Выступление на МО "Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся"
статья

 

Тема выступления «Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся». Рассматривается история возникновения проектов, алгоритм проведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Доклад на тему:

«Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся»

Выполнила: Спирина Е.С.,

учитель I кв.категории

г. Сафоново, 2015

Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

Валентин Берестов

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий.

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к тому, что меняются педагогические методы и приёмы, образовательная среда, стиль работы преподавателей, происходят структурные изменения в педагогической системе.  ФГОС как новая парадигма образования предполагает переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной. Какие педагогические подходы могут обеспечить такую образовательную деятельность? По мнению А.И. Савенкова, обучение должно быть проблемным и содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Одной из важнейших задач школы в наше время является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие их творческого мышления, которые необходимы для успешной социализации личности в будущем. В связи с этим, актуальным становится формирование и развитие у школьников целого ряда компетентностей: исследовательских, коммуникативных и личностно - адаптивных.

Чтобы создать условия обучающимся для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности, с ними необходимо проводить подготовительную работу, которая должна носить системный и систематический характер. В настоящее время существуют различные формы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в школе – это кружковая работа; факультативные занятия; научное общество учащихся, конференции и т.д. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Государственная политика в области образования направлена на развитие личности школьника, поэтому перед учителем стоит задача так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умение выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы становятся все более актуальными. Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь воспринимать новую информацию, тщательно ее

исследовать, то есть научиться критически и продуктивно оценивать тот информационный поток, который буквально сдавливает их со всех сторон.

Что же такое проектная работа?

 Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем». По словарю Даля: ПРОЕКТ - план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже. Т.е. имеется некий замысел продукта. Суть проекта в том, что в процессе работы ученик приходит к этому продукту, создает его. Осуществляется планомерное движение к имеющейся цели (не сворачивая!). Основной критерий – достижение заранее спланированного результата. Например:

  • разработать мероприятие, игру;
  • организовать выставку, концерт, праздник;
  • создать справочник, пособие, газету, диск;
  • оформить или озеленить кабинет, школу.

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его счи-таются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Сегодня метод проектов возрождается и успешно развивается, приобретая все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, креативности, технологичность. Метод проектов имеет диалогический характер, практическую направленность, интегративность со- держания.

При выполнении учебных работ можно не говорить о таком критерии, как новизна. Смысл – в образовательной деятельности учащегося, ребенок познает мир своим путем.

Виды проектов и их характеристика.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет много видов и разновидностей. 

  • информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
  • исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но  исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
  • творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
  • социальный, прикладной (практико-ориентированный) направленный на решение проблемы той или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом. В основе такого противоречия лежит неудовлетворенность в актуальной ситуации социально приемлемых (с точки зрения социальной группы или государственной идеологии) потребностей или  столкновение интересов и потребностей социальных групп;
  • игровой (ролевой), в таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;
  • инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
  • прикладной  отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников.
  • технологический (инженерный) нацелен на освоение учащимися общих элементов инженерной технологии разработки и внедрения технических устройств и систем.
  • бизнес-план – целью создания бизнес-плана является получение учащимися опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить общие алгоритмы деятельности, связанные с созданием и продвижением нового продукта-товара или услуги.

По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.

По количеству участников:

  • индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник;
  • парный, малогрупповой (до 5 человек);
  • групповой (до 15 человек);
  • коллективный (класс и более в рамках школы).

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Многолетний опыт показывает, что выполнение проектной работы следует организовать как перспективное домашнее задание и тогда урок становится интересным, запоминающимся. 

Алгоритм выполнения проекта.

Проект в готовом виде представляет собой законченное самостоятельное исследование определенной актуальной проблемы, с применением эксперимента, наблюдения и выводов (рекомендации). Обязательным условием метода является публичная защита. В общем виде можно выделить несколько этапов работы над проектом.

 1. Определение (нахождение) проблемы (выбор темы исследования, уточне-ние цели, обсуждение задания). 

2. Обсуждение и поиск способов решения проблемы (анализ проблемы, определение источников информации, уточнение планов деятельности, распределение ролей в команде, сбор и уточнение информации).

 3. Решение проблемы (учащиеся выполняют исследование). 

4. Оформление результатов (описание цели, задач, хода работы над проектом, результаты).

 5. Защита проекта (подготовка доклада, презентация, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта). 

6. Оценка и самооценка результатов (оценивание результатов проведенной работы).

  Основные критерии  использования метода проектов в учебном процессе

1. Наличие интересной, значимой в исследовательском, творческом и познавательном плане проблемы /задачи/, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Проект должен иметь практическую, теоретическую, познавательную и образовательную значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии проблемы;

совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и пр.);

 3. Проект предполагает существенную самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.

 4. Для оптимальной реализации проекта, он должен быть структурирован на отдельные содержательные части (с указанием поэтапных результатов).

5. Работа над проектом должна предполагать обязательное использование методологии данной науки и научных методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- выдвижение гипотез решения проблемы;

- работа с научной литературой;

- выбор обоснованной методики исследования (наблюдений, экспериментальных, статистических и других методов);

- проведение исследования;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- оформление конечных результатов доклада (презентация, защита творческих отчетов, просмотры и т.д.);

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

6. Работа над проектом должна завершаться самооценкой ученика по результа-там работы над темой.

Презентация и защита учебных проектов 

Презентация и защита результатов проекта может быть проведена в виде:

- демонстрации видеофильма, иллюстрированного сопоставления фактов, документов и событий, спектакля, телепередачи, театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа), рекламы, пресс-конференции; - диалога исторических или литературных персонажей, инсценировки реально- го или вымышленного исторического события, путешествия, ролевой игры, экскурсии; -научной конференции, научного доклада, отчета исследовательской экспедиции; - соревнования, спортивной игры, выставки и т.д.

К организации проектов предъявляют следующие требования:

∙             проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;

∙             учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи;

∙             деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер; ∙             работа учащихся должна быть осмысленной и активной; ∙             учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

 ∙             конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь  титульный лист, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения пояснительную записку, теоретическую описательную часть, заключение и выводы.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, что даёт возможность педагогу целенаправленно формировать метапредметные универсальные учебные действия во взаимосвязи с умениями предметного и личностного уровней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Внеурочная деятельность как средство формирования личных и метапредметных результатов учащихся"

В данном материале дается краткое определение внеурочной деятельности, её видов, а также рассматривается внеурочная деятельность как средство формирования личных и метапредметных результатов учащихся....

Выступление на педагогическом совете" Оценка метапредметных результатов в основной школе: смысловое чтение".

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательск...

Выступление на МО:"Технология как средство формирования УУД".

Статья:"Технология как средство формирования УУД....

Применение образовательных технологий, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов, особенности их использования на уроках русского языка в начальной школе.

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрироват...

Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах".

Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах"....

Методическая сессия «Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода»

Выступление на Методической сессии" «Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода»....

статья"Компьютерные технологии как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий у обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье рассматриваются вопросы использования ИКТ на уроках в начальной школе с целью формирования УУД...