Статья СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
статья

В данной статье описана система работы с одаренными детьми в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sistema_raboty_s_odarennymi_detmi.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Перфилова

учитель начальных классов МБОУ «Высокогорская СОШ №4 им.Г.Баруди, с.Высокая Гора

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. 

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Дети быстро растут, взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная задача учителя – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей не прошли мимо нашего внимания, реализовались и развивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми. Сохранение и развитие одарённости детей — это важная проблема общества. Чтобы судить утвердительно об одарённости, необходима большая диагностическая работа, целенаправленные наблюдения учителя, а вот проявление способностей, задатков, предрасположенности к одарённости можно увидеть через привлечение детей к разным видам учебной и внеурочной деятельности.
      Многие педагоги полагают, что работать с одарёнными детьми легко. Они считают, что одарённые дети – «ученики без проблем» — это, как правило, те, которые дисциплинированы и усидчивы, исполнительны и послушны, подчиняются правилам и не отвлекаются на пустяки. Кажется, что это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Нет, это не так! Одаренный ребенок категорически не соответствует этим требованиям. Он тяготится заданными рамками, стремится выйти за пределы шаблонов и алгоритмов. Продуктивная деятельность для него гораздо привлекательнее.

Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии.  Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого ученика.

Я считаю, что на уроках методы и формы работы с одаренными учащимися должны обязательно сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые классы, группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, интересных творческих заданий. 
         В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности: 

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов. 
         У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

 Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей.

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим учеником, чтобы привить ребенку интерес к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни.

Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, пре- общая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своих, качественно новых идей. 
       Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. 
      В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

        

Список использованных источников:

1. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.

2. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.

3. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...

Система работы с одаренными детьми

Описание системы работы с одаренными детьми...

Методическая разработка :"Система работы с одаренными детьми."

В методической разработке освещены основные моменты в работе с одаренными детьми. Важность во время заметить таких детей.Сложности , пути их решения. Необходимая поддержка, которая позволит в полном о...

Статья "Система работы с одаренными и талантливыми детьми в начальной школе".

В данной статье рассматривается система работы с одаренными и талантливыми детьми в начальной школе; условия успешной работы педагога с одаренными учащимися; оказываемая помощь в самореализации творче...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы   нашей школы....