Отчет по теме самообразования: «Решение задач разными способами, как средство повышения интереса и качества обучения»
статья

Добрынина Наталья Васильевна

Отчет по теме самообразования:  «Решение задач разными способами, как средство повышения интереса и качества обучения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

учителя начальных классов Добрыниной Натальи Васильевны

по теме: Современный урок, как способ реализации ФГОС в начальном образовании (3год)

Тема самообразования 3 года изучения:

 «Решение задач разными способами как средство повышения интереса и качества обучения»

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.


 Цель:
- обучение младших школьников решению задач разными способами, способствующими повышению уровня познавательного интереса.

Задачи:
- расширять знания детей о разных способах решения задач;
- учить различным приёмам, помогающим решать задачи;
- развивать умения решать задачи разными способами.


Актуальность темы.
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего поколения, оборона страны и т.п.), задачи определенных коллективов и групп (сооружение объектов, выпуск литературы, установление связей и зависимостей и др.), а также задачи, которые стоят перед отдельными личностями. Проблема решения и чисто математических задач, и задач, возникающих перед человеком в процессе его производственной или бытовой деятельности, изучается издавна, однако до настоящего времени нет общепринятой трактовки самого понятия «задача». В широком смысле слова под задачей понимается некоторая ситуация, требующая исследования и разрешения человеком.

         Л.М. Фридман так описывает происхождение понятия «задача»:  
проблемная ситуация образуется из следующих компонентов: действующего субъекта С, цели его деятельности - объекта О, на который направлена деятельность субъекта С, и преграды (затруднения) П. Однако указанное условие возникновения проблемной ситуации (наличие преграды на пути осуществления цели деятельности) является лишь необходимым, но недостаточным для того, чтобы субъект действительно «вошел» в проблемную ситуацию. Надо чтобы он осознал, заметил эту преграду и чтобы захотел устранить (преодолеть) ее. Следовательно, проблемная ситуация - это не просто затруднение, преграда на пути деятельности субъекта, а осознанное им затруднение, способ устранения которого он желает найти. Только в этом случае у субъекта возникает активная мыслительная деятельность. Субъект рассматривает и анализирует возникшую ситуацию, выявляет все ее составные части, связи и отношения между ними, характер и особенности преграды. Тем самым возникает описание проблемной ситуации, т.е. ее знаковая модель - это и есть задача.
 
Работая над данной темой по самообразованию, я столкнулась с такой проблемой, как решение текстовых задач разными способами. Поэтому моя задача как учителя, помочь в этом ребёнку. Выбрать такие формы, методы работы, которые способствовали бы общему развитию решать задачи. Особенность начального курса математики заключается в том, что он строится на системе задач и практических работ. Каждое новое понятие усваивается при решении тех или иных задач. На решение задач тратится значительная часть учебного времени. И это не случайно. Обучение решению задач мы связываем не только с реализацией образовательных, но и развивающих, и воспитательных целей.

За время обучения в школе каждый ученик решает огромное количество задач. Некоторые ученики овладевают общим умением решать задачи, а многие, встретившись с задачей незнакомого вида, теряются и не знают, как её решить. Причин такого положения много и одной из них является то, что одни ученики вникают в процесс решения задач, изучают их. Другие же не задумываются над задачей, стараются решить её как можно быстрее, не анализируя в должной степени, не выделяя из решения общие приёмы и способы.

Конечно, любые задачи научиться решать невозможно, всегда встретится такая задача, которую не решить. В начальной школе задачи выполняют не только функцию самостоятельного объекта изучения, но и важного средства, с помощью которого младшие школьники осваивают математические понятия, такие, как: «задача», «условие», «вопрос», «требование», «известное», «данное», «неизвестное», «столько же», «больше (меньше) на », «больше (меньше) в раз» и др.

Учителю необходимо сформировать умение решать задачи, а для этого, прежде всего, он должен уметь решать их сам, а так же владеть необходимыми знаниями, чтобы учить этому других.

Если же учащиеся будут уметь решать текстовые задачи различными способами, то у них будут развиваться основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, аналогия, абстракции), зрительная и слуховая память, устная монологическая речь, произвольное внимание, воображение, воспитываться трудолюбие, любовь к окружающему миру, усидчивость, любознательность, терпение, настойчивость и др.

Научить детей решать задачи - значит, научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия. Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомым. От того, насколько хорошо усвоены учащимися эти связи, зависит их умение решать задачи. Учитывая это, в начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач будем называть задачами одного вида. Работа над задачами не должна сводиться к натаскиванию учащихся на решение задач сначала одного вида, затем другого и т. д. Главная ее цель - научить детей осознанно устанавливать определенные связи между данными и искомым в разных жизненных ситуациях, предусматривая постепенное их усложнение. Чтобы добиться этого, учитель должен предусмотреть в методике обучения решению задач каждого вида такие ступени:

1)подготовительную работу к решению задач;

2)ознакомление с решением задач;

3)закрепление умения решать задачи.

Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению. Таким образом, для решения составной задачи надо установить систему связей между данными и искомым, в соответствии с которой выбрать, а затем выполнить арифметические действия. Каждая конкретная учебно-математическая задача предназначена для достижения чаще всего не одной, а нескольких целей: педагогической, учебной, дидактической, а формулировки этих целей подсказывает содержание самой задачи. Справедливо считать, что любая задача, включенная в урок, должна быть обязательно решена на этом уроке, решение доведено до конца и записано соответствующим образом. В результате деятельность учащихся на уроке зачастую однообразна, так как наполнена большим объемом механической и непродуктивной работы. Чтобы этого избежать и чтобы дети не уставали на уроке, с энтузиазмом принимались за работу, необходимо использование разнообразных форм и методов проведения урока в целом и решения текстовых задач в частности.

Курс обучения младших школьников математике по программе М.И Моро предполагает формирование у детей ряда представлений и понятий, ознакомление учащихся с некоторыми теоретическими фактами, формирование умений и отработка соответствующих навыков применения теоретических знаний. Коме того, программа предполагает доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Рассматриваемые в начальном курсе математики основные понятия, отношения, взаимосвязи и закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач.

 Процесс формирования способностей
Анализируя имеющиеся в методической литературе описания различных способов решения текстовых задач, я пришла к выводу, что детей начальной школы можно научить решать задачи разными
методами, обусловленными различием разделов знаний:

АРИФМЕТИЧЕСКИЙ – путём выбора и выполнения действий над числами.

АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ – с помощью составления и решения уравнения.

ПРАКТИЧЕС КИЙ - средством предметной модели.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ - построением геометрических фигур и измерением соответствующих величин.

Главной моей задачей, как учителя, была задача: разработать свою систему работы, связанную с решением текстовых задач, с использованием разнообразных форм работы над текстовой задачей.

Работу над задачей начинаю с 1 класса. Знакомлю детей с этапами решения задач:

1 этап- Восприятие задачи.

Цель: понять задачу, т.е. выделить все множества и отношения, зависимости между ними, лексическое значение слов.

Приёмы выполнения: краткая запись; рисунок; чертёж; таблица.

2 этап Поиск плана решения задачи.

Цель: « связать» вопрос и условие.

Приёмы выполнения: рассуждаем от условия к вопросу; рассуждаем от вопроса к условию, составляем модель или уравнение.

3 этап  Выполнение плана.

Цель: решение задачи в соответствующей математической области (методы решения) : арифметика; алгебра; геометрия.

Задача.

У Кости было 6 машинок. Когда на день рождения ему подарили ещё несколько машинок, то их стало 9. Сколько машинок подарили Косте?

Арифметический метод :

9-6=3(м.) подарили.

Ответ: 3 машинки.

Практический метод:
ОООООО

ООООООООО

Алгебраический метод:
6+х =9

х=9-6

х=3
Ответ: 3 машинки подарили.

Геометрический метод
6 ?
9

4 этап Проверка решения.

Цель: убедиться в истинности выбранного плана и выполненных действий.

Приёмы выполнения: решение другим способом; прикидка ответа; составление и решение обратных задач и др.

В школьном курсе нет четкого разделения методов, в том смысле, что авторы школьных учебников не дают напрямую схему какого либо метода. Поэтому, решая задачи любого типа, пусть даже наиболее удобным методом не стоит забывать о других способах её решения.

Практика
Обучение решению задач веду, используя элементы технологии С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении.
 Методические приёмы этой технологии позволяют мне оптимально включать в работу всех детей, вести непрерывную обратную связь со всем классом. Комментируемое управление даёт хорошие результаты при решении задач, начиная с первого класса. Опорные схемы оформляю в виде таблиц, карточек, наборного полотна, рисунков. Схемы помогают моим ученикам снять скованность, страх ошибки. Она становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а всё внимание детей направлено на размышление, осознание причинно-следственных связей и зависимостей.


В своей практике применяю КСО ( коллективный способ обучения)по А.Г.Ривину, В.К.Дьяченко. Применение КСО кардинально меняет ситуацию. На моих уроках говорит каждый ученик, причём говорит на языке задачи. Учебный процесс осуществляю через 4 организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. При решении задач на уроке, работая в парах сменного состава, каждый ученик становится одновременно и учителем. Отвечает на вопросы задачи, сам составляет вопросы и задаёт их, ищет другой способ её решения. КСО способствует реализации образовательных целей, развивает познавательную активность и самостоятельность, приучает моих детей к ответственности, расширяет границы межличностных отношений, делает процесс решения задачи, а затем и самооценки объективным.

3. Заключительная часть.
Задачи выполняют важную функцию в начальном курсе математики, а умение решить её разными способами является полезным средством развития у детей логического мышления, умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать связи между рассматриваемыми явлениями, находить признаки абстрактных математических понятий в реальных объектах и, следовательно, устанавливать связь теоретических знаний в области математики с жизнью.
Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся: прививается культура мышления, общения и выражения собственных мыслей, вырабатывается умение слушать мнение учителя и одноклассников, анализировать и оценивать услышанное, вырабатывается аккуратность в ведении записей, расширяется кругозор, воспитывается чувство коллективизма среди школьников и т.д.
Мне важно, чтобы умение решать задачи разными способами позволяло моим учащимся более свободно ориентироваться в простейших математических закономерностях окружающей действительности и использовать накопленные знания при дальнейшем изучении курса математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач разными способами – средство повышения интереса к математике.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и напр...

Активные методы обучения, как средство повышения интереса к учебным предметам

В статье представлены сведения об истории возникновения метода, классификация, структура, краткое описание....

Решение задач разными способами-средство повышения интереса к математике.

Данный материал может быть использован на заседании методического объединения учителей начальных классов....

Решение задач разными способами-средство повышения интереса к математике.

Для широкого и активного включения детей в решение задач разными способами надо использовать задачи, допускающие разные способы решения....

Адаптивная система обучения (АСО) как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями.

Адаптивная система обучения (АСО) А.С.Границкой помогает учителю так организовать урок, чтобы учесть по возможности особенности детей....

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС...