Разнообразные подходы к определению понятия «самостоятельность»
статья

Сидорова Инна Владимировна

В статье рассматриваются разнообразные подходы к определению понятия "самостоятельность", потому как учёные вкладывают разный смысл в это понятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost.docx44.79 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразные подходы к определению понятия «самостоятельность»

                                                                       «Чтобы узнать себя, надо начать

                                                                                           делать что-то самостоятельно»

                                                    Г.Кислица «Аванта+»

        Самостоятельность – черта личности, которая дает представление о стиле мышления человека, степени его независимости и оригинальности подхода к выбору путей и средств решения той или иной проблемы, о развитии его воли, характера, умения управлять собой. Самостоятельность важная характеристика взрослого человека, а закладывается это качество в детстве.

        Процесс формирования и развития самостоятельности школьников, можно рассматривать через понятие «развитие»» вообще. В педагогической науке развитие определённых качеств человека понимается как изменение, представляющее собой переход от простого к всё более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постоянное накопление количественных изменений приводит к изменениям качественным. [3]

        В философии феномен развития трактуется как необратимое, направленное, закономерное, прогрессивное изменение материальных и идеальных объектов, (источником и внутренним содержанием которого является борьба противоположностей). [5]

        Психологи понятие «развитие» рассматривают как последовательное, прогрессирующее и в целом не обратимое количественное и качественное изменение психики живых существ.  Подобные развивающие деформации обуславливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой, где определяющими выступают общественно-исторические и онтогенетические факторы. Развитие человеческого индивида – социально обусловленный и вместе с тем активно саморегулирующийся процесс. Это внутреннее необходимое движение, «самодвижение» личности от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства – обучение и воспитание – всегда действуют через внутренние условия. [6]

         В каждом возрастном периоде присутствуют индивидуальные различия в развитии. В своей концепции развития С.Л.Рубинштейн отмечает, что развитие человека с раннего возраста до зрелых лет протекает как единый процесс, внутри которого выделяются качественно различные ступени; каждая из которых подготавливает следующую. «Однако эти ступени не формальные структуры; они зависят не непосредственно от возраста как такового, а от конкретного содержания, которым в процессе своего развития овладевает человек.  Высшая стадия, развиваясь и становясь господствующей, по большей части не вытесняет, а перестраивает ранее развивающуюся». [4]

Следовательно, развитие личности осуществляется как бы по восходящей спирали, что позволяет понимать развитие самостоятельности школьников  как процесс, внутри которого подготавливаются условия для последующего прогрессивного самодвижения.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами.

Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений.

Самостоятельность, таким образом, выступает наиболее сущностным признаком человека и как  личности, и как субъекта деятельности.

Быть самостоятельным – значит существовать отдельно от других, стоять самому, делать что-либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по собственной инициативе. [2]

В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как способность, и как показатель активности человека, и как критерий его зрелости той или другой области социальной практики.

Учёные вкладывают разный смысл в содержание понятия «самостоятельность»: интеллектуальные способности ученика и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться (М.И.Махмутов): готовность учащегося своими силами продвигаться в овладении знаниями (Н.А. Половников); свойство личности, проявляющееся в желании своими силами овладеть знаниями и способами деятельности (Т.И.Шамова); Н.Г.Алексеев определяет самостоятельность как свойство личности, характеризующееся двумя взаимосвязанными факторами: совокупность средств – знаний, умений и навыков, которыми обладает личность, и её отношением к процессу деятельности, её результатами и условиям существования, а также к складывающимся связям с другими людьми.[3]

Таким образом, в задачи процесса формирования самостоятельности исследователь включает не только совершенствование знаний, умений и навыков, но и развитие соответствующих мотивов.

Самостоятельность как «обобщённое свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувства личной ответственности за свою деятельность и поведение» связывается С.Ю.Головиным с активной работой мысли, чувств и воли учащихся. В этом двустороннем процессе развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов выступает необходимой предпосылкой становления самостоятельных суждений и действий обучаемого, а складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не  только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.

        И.С.Кон включает в самостоятельность три взаимосвязанных качества:

1. независимость как способность самому, без подсказки извне, принимать и осуществлять решения;

2. ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков;

3. убеждение в реальной социальной возможности и моральной правильности такого поведения.

С волевыми качествами личности, которые проявляются в способности «систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне», соотносит феномен самостоятельности К.К. Платонов.

М.В.Гомезо, И.А.Домашенко основными качествами, характеризующими самостоятельность, считают ориентационные и оценочные действия человека, обуславливающими «умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений».

С.Л.Рубинштейн считал, что «Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности».[4]

Н.В.Калинина и С.Ю.Прохорова определяют воспитание детской самостоятельности через то, как будут заложены основы учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте.

Учебная самостоятельность школьника, по их мнению, является одной из сторон его личностного развития, показателем определённой зрелости его как ученика. Учебная самостоятельность определяется, как умение учить себя, то есть расширять свои знания,  умения, навыки и способности по собственной инициативе[1].

Умение учиться (учебная самостоятельность) – это умение, прежде всего, совершать рефлексивные и продуктивные действия и операции.

Рефлексивные действия и операции необходимы для того, чтобы определить новую задачу, для решения которой чего-то не хватает, и ответить на следующие вопросы самообучения: "Чему учиться?"; "Чего именно я не знаю, не могу, не умею в данной ситуации?".

Отделение известного от неизвестного, знание о собственном незнании обеспечивается определяющей рефлексией..

Продуктивные действия и операции необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: "Как выучиться?".

Человек, умеющий учиться, точно и конкретно знает свои возможности, а, следовательно, и свою ограниченность: недостаток знаний, неспособность справиться с той или иной ситуацией (задачей), для решения которой ему не хватает знаний, неумелость, некомпетентность. Сталкиваясь с задачей, для решения которой ему не хватает знаний, умений, способностей, он не уклоняется от неё, а ищет средства расширить свои возможности, изучает чужой опыт, в том числе и книжный, или изобретает то, чего в опыте других людей, в культуре ещё не было. Умеющий учиться также умеет и любит сам искать такие задачи, для которых у него недостаёт средств решения.

Источники информации

1. Калинина Н. В., Прохорова С. Ю. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2008.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. 14-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1983.

3.  Педагогическая энциклопедия. Т 3, М., «Советская Энциклопедия», 1966.

4.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999.

5.  Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов Энциклопедия, 1983.

6. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности мышления учащихся на уроках математики через реализацию разнообразных форм работы над задачей

   Существует много методических пособий по курсу математики в начальной школе, но в ходе работы не встречается ни одного, в котором были бы собраны и обобщены данные, позволяющ...

Загадки и кроссворды как средство развития умений давать определения понятия

Загадки и кроссворды как средство развития умений давать определения понятия...

Статья "Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе"

   Моя миссия, состоит в том, чтобы найти тропинку к ученику, которая будет в дальнейшем помогать учитывать важнейший факт: каждый ребенок неповторим, индивидуален, талантлив. Классны...

«Дифференцированный подход к организации домашней самостоятельной работы обучающихся как средство индивидуализации обучения»

Цель работы: выявить влияние  домашней самостоятельной работы на качество образовательного процесса школьника....

«Компетентностный подход в образовании: понятие, причины, сущность»

Проект-презентация на тему: «Компетентностный подход в образовании: понятие, причины, сущность»...

Литературное чтение ."Тест на определение учебной самостоятельности "

Большое значение самостоятельные работы имеют и при повторении, закреплении и проверке знаний и умений.Все авторы указывают на важную роль самостоятельных работ и самостоятельной деятельности учащихся...

Конструирование определения понятия по содержанию текста.

Методическая разработка в системе СДО...