной зоны, тундры, леса, степи, пустыни, субтропической зоны, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения,

работы с иллюстрациями.

Анализировать влияние современного человека на состояние природы, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния

природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Характеризовать влияние человека на природные зоны.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

Изготавливать макеты участков природных зон.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

15

Человек и природа

Ледяная зона (заседание клуба). Влияние человека на природу.

21.10

  1; 71 – 73

  1; 19 – 21

16

Человек и природа

Тундра: климат, растительный и животный мир.  Работа с гербарием.

22.10

  1; 74 – 80

  1; 22 – 26

2 четверть

17

Человек и природа

Тундра. Влияние человека на природу.

06.11

  1; 80 – 83

  1; 22 – 26

18

Человек и природа

Зона лесов: климат, растительный мир.   Работа с гербарием. Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес.

07.11

  1; 84 – 89

  1; 27 – 31

19

Человек и природа

Животные леса. Роль леса в природе и жизни человека. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка.

12.11

  1; 89 – 94

  1; 27 – 31

20

Человек и природа

Зона степей: климат, растительный и животный мир.  Работа с гербарием.

13.11

1; 95 – 100

  1; 32 – 34

21

Человек и природа

Зона степей. Влияние человека на природу.

18.11

1; 101 – 103

  1; 32 – 34

22

Человек и природа

Зона пустынь: климат, растительный и животный мир.   Работа с гербарием.

19.11

1; 104 – 109

  1; 35 – 36

23

Человек и природа

Зона пустынь. Влияние человека на природу.

25.11

1; 109 – 111

  1; 35 – 36

24

Человек и природа

Субтропическая зона (заседание клуба): климат, растительный и животный мир.   Работа с гербарием.

26.11

1; 112 – 117

  1; 37

25

Человек и природа

Субтропическая зона (заседание клуба). Влияние человека на природу.

02.12

1; 117 – 121

  1; 37

ГЛАВА 4 «Родной край – часть великой России» - 10 часов

26

Человек и природа

Родной край – часть великой России. Экскурсия по родному краю. Контрольная работа № 2 «Природные зоны России»

03.12

1; 123 – 125

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Работать в паре: находить на карте России свой регион.

Знакомиться с картой Белгородской области.

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности Белгородской области.

Извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности и водоёмах  края, полезных ископаемых.

Работа со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности родного края.

Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения встречаются в лесах родного края.

Работа со взрослыми: наблюдение за растениями леса, определение их с помощью атласа – определителя.

Выявлять зависимость растениеводства и животноводства в регионе от природных условий.

Работа в группе: знакомство с одной из отраслей растениеводства или животноводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Работа в группе: знакомство с народными промыслами Белгородской области, заповедными местами,  готовить сообщения, представлять их классу.

Составлять памятку «Правила безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг».

Принимать посильное участие в охране природы родного края.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

27

Человек и природа

Московское время, часовые пояса. Практическая работа: работа с картой «Часовые пояса России».

09.12

1; 126 – 127

  1; 40

28

Человек и природа

Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края. Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг

10.12

1; 128 – 132

  1; 38 – 39; 41 – 42

29

Человек и природа

Полезные ископаемые твоего края

16.12

1; 133 – 135

 

30

Человек и природа

Экскурсия в парк: растительный мир родного края

17.12

31

Человек и природа

Проект «Растения твоего края»

23.12

1; 136 – 137

  1; 43

32

Человек и общество

Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство)

24.12

1; 138 – 139

3 четверть

33

Человек и общество

Народные промыслы твоего края. Экскурсия в краеведческий музей.

09.01

1; 140 – 143

  1; 44

34

Человек и природа

Заповедные места твоего края. Посильное участие в охране природы родного края

10.01

1; 144 – 147

  1; 45

35

Человек и природа

Соблюдение правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг. Тест «Родной край – часть великой России»

13.01

ГЛАВА 5 «Человеческий организм» - 12 часов

14.01

36

Человек и природа

Общее представление  о строении тела человека

14.01

  2; 7 – 11

  2; 2 – 3

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Характеризовать системы органов человека (их части и назначение).

Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены.

Анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

37

Человек и природа

Путешествие в мир клеток

20.01

  2; 12 – 13

  2; 4 – 5

38

Человек и природа

Самый большой орган чувств. Гигиена органов чувств

21.01

  2; 14 – 16

  2; 6 – 7

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Изучить свойства кожи.

Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей.

Работа в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждении кожи.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

39

Человек и природа

Как человек двигается?

27.01

  2; 17 – 20

  2; 8 – 9

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма.

Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

Следить за правильной осанкой на уроке и вне его.

Выполнять физминутки.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

40

Человек и природа

Пищеварительная система. Соблюдение правил безопасного поведения во время приёма пищи

28.01

  2; 21 – 24

  2; 10 – 12

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Моделировать строение пищеварительной системы.

Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения.

Обсуждать правила рационального питания.

Составлять меню здорового питания.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

41

Человек и природа

Система кровообращения. Наблюдение за изменением пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки

03.02

  2; 25 – 28

  2; 13 – 14

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме.

Моделировать строение кровеносной системы.

Практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов при различной нагрузке.

Работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

42

Человек и природа

Познакомимся с дыхательной системой

04.02

  2; 29 – 31

  2; 15

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме.

Моделировать строение дыхательной системы.

Обсуждать и формулировать  правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

43

Человек и природа

Всё о вдохе и выдохе

10.02

  2; 32 – 33

  2; 16 – 17

44

Человек и природа

Береги свои легкие

11.02

  2; 34 – 35

  2; 18

45

Человек и природа

Как почки удаляют из организма вредные вещества

17.02

  2; 36 – 37

  2; 19

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Характеризовать строение выделительной системы и её роль в организме.

Моделировать строение выделительной системы.

Обсуждать и формулировать  правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

46

Человек и природа

Нервная система человека

18.02

  2; 38 – 40

  2; 20 – 21

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Характеризовать строение нервной системы и её роль в организме.

Моделировать строение нервной системы.

Обсуждать и формулировать  правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ГЛАВА 6 «Изучаем органы чувств» - 8  часов

47

Человек и природа

Система органов чувств (заседание клуба) Контрольная работа № 3 «Организм человека»

24.02

  2; 43 – 45

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Работа в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы про предложенному плану.

Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента.

Формулировать правила гигиены органов чувств.

Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

Обсуждать и формулировать  правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

48

Человек и природа

Спроси у носа; что такое запах. Роль органа обоняния в жизнедеятельности организма. Гигиена.

25.02

  2; 46 – 48

  2; 22 – 23

49

Человек и природа

Высуни язык и скажи: «А». Роль органа вкуса в жизнедеятельности организма. Гигиена.

02.03

  2; 49 – 51

  2; 24

50

Человек и природа

«Взгляд» на глаз. Роль органа зрения в жизнедеятельности организма. Гигиена.

03.03

  2; 52 – 56

  2; 25 – 27

51

Человек и природа

Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия. Роль органа слуха в жизнедеятельности организма. Гигиена.

09.03

  2; 57 – 61

  2; 28 – 30

52

Человек и природа

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. Роль органа осязания в жизнедеятельности организма. Гигиена.

10.03

  2; 62 – 63

53

Человек и природа

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья.

16.03

  2; 64 – 66

  2; 31

54

Человек и природа

Проект «Роль органов чувств в жизнедеятельности человека» Тест «Органы чувств»

17.03

2; 67 – 68

4 четверть

ГЛАВА 6 «Путешествие по странам мира» - 6 часов

55

Человек и общество

Россия на карте. Сухопутные границы. Практическая работа «Работа с картой мира» 

01.04

2; 69 – 73

  2; 32 – 33

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Показывать на карте России её границы и пограничные государства.

Обсуждать, почему с государствами – соседями нужно иметь добрососедские отношения.

С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

56

Человек и общество

Морские границы. Практическая работа «Работа с картой мира»

02.04

2; 74 – 79

  2; 32 – 33

57

Человек и общество

Соединенные штаты Америки: расположение, столица, главные достопримечательности. Практическая работа «Работа с картой мира»

06.04

2; 80 – 83

 

2; 34 – 35

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Работа в группе: самостоятельно изучать материал о США.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Описывать достопримечательности США.

Составлять викторину о США.

В дополнительной литературе и Интернет находить интересные факты о США.

Обсуждать цели международного туризма.

Работа со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из США.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

58

Человек и общество

Великобритания: расположение, столица, главные достопримечательности. Практическая работа «Работа с картой мира»

07.04

  2; 84 – 86

  2; 36 – 37

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Работа в группе: самостоятельно изучать материал о Великобритании.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Описывать достопримечательности Великобритании.

Составлять викторину о Великобритании.

В дополнительной литературе и Интернет находить интересные факты о Великобритании.

Обсуждать цели международного туризма.

Работа со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Великобритании.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

59

Человек и общество

Франция: расположение, столица, главные достопримечательности. Практическая работа «Работа с картой мира»

13.04

  2; 87 – 89

  2; 38 – 39

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Работа в группе: самостоятельно изучать материал о Франции.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Описывать достопримечательности Франции.

Составлять викторину о Франции.

В дополнительной литературе и Интернет находить интересные факты о Франции.

Обсуждать цели международного туризма.

Работа со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Франции.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

60

Человек и общество

Терроризм – международная опасность. Контрольная работа № 4 «Страны мира»

14.04

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Обсуждать пути защиты от терроризма.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

ГЛАВА 7 «Москва как летопись истории России» - 4 часа

61

Человек и общество

Москва как летопись истории России.  День народного единства. Памятник Минину  и Пожарскому

20.04

  2; 93 – 95

  2; 40 – 41

  2; 145 – 155

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

62

Человек и общество

Москва: память о войне 1812 года

21.04

  2; 96 – 99

  2; 42 – 43

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о бородинском сражении.

Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Извлекать из Интернета сведения о биографиях героев войны 1812 года, готовить доклады, презентовать в классе.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

63

Человек и общество

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

05.05

2; 100 – 103

  2; 44

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны.

Обсуждать, в чём значение Победы в ВОВойне для нашей страны и всего мира.

Встречаться в с ветеранами войны, интервьюировать их.

Выяснить в краеведческом музее, какой вклад внёс наш край в Победу.

Собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе.

Интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

64

Человек и общество

Памятники Москвы покорителям космоса

05.05

2; 104 – 107

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Извлекать из дополнительной литературы информацию об освоении космоса.

Знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему.

Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили 12 апреля 1961 года.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ГЛАВА 8 «Мы – граждане России» - 3 часа

65

Человек и общество

Наша родина – Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации. Итоговая комплексная работа «Белый медведь»

11.05

2; 109 – 111

  2; 45

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Обсуждать, зачем государству нужны символы.

Знакомиться с особенностями герба, флага России, их историей.

Выучить гимн России, отличать гимн России от стран  других государств.

Моделировать символы своего класса, семьи.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

66

Человек и общество

Основной закон страны – Конституция России. Права ребёнка.

12.05

2; 112 – 116

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

67

Человек и общество

Президент,  Правительство и парламент страны. Депутат в Парламенте как представитель интересов региона

15.05

2; 112 – 116

Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства.

Моделировать деятельность депутата.

Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным СМИ.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

68

Человек и общество

Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема

18.05

Понимать учебную  задачу и стремиться её выполнить.

Обсуждать потенциальные опасности у водоёмов.

Запомнить правила поведения во время купания.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Шевченко А.И. Яковлевского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________Кравченко О.В.

Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР МБОУ «Томаровская СОШ №1»

___________Овчарова Н.А.

 «____»____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Томаровская СОШ №1»

_____________Истомина С.Я.

Приказ № ___ от     «___»______________2014 г.

Календарно-тематическое планирование

Василенко Ирины Александровны

по учебному предмету

 «Окружающий мир»

4 класс «Б»

     

 

2014 – 2015 учебный год

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЁННЫЕ В АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ

Изменения в авторскую программу внесены не были.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ИХ СОЧЕТАНИЕ,

А ТАКЖЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком,  проводятся нетрадиционные уроки: урок – соревнование, урок – экскурсия, заседания клуба.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, работа в паре, практические работы.

Формы контроля опорной системы знаний: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, практикум, контрольные работы, итоговая комплексная работа, тесты.

Согласно инструктивно – методического письма «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2014-2015 учебном году» Департамента образования Белгородской области, Белгородского института развития образования по окружающему миру  предусмотрено  4 контрольных работы и комплексная контрольная работа на межпредметной основе.

№п/п

Вид контроля

Тема

Номер приложения

1

Контрольная работа №1

«История Отечества»

№1

2

Контрольная работа № 2

«Природные зоны»

№2

3

Контрольная работа № 3

«Организм человека»

№3

4

Контрольная работа № 4

«Страны мира»

№4

5

Комплексная итоговая контрольная работа

«Белый медведь»

-

Метапредметные и личностные результаты оцениваются качественно.

Четвертная промежуточная аттестация проводится на основании текущих отметок и отметок, полученных за выполнение контрольных работ, предусмотренных рабочей программой учебного предмета «Окружающий мир». Итоги обучающихся оцениваются по 5-балльной системе.

Четвертные, годовые отметки выставляются за 3 - 5 дней до начала каникул. Годовые оценки по учебному предмету «Окружающий мир» выставляются учителем на основании фактического уровня знаний и навыков обучающихся с учетом четвертных оценок.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Урокам сопутствуют компьютерные презентации, цифровые образовательные ресурсы, которые позволяют компенсировать недостаток наглядного материала по предмету «Окружающий мир»

Наименование объектов

и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд

1

Учебно-методический комплект по программе «Перспективная начальная школа»:

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч.– М: Академкнига/ Учебник, 2013.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Л.Г. Кудрова Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2– М: Академкнига/ Учебник, 2014.

Примерная программа:

«Примерные программы начального общего образования»  М: Просвещение, 2009

Авторская программа:

«Окружающий мир» Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. (Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности:1-4 кл.: в 2 ч. /Сост.  Р. Г. Чуракова – М.: Академкнига /Учебник, 2012 – Ч.2).

Методические пособия для учителя:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник, 2013.

22

22

1

1

1

2

Научно – популярные и художественные книги для чтения

+

3

Справочная литература

+

Демонстрационный материал

1

Глобус

+

2

Географические  карты

+

3

Иллюстративные материалы

+

4

Магнитные плакаты по основным  темам естествознания

+

5

Портреты выдающихся людей России.

-

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

1

2

Цифровые и информационные инструменты и источники

CD-диски:

«Академия младшего школьника» (1-4)

«Учимся изучать историю» (8-12 лет) (работа с датами, картами, первоисточниками)

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе.

Окружающий мир (1-4)

Олимпиадные задания для 2-4 классов

Справочник учителя начальных классов

Уроки истории

Коллекции электронных образовательных ресурсов

1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 

3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

Образовательные Интернет-порталы

1. Информационно-образовательный портал «Сетевой класс Белогорья» belclass.net/

2. Сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.mon.gov.ru

3. Сайт Рособразования

http://www.ed.gov.ru

4. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

5. Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

6. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования

http://www.ndce.edu.ru 

7. Школьный портал

http://www.portalschool.ru 

8. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru 

9. Российский портал открытого образования

http://www.opennet.edu.ru 

10. Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

11. Газета «1 сентября»

www.1september.ru 

12. ИнтерГУ.ru – Интернет-государство учителей

www.intergu.ru 

13. Сеть творческих учителей

www.it-n.ru 

14.  Журнал «Наука и образование»

www.edu.rin.ru

15. Международная ассоциация «Развивающее обучение» - МАРО

www.maro.newmail.ru

16.Сайт издательства «Академкнига/Учебник

www.akademkniga.ru

1

1

1

1

1

1

1

1

Учебно–практическое и лабораторное оборудование

1

Термометр для измерения температуры воздуха и воды

+

2

Лупа

+

3

Компас

+

4

Цифровой микроскоп «Эксперт»

+

5

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.

Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий

+

комплект

6

Муляжи овощей, фруктов.

+

7

Модель «Торс человека с внутренними органами»

+

8

Коллекции полезных ископаемых

+

9

Коллекция плодов и семян растений

+

10

Гербарии

+

11

Комнатные растения

+

Технические средства обучения

1.

Классная доска (магнитная)

1

2.

Колонки

2

3.

Компьютер

1

4.

Мультимедийный проектор

1

5.

Экран

1

Приложение

Контрольная работа № 1 «История Отечества»

ЧАСТЬ 1

А -1         Объединение людей, связанных родственными отношениями, называли

        1 – племенами                        3 - стадами

        2 – родом                                4 – семьёй

А - 2         Основой хозяйства всех племен восточных славян было

        1 – скотоводство                        3 - охота

        2 – земледелие                        4 – рыбалка

А – 3        Варяги - это

        1 – мирные люди                        3 – торговцы и воины

        2 – моряки                                4 – земледельцы

А – 4        Какие моря соединил путь «Из варяг в греки»

        1 – Чёрное и Северное                3 – Чёрное и Красное

        2 – Балтийское и Белое                4 – Балтийское и Чёрное

А – 5        Год крещения Руси

        1 – 899                                3 – 1034

        2 – 988                                4 – 2009

А – 6        Невская битва произошла

        1 – апрель 1240 г                        3 – май 2009

        2 – июль 1242 г                        4 – июнь 1941

А – 7        Ледовое побоище произошло

        1 – апрель 1240 г                        3 – май 2009

        2 – июль 1242 г                        4 – июнь 1941

А – 8        Кто считается основателем Москвы

        1 – Владимир Мономах                3 – Княжна Ольга

        2 – Князь Олег                        4 – Князь Юрий Долгорукий

А – 9        Год  основания Москвы

        1 – 1247                                3 – 2009

        2 – 1147                                4 –1961

А – 10         Как называется холм, на котором в 1156 году был построен деревянный Московский Кремль?

        1 – Вековой                                3 - Боровицкий

        2 – Московский                        4 – Дубовый

ЧАСТЬ 2

В – 1        Какому полководцу принадлежит высказывание «Кто  с мечом к нам придёт – от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет Русская земля"

В – 2        О каком сражении писал летописец: «И была тут страшная и большая сеча, был слышен треск поломавшихся копий и звук от ударов мечей, так что и замёрзшее озеро точно тронулось и не видно было льда, потому что он был полит кровью»?

В – 3        На Масленицу славяне пекли и ели блины – круглые, горячие и золотистые. Во время праздника с горы спускали горящие колёса. Что символизирует горячие блины и горящие колёса?

ЧАСТЬ 3

С – 1 Запиши одну из древнейших русских летописей

С – 2 Какие праздники древних славян отражали времена года

 

Контрольная работа № 2 «Природные зоны»

ЧАСТЬ 1

А -1         Участки суши со сходными природными условиями, сменяющимися в определённом порядке от полюса к экватору - это

        1 – природные зоны                        3 - горы

        2 – природные условия                4 – равнины

А - 2         На территории России различают

        1 – 7 природных зон                        3 - 8 природных зон

        2 – 6 природных зон                        4 – 9 природных зон

А – 3        Песец – это животное

        1 – тайги                                3 – ледяной зоны

        2 – степи                                4 – пустыни

А – 4        Дуб – это растение

        1 – нижнего яруса                        3 – среднего яруса

        2 – самого нижнего яруса                4 – верхнего яруса

А – 5        Обширные безлесые пространства, покрытые травянистыми растениями, называются

        1 – лесом                                3 – степью

        2 – тайгой                                4 – субтропической зоной

А – 6        В зоне пустынь

        1 – снежный покров неглубокий, но очень плотный                        

        2 – недостаточно влаги и песчаная или глинистая поверхность

        3 – много солнечного света, но мало осадков                        

4 – вечная мерзлота

А – 7        Удивительное явление природы – северное сияние – можно наблюдать в

        1 – тундре                                3 – ледяной зоне

        2 – зоне степей                        4 – субтропиках

А – 8        Зона лесов расположена

        1 – севернее зоны тундры                3 – южнее степи

        2 – южнее зоны тундры                4 – севернее пустыни

А – 9        В каком парке собраны растения субтропических зон со всего мира

        1 – «Дендрарий»                        3 – «Приокско – Террасный»

        2 – «Таймырский»                        4 – на острове Врангеля

А – 10        Горные области на карте природных зон обозначены

        1 – как области низкой поясности                         3 - как области малой поясности         

        2 – как области средней поясности                 4 – как области высотной поясности         

ЧАСТЬ 2

В – 1        Составь цепь питания, которая сложилась в степи.

В – 2        Запиши растения Черноморского побережья Кавказа, занесённых в Красную книгу.

В – 3        Чья жизнь зависит от численности леммингов?

ЧАСТЬ 3

С – 1 У растений пустыни корни уходят глубоко в землю, а тундровых – располагаются в поверхностном слое. Чем это можно объяснить?

С – 2 Почему использование саксаула для отопления жилищ можно считать экологическим преступлением?

Контрольная работа № 3  «Организм человека»

ЧАСТЬ 1

А -1         Группы связанных друг с другом органов, согласованно выполняющих общую задачу в организме, образуют

        1 – систему органов                        3 – дыхание

        2 – костную систему                        4 – ткань этого органа

А - 2         Клетки любого человеческого органа, соединённые между собой межклеточным веществом, образуют

        1 – систему органов                        3 – дыхание

        2 – костную систему                        4 – ткань этого органа

А – 3        Самый большой орган чувств

        1 – уши                                3 – кожа        

2 – глаза                                4 - нос        

А – 4        Подвижное соединение костей - это

        1 – мышцы                                3 – череп

        2 – сустав                                4 – позвоночник

А – 5        Что напоминает желудок

        1 – резиновый мяч                        3 – резиновую сливу

        2 – резиновую грушу                4 – резиновый мешок

А – 6        По чему движется кровь от сердца к органам, принося им кислород и питательные вещества?

        1 – по венам                                3 – по сердцу                

        2 – по артериям                        4 – по лёгким

А – 7        Самые мелкие бронхи называются

        1 – альвеолами                        3 – бронхиолами                

        2 – бронхами                                4 – капиллярами

А – 8        Главные органы, образующие и выделяющие мочу, называются

        1 – почками                                3 – мочеточниками        

        2 – легкими                                4 – желудком

А – 9        Запиши органы чувств

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А – 10        Запиши органы нервной системы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 2

В – 1        Запиши известные тебе клетки крови.

В – 2        Все органы в организме должны работать согласовано. Запиши систему, которая управляет всеми органами в организме.

ЧАСТЬ 3

С – 1 Запиши пищевые продукты, которые содержат белки.

С – 2  Запиши предположение, что может произойти с человеком при повреждении какого – либо нерва, например при повреждении нервов пальца руки?

Контрольная работа № 4 «Страны мира»

ЧАСТЬ 1

А -1         Россия расположена на материке

        1 – Америка                                3 – Африка

        2 – Евразия                                4 – Австралия

А - 2         Россия имеет самую протяжённую сухопутную границу с

        1 – Белоруссией                        3 – Финляндией

        2 – Украиной                                4 – Норвегией

А – 3        Столица США -

        1 – Вашингтон                        3 – Лондон

        2 – Москва                                4 – Париж

А – 4        Столица Франции -

        1 – Вашингтон                        3 – Лондон

        2 – Москва                                4 – Париж

А – 5        Столица Великобритании -

        1 – Вашингтон                        3 – Лондон

        2 – Москва                                4 – Париж

А – 6        Самый знаменитый памятник Нью – Йорка, ставший символом США -

        1 – Букингемский дворец                3 – куранты

        2 – Эйфелева башня                        4 – статуя Свободы

А – 7        Одна из главных достопримечательностей Лондона -

        1 – Букингемский дворец                3 – куранты

        2 – Эйфелева башня                        4 – статуя Свободы

А – 8        Символ современного Парижа –

        1 – Букингемский дворец                3 – куранты

        2 – Эйфелева башня                        4 – статуя Свободы

А – 9        Лувр –

        1 – художественный музей Франции        3 – художественный музей Великобритании        

2 – художественный музей США                4 – художественный музей России

А – 10        Власть в Великобритании осуществляется

        1 – президентом                                 3 - королевой

        2 – королём и парламентом                  4 – королевой и парламентом  

ЧАСТЬ 2

В – 1        Рассматривая карту Азии, на ней можно найти имена российских путешественников, первооткрывателей далёких по тем временам морей и заливов. Запиши эти географические объекты.

В – 2        С какими прибалтийским государством граничит Калининградская область?

ЧАСТЬ 3

С – 1 Символ Парижа – Эйфелева башня – одна из самых высоких башен в мире. Она на 228 метров выше Статуи Свободы – символа США. Вычисли и запиши высоту Статуи

С – 2 Запиши 14 государств и их столицы, граничащих с Россией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета "Математика" для 3 класса

Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета «Математика» для 3 А класса составлено на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку для общ...

Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета "Изобразительное искусство" для 3 класса

Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное искусство» для 3 А класса составлено на основе Примерной программы начального общего образования по изобраз...

Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета "Музыка" для 3 класса

Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета «Музыка для 3 А класса составлено на основе Примерной программы начального общего образования по музыке для общеобразовательных уч...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по предмету «окружающий мир» в 4 «Б» классе

Календарно-тематическое планирование для 4 «Б» класса по «Окружающему миру» составлено на основе Рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс Ф...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по предмету «окружающий мир» в 1 «Б» классе

Программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственно...

Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета "Русский язык" для 4 класса

Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета «Русский язык» для 4 А класса составлено на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку для о...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....