Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Громова Елена Евгеньевна

В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация  программы внеурочной деятельности

 «Я – исследователь» как способ развития

исследовательской деятельности младших школьников

 «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но размышляйте,  хотя и криво, да сами!»

Немецкий филосов и драматург

Г.Э. Лессинг

В своем выступлении я хочу  затронуть вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников, как одним из условий успешной реализации ФГОС второго поколения.

Новые стандарты образования предполагают смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. 

Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения предполагают лишь различные варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую деятельность. На практике встречается такое убеждение, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребёнок сам научится это делать.

Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, ни обучающийся  средней школы, если их этому специально не обучать.

С целью развития исследовательских способностей младших школьников в гимназии успешно реализуется  программа внеурочной деятельности социального направления «Я – исследователь».

Программа  способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования,  побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе родителей,  создает условия для общения детей и взрослых. Очень важно привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. На родительских собраниях я стараюсь заинтересовать  родителей учащихся,  уделяю особое внимание этапам работы над проектом. Эта работа становится как для детей, так и  для многих родителей интересным и захватывающим делом. Взрослые вместе с детьми делают фотографии, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту проекта.

Приобретенные знания и умения в будущем станут основой для организации научно-исследовательской  работы на более старших ступенях обучения.

Программа внеурочной деятельности  «Я – исследователь» включает три направленности.

 Тренинг. Приобретение учащимися знаний и развитие умений и навыков исследовательского поиска.

Исследовательская практика. Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Мониторинг. Проведение выставок, фотоотчетов, видеопрезентаций,  конференций по защите исследовательских работ и творческих проектов.

Работая по учебно-методическому комплекту «Школа России», начиная с первого класса, мы встречаемся с увлекательной и творческой работой над проектом в каждом учебном предмете. Логическое продолжение этой работы находит место  на занятиях внеурочной деятельности «Я – исследователь».

За прошедший учебный период проектно-исследовательской работой были охвачены следующие темы:

«Живая азбука»

«Рассказ о слове»

«Сочиняем волшебную сказку»

 «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках»

«Узоры и орнаменты на посуде»

«Оригами»

«Красная книга, или Возьмем под защиту»

«Моя семья в Великой Отечественной войне»

«Родословная»

«Родной город (село)»

«Наш зоопарк»

«Мастерская деда Мороза» и многие другие.

Мне хочется отметить работу над проектом «Моя семья в Великой Отечественной войне».  Работа над проектом началась в преддверии месячника мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В ходе подготовительного этапа работы учащиеся брали в библиотеке книги о Великой Отечественной войне, читали и делились друг с другом своими впечатлениями, организовали выставку рисунков-иллюстраций к книгам. Затем на занятиях внеурочной деятельности составили возможные вопросы по сбору информации о своем родственнике. Потом обсудили и выбрали только самые важные вопросы. После этого каждый начал сбор информации у своих родителей. Оказалось, что некоторые мамы и папы ничего не знают о  бабушках и дедушках. Поэтому ребятам пришлось обращаться к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам, записывать их рассказы о военной истории семьи. В некоторых семьях сохранились старые фотографии военного времени, военные билеты и наградные документы. Одни учащиеся решили написать о родственнике  сочинение, другие – оформить стенгазету и проиллюстрировать ее фотографиями, третьи с помощью родителей создавали презентации и видеофрагменты.

Таким образом, мы подошли к заключительному этапу работы над проектом. Каждый учащийся представлял свое исследование. Оказалось, что в классе нет ни одной семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. Среди родственников детей  были те, кто обеспечивал продвижение по Дороге Жизни, налаживал радиосвязь, копал окопы у стен Москвы, оборонял родную землю с воздуха. Оказалось, что в нашем классе учится правнучатая племянница Героя Советского Союза Волкова Сергея Петровича.

Завершив работу над проектом, дети приобрели навык поисково-исследовательской работы, расширили знания о Великой Отечественной войне, сохранили память о суровых годах жизни своих предков. Данная тема исследования  глубоко тронула большинство учащихся.  Обсуждения военной темы не прекращались даже тогда, когда был защищен последний проект.

Участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Младшие школьники  получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов - это социализация детей.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только дети, но и родители.

Проект в начальной школе - это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, красочное действие. Этот метод может быть ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Начиная с первого класса, учащиеся принимали участие в школьной и районной научно-практических конференциях «Первые шаги в науку» с учебно-исследовательскими работами на темы «Из отходов в доходы», «Шоколадные истории». Каждая из представленных работ была отмечена дипломом 1 степени. Этому способствовала активная подготовительная работа ребят на занятиях внеурочной деятельности «Я – исследователь».

Таким образом, занятия внеурочной деятельности социального направления «Я – исследователь» способствуют развитию личности ребенка,  формируют и развивают у детей умения и навыки исследовательского поиска, развивают умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, защищать свои идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников

С большим увлечением ребенком выполняется только та, деятельность, которая выбрана рим свободно. Активное участие ребят в разработке общеественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые ...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить...

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уме...

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников. Текст к презентации.

Данный материал является сопроводительным текстом к презентации на тему: "Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников". Раскрываются основные цели и задачи мето...

"Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ"

Основные задачи начального общего образования - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетическ...

Методики исследования на тему: "Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников"

quot;Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников" 4 класс...