Роль познавательного интереса в учебном процессе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Наркевич Людмила Петровна

Ребенок идет в школу. Перед ним открывается дверь в огромную страну Знания. С чем приходит туда ребенок? 

Как сохранить эту любознательность ребенка и дать ей возможность прорасти в высокую чувствительность к проблемам , умение видеть и творчески решать их? Как привить любовь к умственному усилию, преодолению трудностей, проблем? Как научить ребенка мыслить творчески? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_poznavatelnogo_int.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок идет в школу. Перед ним открывается дверь в огромную страну Знания. С чем приходит туда ребенок? 

В первую очередь, с солидным багажом жизненного опыта и знаний, полученных в  семье и детском саду,  в общении со взрослыми и сверстниками.  Многие дети  уже умеют читать, считать и решать простейшие арифметические задачи. Но самое главное состоит в том, что за парту садятся вчерашние "почемучки", любопытству и любознательности которых, казалось, не было границ.

Детская любознательность, так ярко выражающаяся в бесконечных вопросах ребенка, мощный источник его творческого развития.

Как сохранить эту любознательность ребенка и дать ей возможность прорасти в высокую чувствительность к проблемам , умение видеть и творчески решать их? Как привить любовь к умственному усилию, преодолению трудностей, проблем? Как научить ребенка мыслить творчески? Эти вопросы постоянно мучают меня. Известно, что школьника нельзя учить, если он к учению и знаниям равнодушен. Как же пробудить интерес к учению и учебному предмету? Как сделать учебный труд не только интересным в настоящем, но и воспитать стойкий личностный познавательный интерес для будущего образования и самообразования?

Самая первая задача, которую решает учитель, желающий воспитать у учеников познавательный интерес, - создание "материальных" условий для успешного обучения. Это и оборудование урока, это и обстановка, располагающая к занятиям, организация жизни класса, упорядоченность работы, отсутствие спешки и, одновременно, потерь драгоценного времени; плотность урока и напряженность работы, но без излишнего утомления.

Наряду с материальными условиями, подготавливается "умственная почва". Это - важнейшее обстоятельство, обеспечивающее  воспитание познавательного интереса. Только на определенном уровне накопления предварительных знаний, навыков и хотя бы простейших умственных операций возможно воспитывать интерес.Для этого необходимо создать  начальное представление об изучаемых объектах, областях науки, подготовить почву для развития элементарных обобщений.

Если у детей нет интереса даже к первоначальным знаниям, то как они могут эти знания приобрести? Вот тут-то поможет занимательность - предшественница интереса.

В начальной школе такую занимательность могут создать дидактическая игра, яркие, красочные наглядные пособия. Не менее важной для привлечения детей к накоплению знаний и расширению круга представлений в изучаемой области является возможность обогатить учащихся новыми яркими впечатлениями, создать необходимый опыт, облегчающий восприятие знаний  по данному предмету или данному разделу. Для этого необходимы посещения музеев, театров, выставок, лабораторий, встречи с интересными людьми - источниками живой и действенной информации.

Однако и этого не достаточно. Необходимо создать у учащихся положительное отношение к учению и школе. Как любое качество личности, познавательный интерес формируется в деятельности. Для пробуждения и развития интереса эта деятельность должна быть особым образом организована. Организации деятельности решает судьбу интереса.

Для развития познавательного интереса использую такие педагогические технологии, как игры, разыгрывание ситуаций в ролях, уроки-исследования, проблемное обучение и другие. Здесь развивается аналитическое мышление, умение убедительно и ясно излагать свою точку зрения и свои мысли; активизируется процесс обучения, а у его участников развиваются способности ставить проблемы и организовывать работу по их успешному решению. Становится понятно, что хотя бы иногда, участвуя в самостоятельном мысленном поиске, дети не только легко усваивают материал, но и сами меняются; это - уже не пассивные исполнители, а  активно ищущие, жаждующие знаний деятели.

Систематическая работа на уроке и дома над решением интересных познавательных задач, проблем, противоречий; использование метода поиска воспитывают активность мысли и постепенно формируют более устойчивый познавательный интерес. Более всего интересна для детей поисковая, исследовательская деятельность, работа с дополнительной литературой, а также та, где предполагается свободный выбор задания, так как чаще всего именно в этом случае учащиеся достигают успеха. Это приносит удовлетворение самому ученику и товарищам, дает возможность  осознать собственный интеллектуальный рост. Именно поэтому необходимо стремиться к максимальному разнообразию методики проведения уроков, конечно, с учетом содержания, целей урока и возрастных особенностей детей. Замечено, что удачно найденная форма урока способна внести качественные изменения в процесс овладения знаниями, так же как и неудачная форма способна загубить хорошее  содержание и важную цель. 

Эйнштейн писал: "Умеет учить тот, кто учит интересно" Эти слова стали девизом моей  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитательного аспекта в учебном процессе

Конспект выступления на педагогическом совете....

Статья "Развитие познавательных интересов в учебном процессе (из опыта)."

Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать  адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полнопра...

Родительское собрание Тема: Роль проектной деятельности в учебном процессе и во внеурочной деятельности.

Цель: знакомство родителей с проектной деятельностьюЗадачи собрания:Познакомить с видами проектов, структурой проектов;Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности;Ра...

Роль домашних заданий в учебном процессе начальной школы

Эта  тема являлась ведущей над одном  из наших методических объединений.Обсуждались основные   требования к организации домашней работы. Главным из них мы выделили тесную связь классной...

Условия развития познавательного интереса в учебном процессе

Проблема развития познавательного интереса...

Место и роль игровой деятельности в учебном процессе

Деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации приобретает более положительную эмоциональную окрашенность благодаря занимательности игровой деятельности. Положительные эм...

РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема здравоохранения, в целом, и обеспечение здорового образа жизни учащихся начальной школы, в частности, занимает особое место среди задач системы образования на современном этапе[1]. Крепкое зд...