Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1-4 классов
рабочая программа

Грудачева Ольга Викторовна

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1-4 классов по различным направлениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_1_kl.rar540.21 КБ
Файл vd_2_klass.rar2.45 МБ
Файл uroki_nravstvennosti_2v_.rar1.63 МБ
Файл hochu_vsyo_znat_2_v_.rar1.73 МБ
Файл vd_3_klass.rar1.34 МБ
Файл vd_4kl.rar1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровей - ка» для 1 класса разработана в соответствии с:

нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:

- Федеральным  законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании Российской Федерации»

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв.приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015

- Федеральным государственным  образовательным стандартом  начального общего образования, утв.приказом  Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

          - Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2с углубленным изучением отдельных предметов»

       Программа по внеурочной деятельности «Здоровей - ка» для 1 класса составлена на основе примерной и авторской программы  Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Тридцать три урока здоровья для первоклассников»

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год (продолжительность занятий 25 минут)

     Содержание программы     внеурочной деятельности «33 урока здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Планируемые результаты освоения  учебного предмета, курса

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Здоровей-ка» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и

общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,

опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

                           Личностные, метапредметные  результаты усвоения

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» - является  формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать

Эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология

оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

   3.  Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в

устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,

критика).

                                                                              Содержание курса

Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)

Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».

Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

Тема 4. Чтобы уши слышали. (1час)

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.

Тема 5. Почему болят зубы. (1час)

Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации.  Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

Тема 6. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест.

Тема 7. Как сохранить улыбку красивой? (1час)

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.

Тема 8. «Рабочие инструменты» человека. (1час)

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка  «Это полезно знать». Практическая работа.

Тема 9. Зачем человеку кожа. (1час)

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

Тема 10. Надёжная защита организма. (1час)

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа.     Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».     Моделирование схемы. Тест.

Тема 11. Если кожа повреждена. (1час)

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Тема 12. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Тема 13. Здоровая пища для всей семьи. (1час)

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

Тема 14. Сон – лучшее лекарство. (1час)

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

Тема 18. Как настроение? (1час)

Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.  

Тема 17. Я пришёл из школы. (1час)

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Тема 18 Я – ученик. (2 часа)

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

Тема 19. Вредные привычки. (2 часа)

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов.  Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.  Тема 20 Скелет – наша опора. (1час) 

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.

Тема 21. Осанка – стройная спина! (1час)

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Тема 22 Полезен ли спорт для здоровья(1 час)

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух».  Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья». Конкурс-рассказ «Спортивная история»

Тема 23. Если хочешь быть здоров. (1час)

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

Тема 24. Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье людей(1 час)

Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами. Экскурсия.

Просмотр фильма.  Мини выставка.

Тема 25. Правила безопасности на воде. (1час)

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

Тема 26.   Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья.(1 час)

 Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь».

Творческая работа.

Тема 27. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.(1 час)

Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь»

Творческая работа. Фронтальный опрос.

Тема 28. Почему мы болеем(1 час)

Рассказ учителя. Это интересно!  Оздоровительная минутка.  Работа в группах.

Фронтальный опрос.

Тема 29. Кто и как предохраняет нас от болезней(1 час)Встреча с доктором Здоровья.     Повторение правил. Оздоровительная минутка.

Коллективная работа. Фронтальный опрос. Познавательная игра

Тема 30.  Кто нас лечит. Сегодняшние заботы медицины(1 час)

Беседа «Из чего получают лекарства» Оздоровительная минутка.  

Игра «Кто больше знает». Работа по карточкам

Тема 31. Солнце и витамины (1 час)

Беседа «Человек и его здоровье» Оздоровительная минутка.

Выставка « Урожай нашего огорода» Фронтальный опрос

Тема 3-33. Как помочь сохранить себе здоровье. Обобщающее занятие «Доктора здоровья». (2часа)

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

     

                                                                                            Календарно - тематическое планирование

п/п

Наименование

тем курса

Всего

 часов

Виды деятельности

Форма контроля

Дата

проведения по плану

Дата

проведения по факту

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Что такое здоровье Знакомство с Доктором Здоровье. Советы доктора Воды. 

1

Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучивание пословиц и поговорок

Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики».

Фронтальный опрос

2.

 Дружи с водой

Советы доктора Воды 

Друзья вода и мыло 

1

Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр».

Советы доктора Воды.

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах.

Оздоровительная минутка.

Игра «Доскажи словечко».

Оздоровительная минутка.

Игра «Наоборот».

Творческая работа.

Конкурс «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Конкурс на самое интересное, зани-

мательн. задание

3.

Уход за глазами

Глаза-главные помощники человека 

1

Беседа об органах зрения.

Правила бережного отношения к зрению.

Правила бережного отношения к зрению. Разучивание пословиц и поговорок

Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно».

Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

Фронтальный опрос

4.

Уход за ушами

Чтобы уши слышали 

1

Беседа.

Правила сохранения слуха.

Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. «Самомассаж ушей».

Конкурс на лучшее доказательство

5.

Уход за зубами.

Почему болят зубы 

1

Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Стихотворение С. Михалкова  « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка.

Игра «Угадай-ка!»  

Творческое рисование.

6.

Уход за зубами

Чтобы зубы были      здоровыми

 

1

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар».

Практическая работа. Тест.

Тест

7.

Как сохранить улыбку красивой?

1

Встреча с доктором Здоровые Зубы. Памятка «Как сохранить зубы».

Творческая работа.

Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия.

Творческая работа. Памятка «Как сохранить зубы».

8.

Уход за руками и ногами

«Рабочие инструменты» человека

1

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка  «Это полезно знать».

Оздоровительная минутка.

 Игра- соревнование «Кто больше?»

Практическая работа.

Памятка  «Это полезно знать».

9.

Забота о коже

Зачем человеку кожа 

1

Встреча с доктором Здоровая Кожа. Беседа. Правила ухода за кожей.

Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов.

Игра «Угадай-ка».

Фронтальный опрос

10.

Надёжная защита организма.

1

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи».  

Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».     Моделирование схемы. Тест. Практическая работа.    

Тест

11.

Забота о коже.

Если кожа повреждена 

1

Рассказ учителя о повреждениях кожи.

Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Работа по карточкам

12.

Как следует питаться

Питание-  необходимое условие для   жизни человека

1

Повторение правил здоровья. Встреча с доктором Здоровая Пища.

Разучивание пословиц и поговорок.

Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Фронтальный опрос

13.

Как следует питаться

Здоровая пища для всей семьи

1

 Беседа по стихотворению С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала»

Оздоровительная минутка.

 Золотые правила питания.

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?».

Анализ ситуации

14.

Как сделать сон полезным?

Сон-лучшее лекарство

1

Стихотворение С. Михалкова « Не спать » Беседа по содержанию.

 Оздоровительная минутка

Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам».

Ответы на вопросы

15.

Настроение в школе

Как настроение?

1

Беседа. Встреча с доктором Любовь.

  Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов.

Тест

16.

Настроение после школы

Я пришёл  из школы

1

Беседа. Работа с пословицами.

Оздоровительная минутка.  Игра «Закончи рассказ».

Анализ ситуации

17. 18.

Поведение в школе

Я- ученик

2

 Рассказы М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?»

Творческая работа «Придумай правила»

19.

Вредные привычки

1

Беседа «Это красивый человек».

Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет».

Познавательная игра

20.

Мышцы, кости и суставы

Скелет - наша опора

1

Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование

Фронтальный опрос

21.

Мышцы, кости и суставы.

Осанка - стройная спина

1

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно!

Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражн.

Конкурс на лучшее инсценирование

22.

Полезен ли спорт для здоровья

1

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»

Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»

Конкурс-рассказ «Спортивная история»

23.

Как закаляться.

Если хочешь быть здоров

1

Сказка о микробах. Правила закаливания.

Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно!

Тест «Здоровый человек – это…»

24.

Как загрязнение окружающей среды        влияет на здоровье людей.

1

Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами.

Экскурсия

Просмотр фильма

Мини выставка

25.

Как правильно  вести себя на воде. Правила безопасности на воде.

1

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде.

Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

Конкурс рисунков « Мы дружим с физкультурой и водой »

26.

Правда ли, что отдых и развлечения    необходимы для здоровья

1

Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь»

Оздоровительная минутка.

Творческая работа.

Фронтальный опрос

27.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

1

Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность.

Работа с пословицами..

Оздоровительная минутка.

Игра «Продолжи сказку»

Найди правильный ответ (карточки)

28.

Почему мы болеем

1

Рассказ учителя. Это интересно!

 Оздоровительная минутка.

Работа в группах.

 Фронтальный опрос

29.

Кто и как предохраняет нас от болезней

1

Встреча с доктором Здоровья. Повторение правил.

Оздоровительная минутка.

Коллективная работа.

Фронтальный опрос. Познавательная игра.

30.

Кто нас лечит

Сегодняшние заботы медицины

1

Беседа «Из чего получают лекарства»

Оздоровительная минутка.

Игра «Кто больше знает»

Работа по карточкам

31.

Солнце и витамины

1

Беседа «Человек и его здоровье»

 Оздоровительная минутка. Выставка « Урожай нашего огорода»

Фронтальный опрос

32

Как помочь сохранить себе здоровье

Встреча с докторами Здоровья.  Повторение составляющих здорового образа жизни.

Игра «Хорошо - плохо». Памятка Здоровичков

Фронтальный опрос

33

Обобщающее занятие «Доктора здоровья».

1

Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…»

Оздоровительная минутка. Повторение правил здоровья.

Игра - конкурс

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации  программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности «Здоровей-ка» обучающиеся должны знать:

  1. основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  2. особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  3. особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  4. основы рационального питания;
  5. правила оказания первой помощи;
  6. способы сохранения и укрепление  здоровья;
  7. основы развития познавательной сферы;
  8. свои права и права других людей;
  9. соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  10. влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  11. значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  12. знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельностипоформированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.



Предварительный просмотр:

Карта диагностики уровня ключевых компетенций обучающихся по программе

Театральная студия «МАСКА», 3  год обучения 2014 -2015 уч. г.

Ф.И.

обучающегося

Компетенции

Итог

Компетенции

Итог

Вводная диагностика

Итоговая  диагностика

самопроявления

информационная

коммуникативная

самопроявления

информационная

коммуникативная

1

Абдульманова Д.

С

ВС

ВС

ВС

ВС

ВС

В

ВС

2

Афанасьев Павел

НС

НС

С

НС

С

С

ВС

С

3

Бурдужа Алексей

С

С

С

С

ВС

С

ВС

ВС

4

Вилисова Кристи

С

ВС

ВС

ВС

ВС

В

В

В

5

Камалова Диана

НС

НС

НС

НС

С

НС

С

С

6

Караваев Дима

В

В

В

В

В

В

В

В

7

Маркина Настя

ВС

ВС

ВС

ВС

В

ВС

В

В

8

Мирзовалиева К.

В

В

В

В

В

В

В

В

9

Мырза Дмитрий

ВС

В

В

В

ВС

В

В

В

10

Ожгихина Елена

ВС

С

В

ВС

ВС

ВС

В

ВС

11

Отченашенко В.

НС

С

НС

НС

С

ВС

С

С

12

Страт Дмитрий

НС

НС

С

НС

С

НС

С

С

13

Суздальцева  А

В

В

В

В

В

В

В

В

14

Таланкина Дарья

В

В

В

В

В

В

В

В

15

Якимчук Аделия

ВС

В

ВС

ВС

В

В

ВС

В

Уровень по группе

Ниже среднего

4

3

2

4

---

2

---

---

Средний

3

2

3

1

4

2

3

4

Выше среднего

4

2

4

5

5

4

3

3

Высокий

4

8

6

5

6

7

9

8

Педагог ДО:  Грудачева О.В.



Предварительный просмотр:

C:\Users\GrudachevaOV\Desktop\4В 2019-2010 уч.год\РП 4 В Грудачёва О. В 2019-2020 у.г\Титульные листы\Скан титульные\ВД рус.яз.jpeg

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой. Курс «Занимательный русский язык» разработан как дополнение к курсу «РПС» (развитие познавательных способностей) для начальной школы.

 Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи курса:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

На курс «Занимательный русский язык» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 учебных недели), всего 34 часа.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

- представление о своей этнической принадлежности;

- становление чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, за великое достояние российского народа — русский язык;

- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность);

- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

 - осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родным языкам;

- представление о языке как развивающемся явлении; представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

- положительное отношение к языковой деятельности;

- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей.

- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-значимые части слова;

-основные орфографические и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: орфоэпических, словоупотребительных;

-признаки изученных частей речи;

- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

Обучающиеся получат возможность научиться:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

-анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

-находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

-создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

  1. Тематическое планирование

Тема урока

Виды деятельности

Результаты изучения курса

Кол-во часов

Дата проведения

По

плану

По

факту

1

И снова о русском языке…

И снова о русском языке! Беседа о красоте и богатстве народной речи. 

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

2

Крылатые слова и афоризмы

Беседа о богатстве лексики русского языка

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по пред­ложенной теме, рисунку;

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

1

3

Копилка занимательных заданий

Конкурс на знание пословиц и поговорок

Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы

1

4

Игротека

Играть со словарными словами

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: работать с графической информацией,

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

5

Об именах

Какие бывают имена? Разнообразие имён и их форм.

Познавательные: использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога

1

6

О русских фамилиях

Древнерусские имена.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

1

7

В поисках сбежавших головоломок

Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

1

8

Игротека

Подбирать рифмующиеся слова.

Сочинять рифмовки

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других;

1

9

Мы играем в логогрифы

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов ответов

Регулятивные: планировать решение учебной задачи Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме             Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

1

10

Учимся распознавать речевые ошибки

Учимся распознавать речевые ошибки.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руковод­ством учителя и самостоятельно

1

11

Коллекция заморочек

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); преобразовывать практическую задачу в познавательную; Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; выражать свои мысли, чувства в словесной форме.

Познавательные: понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения; кратко обосновывать выбор.

1

12

Игротека

Творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

Коммуникативные: признавать существование различных: точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

1

13

Ох уж эти фразеологизмы!...

Выяснить значение фразеологизмов: «три кита», «ход конем» и т.д.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности,

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его;

1

14

Работаем над рифмами

Беседа о рифмах.

Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи

Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

1

15

Словесные забавы

Игра «Прятки» Нахождение в составе слов другие слова.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

Коммуникативные: признавать существование различных: точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

1

16

Игротека

Игра «Слова рассыпались»

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его;

1

17

Продолжаем работу над фразеологизмами

Нахождение фразеологизмов в речи. Замена словосочетаний фразеологизмами.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место                                

Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям                

Коммуникативные: выполнять учебные действия, используя речь про себя

1

18

Русские пословицы и поговорки

Отличие поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы

Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем: корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы                          

Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

1

19

Ассорти для любителей русского языка

Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

1

20

Игротека

Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

21

И снова о фразеологизмах

Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица)

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

1

22

Однородные члены предложения

Выделение однородных членов предложения

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания:

Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

1

23

Ошибочка вышла!...

Решение занимательных заданий

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу;

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руковод­ством учителя и самостоятельно

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других;

1

24

Игротека

Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень»

Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи

Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.)

1

25

Про омонимы и их разновидности

Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению.

Регулятивные: умение вычитывать информацию из текста.

Коммуникативные: использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции.

Познавательные: умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; строить предложения для решения определённой речевой задачи; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций

1

26

Еще немного фразеологизмов

Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами.

Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста

1

27

В стране Перевертундии

Решение занимательных заданий

Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

1

28

Игротека

Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак»

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте

Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выпол­няя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

1

29

Что такое «паронимы»

Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов

Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его;

1

30

Запоминаем словарные слова

Игры со словарными словами

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других;

1

31

31 июня

Решение занимательных заданий

Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника, в памятках);

Познавательные: ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других;

1

32

Игротека

Повторение: паронимы, словарные слова

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме            

Познавательные: работать с графической информацией

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника              

1

33

Повторяем…

Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы. Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Речевые ошибки.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания              Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

1

34

Повторяем…

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания              Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

1

Итого  

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Программа курса РПС (развитие познавательных способностей), Л. Мещенкова.
  2. Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Методическое пособие. 4 класс.
  3. Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Рабочая тетрадь. 2 части. 4 класс.
  4. С.А. Сидорова «Игры-загадки на уроках русского языка в начальной школе».
  5. И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи у младших школьников».
  6. Т.В. Розе. Большой фразеологический словарь для детей.

Печатные пособия

Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке.

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса.

Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях.

Словари всех типов по русскому языку.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.
  2. Материалы: бумага (писчая).

Экранно-звуковые пособия

  1. Видеофильмы, соответствующие тематике программы «Занимательный русский язык».
  2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы «Занимательный русский язык».

Технические средства

  1. Классная доска (магнитная) с набором приспособлений для крепления таблиц.
  2. Персональный компьютер.
  3. Проектор.
  4. Интерактивная доска.

Оборудование класса

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.
  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс

Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...