Доклад на тему "Инклюзивное образование"
статья

Митрейкина Вера Борисовна

«Инклюзивное образование.

Проблемы  и  пути  их  решения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

    МБОУ  «Зубово – Полянская   гимназия»

ДОКЛАД

на  тему: «Инклюзивное образование.

Проблемы  и  пути  их  решения»

    Прочитан  на  кустовом  МО  учителей  начальных  классов.

                                                   Докладчик: Митрейкина  В.Б.

                                                   учитель начальных  классов

                           

п. Зубова  Поляна  2016г.

Наше образование  находится  на этапе серьезных изменений, заданных фактом вступления  в силу нового Закона  Об образовании≫ от  1 сентября 2013 года. Определены основные ориентиры  развития и изменения образовательной  практики,  содержания образовательных отношений, правовое  поле всех участников образовательного  процесса.

    Важным и прогрессивным шагом в развитии ценностных основ образования стало определение  инклюзивного образования как обеспечения  равного  доступа  к образованию  для всех обучающихся с учетом  разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей детей.

Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя,  лат. includere – заключать, включать) – особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность (возможность) образования для каждого ребенка, независимо от его  особых нужд и потребностей.

     В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа – для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое    главное – подходить школе.

    Инклюзивное образование стремится развить методологию, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Оно старается разработать  подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким  для удовлетворения различных потребностей в обучении.

       В его основе – 8 основополагающих принципов:

● ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

● каждый человек способен чувствовать и думать;

● каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть  услышанным;

● все люди нуждаются друг в друге;

● подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

● все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

● для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

● разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Трудно представить себе педагога, который не захотел бы подписаться под этим, не захотел бы работать в школе, сумевшей воплотить все восемь принципов!

Но как воплотить, как создать такую школу? За поисками ответа на этот вопрос – Будущее. Будущее новой школы, нового образования, миллионов детей.  

Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования колоссальна. Как предметник он может организовать учебный процесс таким образом, чтобы знание было усвоено и присвоено каждым учеником класса, независимо от его способностей и особых потребностей.

Как классный руководитель он может создать в  классе особый климат доверия и принятия, в котором раскрылись  бы лучшие стороны каждого ученика, таланты и сильные стороны  характера каждого ребенка.

Условия инклюзии

   Для того чтобы любой ребенок со своими особенностями мог обучаться в школе, которая находится рядом с домом, необходимо создать специальные условия, т.е. условия порой нетипичные и нестандартные для нашей школы. Это  требования к школе закрепил  Закон  Об образовании.  Список  требований широк и разнообразен. Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включа-

ющие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических

материалов, специальных технических средств обучения  коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего    обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания  организаций,  осуществляющих  образовательную  деятельность.

     Сегодня в образовании закреплены понятия индивидуальный учебный план и адаптированная образовательная программа. Индивидуальный учебный план обязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Согласно п. 1 ст. 79 нового Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитания

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. Такая программа не подразумевает индивидуальный вариант, она подразумевает индивидуализацию методов и

форм обучения и поддержки на основе общего контекста содержания обучения и учебного взаимодействия. Адаптированная образовательная программа – явление новое  для нашей образовательной практики.

Инклюзивная культура образования складывается, прежде всего, из отношений между участниками  образовательной среды, учениками, учителями и родителями. Инклюзия, в самом широком ее понимании, предполагает, что у каждого ребен-

ка есть потенциал быть принятым в пространство школы и  общества. Дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья были в наших массовых школах всегда.

Агрессия в строну ребенка с ограниченными возможностями, который пришел в общеобразовательный класс, исходит и от одноклассников, и, увы, от их родителей, а порой и  от самих педагогов.

Включение – это прежде всего процесс человеческих отношений. Даже огромные финансовые средства государственной программы не решат проблемы инклюзии, если  мы не примем друг друга и самих себя.

К сожалению, подвергаться насмешкам и оскорблениям может любой ребенок, отличающийся от остальных, – с лишним весом, рыжий. Если кого-то обижают, значит, в школе  не создан климат, когда все чувствуют себя безопасно и уве-

ренно, плохо работает педагогический коллектив, плохо поставлена работа с родителями. Если такое вдруг случится,  причины нужно искать не в детях с инвалидностью, а в школе. Уйдет ребенок с инвалидностью – будут обижать кого-то другого.

Потребности ребенка

Ребенок всегда чувствует, что он в чём-то не такой, как все. Если он, не такой, никому не мешает и разница между  ним и другими никого не раздражает, то это несовпадение   может волновать лишь его одного. Но нередко это несовпадение служит причиной отторжения всеми одного. Поддержка – это не только признание взрослым права ребенка быть не таким, но и помочь ему находить в себе силы

строить отношения с другими, оставаясь самим собой. Пока  ребенок не получит возможности строить отношения с другими, социальный контекст закрыт для его индивидуального сознания. Находясь среди людей, он чувствует себя одиноко и неуместно.

Инклюзивная школа

Какая школа может называться  инклюзивной? Прежде всего, школа доступная. Не только архитектурно доступная, но и психологически открытая для любого ребенка.

Инклюзия в образовании важна не сама по себе, а постольку, поскольку посредством включения в образование  человек получает доступ в общество. Идея инклюзивной школы лежит в построении новой культуры, культуры

включающего общества.

 Безусловно, обучаться дети должны все вместе. Права должны быть равные у всех. Невозможно ничем заменить общение детей друг с другом, им это просто необходимо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тимофеева Е.А. Доклад с презентацией "Инклюзивное образование. Что это такое?"

Вниманию коллег предлагается выступление с презентацией на тему "Что такое инклюзивное образование?" составленное по материалам сборника Красноярского краевого ИПК РО, а так же Памятка для у...

Выступление и презентация на тему "Инклюзивное образование"

В выступлении и презентации рассматривается, что такое инклюзивное образование, какие основные его принципы и условия для организаци в общеобразовательных учреждениях....

доклад на тему: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специальные образовательные условия – основной фактор адаптации и эффективного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной школы. В  Федеральном законе об образовании в Росс...

Межрайонный семинар-практикум «Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ» Доклад по теме: «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве» (тренинг тьюторства)

Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. В ка...

Дипломная работа по теме "Инклюзивное образование"

Дипломная работа по теме "Инклюзивное образование"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Инклюзивное образование в условиях современной школы»

В данной методической разработке представлен опыт работы ребёнка с ДЦП с сохранным интеллектом....

Конспект консультации учителей по теме: «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы»

Конспект консультации учителей по теме: «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы», целью которого является расширить представление учителей об инклюзивном образо...