«Портфолио как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся в учебной и внеучебной деятельности».
тест

Ручкина Татьяна Дмитриевна

Смысл портфолио –

«показать все, на что ты способен»,

«каждодневный учебный и творческий процесс

ученика должен быть зафиксирован»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hnykina_i_ruchkina_stendovyy_doklad.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

 «Портфолио как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся в учебной и внеучебной деятельности».

Ручкина Т.Д., учитель начальных классов

Хныкина О.М., учитель начальных классов

МАОУ СОШ №6 г.Балашов Саратовской области

им.Крылова И.В.

Смысл портфолио –

«показать все, на что ты способен»,

«каждодневный учебный и творческий процесс

ученика должен быть зафиксирован»

Одной из важных задач образования является создание системы мониторинга достижений учащихся, полученных ими не только в рамках классной работы, но и позволяющие отследить индивидуальную траекторию развития каждого школьника. Это даст ребёнку возможность попробовать свои силы в различных направлениях и видах деятельности, в творчестве. Разнообразие позволит ребёнку лучше понять, что ему нравится, что лучше получается, а что не нравится, получается не очень хорошо или не интересно.

        Помочь ученику раскрыть себя, учителю заметить в каждом индивидуальные особенности, способности и таланты может портфолио. Создание личного портфолио предполагает  атмосферу, которая даёт возможность ребёнку развиваться в разных направлениях, активизирует его интеллектуальные, эмоциональные, физические и социальные ресурсы. Динамику развития ученика начальной школы необходимо отслеживать, и это возможно только при условии постоянного учёта достижений и успехов ребёнка. Значит, портфолио ученика начальной школы необходимо.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся в определенный период обучения.

В начальной школе такая форма оценивания, как портфолио, носит, прежде всего, обучающий характер, является инструментом формирования контрольно– оценочной деятельности младших школьников. Необходимо с первого года обучения приучить ученика к систематической работе по сбору папки личных достижений.

Что такое «портфолио»?

  • Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области.

  • Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

  • Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

Цели и задачи составления Портфолио.

    Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

    Основными задачами составления Портфолио являются:

  • - поддерживать и поощрять  высокую учебную мотивацию обучающихся;
  • - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • - развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
  • - формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • - учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся младших классов;
  • - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • - укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;
  • - активно вовлекать  обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

 

Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть.

Ошибки оценивания:

  • Строгость - оценка ниже заслуженной.
  • Мягкость – оценка выше заслуженной.
  • Центризм – усреднение, сведение к середине диапазона

Источники ошибок оценки

  • Эффект ореола - тенденция оценивать одинаково по всем сферам деятельности
  • Эффект недавности, свежести - оценка на основе недавних событий, а не за весь оцениваемый период
  • Эффект контраста - влияние на оценку тех, кто был оценен перед ним, гибкий стандарт
  • Атрибуция - использование в качестве результатов деятельности, характеристик личности 

Собрание работ позволяет отслеживать результаты, находить пробелы, фиксировать профессиональный рост.

Официальных документов и рекомендаций по ведению портфолио ученика начальной школы нет. Поэтому в портфель достижений учеников начальных классов, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включаются выборки детских работ — формальных и творческих, систематизированные материалы наблюдений, материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеурочной и досуговой деятельности.

Обязательной составляющей являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Примерами такого рода работ могут быть:

  • по русскому языку и литературному чтению – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему,  «дневники чтения», иллюстрированные «авторские» работы детей. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
  • по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
  • по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, творческие работы. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
  • по предметам эстетического цикла –  иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
  • по технологии – фото- и видео-изображения продуктов исполнительской деятельности, , продукты собственного творчества. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсо

В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные обучающимся, с оценками типа:

- зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;

- «хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

             По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:

- сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

              По результатам оценки портфолио обучающихся  может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться  обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.         

Работа с портфолио достижений как накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащихся на основе анализа разнообразных видов учебно – познавательной деятельности.

        Эта работа способствует развитию навыков взаимодействия и сотрудничества ученика с учителем и родителями, поощряет активность и самостоятельность учащихся, поддерживает высокую мотивацию, развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности школьников, тем самым повышает интерес к учёбе и качество обученности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентазия "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В презентации учитель делится своим опытом работы с портфолио учеников. Описывается работа с портфолио по следующим разделам:"Мой мир", "Моё творчество", "Мои достижения"....

Презентация "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию митивации дальнейшего ...

«Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно    способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развит...

Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ

Портфолио: хранилище материалов,индивидуальный образовательный маршрут.организатор деятельности (учебный органайзер),Рабочие листы портфолио выполняют функции дидактических материалов, то есть об...

Учёт индивидуальных достижений учащихся в форме "Портфолио"

Портфолио является одной из самых новых инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста....

Портфолио индивидуальных достижений учащихся

В данном тексте раскрываются вопросы о видах портфолио, о содержание и структуре портфолио, показывается примерное содержание....

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания индивидуальных образовательных результатов достижений учащегося

Представлена работа о том, что ведение портфолио является обязательным для всех обучающихся начальных классов. Птредставлены цели, задачи, оформление портфолио....