«Правополушарное рисование для детей с ОВЗ как один из методов коррекционно-развивающей работы по ФГОС»
методическая разработка (4 класс)

Пушечкина Юлия Евгеньевна

Выступление на ШМО «Правополушарное рисование для детей с ОВЗ как один из методов коррекционно-развивающей работы по ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopolusharnoe_risovanie.docx443.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная

школа №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Выступление на ШМО

«Правополушарное рисование для детей с ОВЗ как один из методов коррекционно-развивающей работы по ФГОС»

C:\Users\User\Pictures\2В фото\1550740127416.jpg

C:\Users\User\Pictures\2В фото\1550742361695.jpg

Провела: Пушечкина Ю.Е., учитель начальных классов

21.02.2019г.

Цель: распространение своего педагогического опыта, использование метода правополушарного рисования. Повышение профессиональных компетенций педагогов в использовании культурных практик в аспекте реализации ФГОС.

Задачи:

1. Познакомить с методом правополушарного рисования;

2.Познакомить педагогов с организацией и проведением изобразительной деятельности с учащимися начальных классов;

3.Учить создавать оригинальный рисунок в единственном экземпляре, используя простые доступные для всех материалы.

Ход выступления.

Контингент детей с ОВЗ достаточно сложный в процессе обучения. Среди обучающихся высокий процент детей с нарушением психоэмоционального развития. У таких детей, как правило, быстрая утомляемость, пониженный фон настроения, наличие низкой самооценки, страхов, повышенного уровня тревожности, неуверенности в своих силах.

Данные проблемы необходимо устранять, так как у ребенка возникают проблемы в образовательном процессе. Поэтому очень важно обучать ребенка приемам эмоциональной саморегуляции.

Существует много способов психологической саморегуляции. Я использую в качестве такого способа методику правополушарного рисования.

Цель методики правополушарного (интуитивного) рисования: развить творческий мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Главная задача: уравновесить эмоциональное состояние ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую реабилитацию.

Теоретическое обоснование метода

Правополушарное (интуитивное) рисование – современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания удивительной красоты картин, а сложная система из простых приемов, способствующая решению огромного количества как явных, так и скрытых проблем. Занятия интуитивным рисованием позволяют раскрыть творческий потенциал любого человека, в том числе ребенка с ОВЗ. Эта нетрадиционная методика позволяет «переключиться» в режим творческой активности абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, пол, индивидуальные особенности личности. Ученый психобиолог Роджер Сперри был награжден Нобелевской премией за свои выдающиеся достижения в области изучения головного мозга человека. Именно его исследования и полученные результаты стали основой для разработки метода интуитивного рисования.

Большую работу в разработке данного метода живописи проделала преподаватель Калифорнийского государственного университета Бетти Эдвардс. Она издала несколько книг, где подробнейшим образом рассказывается все, что касается активизации работы правой части головного мозга и создания художественных шедевров руками обычных людей. Благодаря этим ученым и их последователям техника правополушарной живописи распространилась во всем мире, при этом популярность данного метода стремительно растет ежегодно.

Суть методики правополушарного рисования

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? Вазу или два профиля лица? Как думаете, почему так происходит? (ответы участников) Слайд 2


Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Когда вы долго смотрите на картину, каждое полушарие мозга воспринимает совершенно разные образы. Левое видит вазу, а правое – два симметричных лица, смотрящих друг на друга. Если сразу удалось разглядеть вазу и два лица, значит, вы умеете управлять деятельностью правого и левого полушария.

- Почему же происходит так, что каждое полушарие видит по-своему? Разберемся в этом.
Левое полушарие – аналитическое. Правое полушарие обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески. Слайд 3


У ребенка, который только что родился, правое полушарие сформировано – у него есть набор чувств для восприятия окружающего мира. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Левое полушарие развивается при условии развития правого – это приоритет развития ребенка дошкольника. В противном случае у ребенка теряется потенциал человека-творца. Слайд 4
Для того чтобы ребенок был успешен в школе, в дошкольном детстве необходимо развивать правое полушарие.
Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария:
* Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. После того, как воображение ребенка «разыграется», предложить ему нарисовать воображаемую вещь. Слайд 5
* Зеркальное рисование одновременно двумя руками. При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работы всего мозга. Слайд 6
* Рисование на цветной бумаге. Слайд 7
*Правополушарное рисование. Разработано американской преподавательницей рисования Б. Эдвардс и основан на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри. Слайд 8
Основная часть.
Остановимся на правополушарном рисовании.
В правополушарном рисовании самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой такого интуитивного метода творчества.
Что дает правополушарное рисование? Слайд 9
• Убирают барьеры « я не смогу», «у меня не получиться».
• Полностью раскрывает "спящие" творческие способности.
Дети и правополушарное рисование. 
Если ребенок будет учиться рисовать по данному методу, то гарантирована гармонизация работы обоих полушарий. 
Еще один замечательный плюс правополушарного рисования в воспитании детей – это отличный способ отвлечения ребенка от телевизора и компьютера. 

Как работает метод?

Левое полушарие мозга отвечает за: логику, контроль, анализ, речь, схемы, инструкции, правила, закономерности, пошаговость.

Правое полушариe мозга отвечает за: интуицию, творчество, цвет, ритм, воображение, спонтанность, эмоциональность, мечты, чувства.

При левополушарном рисовании используется пошаговая инструкция. Вы четко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится. При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов. Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы. Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом.

Методика правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности.

Главное отличие такого рисования от левополушарного режима заключается в том, что во втором случае человек учится изображать объекты, а в первом – видеть их, воспринимать. Чтобы, к примеру, сделать рисунок животного в левополушарном рисовании, мы сначала должны изучить анатомию, пропорции, ознакомиться с теорией перспективы, объема, света и тени. Правополушарная живопись этого не требует. Используются приемы для отключения логики и активизации интуиции. Рисование картин происходит очень быстро, потому что человек не думает о результате, а получает наслаждение от процесса.

В методике правополушарной живописи только одна инструкция, которой нужно придерживаться – следует отключить логику. В остальном никаких правил нет, в этом и отличие правополушарного режима от классического. Можно начинать картину с любого элемента, выходить за пределы холста, использовать любые кисточки, краски, рисовать пальцами. Если дети получают от процесса удовольствие, значит, все правила соблюдены.

Часто случается, что доминирующее левое полушарие мешает правому в его попытках рисовать. В таких случаях человек считает себя совершенно неспособным к рисованию. В курс правополушарного рисования входят упражнения, которые позволяют левому полушарию «уйти на отдых», а это, в свою очередь освобождает правое для рисования.

Например:

  • Рисовать, выходя за рамки бумаги. Это специальное упражнение: выходя за границы бумаги, человек выходит из своих рамок, которые ограничивали его, мешали творческому развитию.
  • Рисовать руками. В процессе такого творчества даже взрослый как бы становится маленьким, проявляет свою непосредственность и индивидуальность.

Как определить, когда в мозге включается нужная функция и начинается именно правополушарное рисование?

Упражнения на создание конфликта разума и интуиции помогут в этом. Например:

Рисуй быстро

Взять лист бумаги и попробовать изобразить буквально за 15 минут очень быстро яркую абстрактную картину. Дайте волю внутреннему художнику ребенка, не ограничивайте ни в чём. Пусть смело и быстро наносит краску на бумагу. Если ребёнок выходит за границы листа, не страшно, не нужно его ругать.

Начинающие обычно много времени уделяют деталям. Вначале надо научиться заполнять весь холст большими цветовыми массами. Упражнение нужно, чтобы ребенок перестал бояться, научился смешивать краски и создавать оттенки, понял, в чем красота живописи.https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/677970/img1.gif

Рисунок "вниз головой"

Такая форма рисования никого из детей на моей памяти не оставила равнодушным. Переворачиваем рисунок и рисуем «вверх ногами» или («вниз головой»).

Бетти Эдвардс, создавшая направление правополушарного рисования, утверждала,

 что ориентация изображения в пространстве принципиальна для правильного

 левого полушария (рисунок вверху). Правому же это абсолютно всё равно. Оно

 способно воспринимать окружающее в любой позиции. Некоторым детям даже легче рисовать «вниз головой». И рисунки при этом получаются лучше. Из личного опыта: ветки дерева, траву проще рисовать на перевёрнутом рисунке.

Данную методику я использую на занятиях с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.  Необходимые материалы: краски гуашевые 12 цветов, набор кисточек, бумага для работ с гуашью и акварелью, салфетки (для вытирания кисточек). На занятиях фоном звучит музыка. В начале занятия я спрашиваю детей, какое у них настроение, что сегодня хотелось бы им нарисовать. Затем мы начинаем "пробуждать" краски, для этого смачиваем в воде большую кисточку и отжимаем ее в краску (в этот момент уже начинает происходить эмоциональное высвобождение), затем шпажкой перемешиваем каждую краску, доводя ее до консистенции сметаны. Размешивание краски успокаивает, расслабляет ребенка. Далее убираем воду (так как рисуем сухой кистью) и начинаем рисовать фон будущей картины. Сначала рисуем по границе, затем выходим за границу листа, рисуем фон большой кистью, кто хочет, тот рисует руками. На этапе рисования фона картины включаю динамическую музыку, а затем спокойную. Так же музыка дает меньше возможности разговаривать детям друг с другом.  Задача правополушарного рисования - меньше слов, больше практики. Все занятие провожу из "Я-позиции". Например, говорю детям - "Я беру краску", а не "Мы берем краску", это позволяет убрать сопротивление в группе. В конце занятия я беру рисунок ребенка и показываю ее всем детям, при этом не выношу никаких оценок, не говорю "молодец", "умница", а применяю технику обратной связи, например:

  • Факт (Я держу твою картину)
  • Чувство, эмоции (Мне так мягко становится, когда я на нее смотрю)
  • Телесный отклик (Даже плечи опустились)
  • Призыв к действию (Хотелось бы, чтобы ты продолжал…)

Когда я проговариваю свои чувства, то группа начинает  чувствовать то же самое. Спрашиваю у детей, что они чувствуют, глядя на картину. Сначала показываю работы тех детей, которым понравились свои картины. Затем тех детей, которым кажется, что у них рисунок не получился. Если ребенок не дает посмотреть свой рисунок, я говорю - "очень жалко, что мы не увидим твое творчество" и больше не прошу его показать.

В результате использования правополушарного рисования были отмечены следующие изменения:

  • Уменьшение или полное снятие «комплекса художественной неполноценности».
  • Повышение мотивации не только к занятиям изобразительной деятельностью, но и к другим видам деятельности.
  • Формирование нового видения, свежего восприятия окружающего мира.
  • Положительная динамика в развитии невербального интеллекта: образного мышления, пространственного воображения, зрительно-моторной координации (особенно у детей с ОВЗ).

У школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учёбе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Занятия непосредственно связаны с эмоциональной сферой и помогают снять напряжение, уровень тревожности и даже агрессии. Меняется эмоциональный фон, улучшается качество жизни в целом.

В чем секрет популярности этого рисования?

  • Быстрый результат с нуля. Уже через 30 минут каждый нарисует свою первую картину.
  • Обучение проходит легко, непринужденно. Занятия проходят в игровой форме, сочетают обучающие и развлекательные элементы, поэтому интересны детям.
  • Правополушарное рисование нацелено на снятие ограничивающих убеждений "я не умею рисовать", развитие креативных способностей.
  • Так как результат виден сразу и, как правило, намного превосходит ожидания, появляется бодрость, уверенность в своих силах, улучшается настроение.

Практическая часть основной части
1 этап – подготовка
- Уважаемые педагоги, предлагаю вам занять места за столом, приготовить кисти и открыть гуашь.
- Правила работы на МК:
• рисунки выполняются в быстром ритме;
• во время работы нежелательно разговаривать, так как речь это часть левого полушария, которое нельзя активировать, потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления;
• кисточки и руки должны быть сухими, поэтому их вытирают бумагой.
• при создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа. 

2 этап –основная часть (рисование) 

3 этап – подведение итогаC:\Users\User\Pictures\2В фото\1550740124100.jpgC:\Users\User\Pictures\2В фото\1550740144036.jpgC:\Users\User\Pictures\2В фото\1550742516234.jpg

        

C:\Users\User\Pictures\2В фото\1550740218401.jpgC:\Users\User\Pictures\2В фото\1550740289961.jpgC:\Users\User\Pictures\2В фото\1550742297196.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Коррекционно-развивающие приемы работы при формировании моторных навыков в обучении учащихся с ДЦП

Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении ...

Ежегодное информационно-тематическое издание ГБОУ центра образования №1430. "Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе".

В данном разделе опубликована статья " Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе"....

Нетрадиционный метод коррекционно – развивающего обучения - гимнастика Брейн Джим в системе специально организованных занятий.

О  нетрадиционном методе  - гимнастика Брейн Джим - познакомилась в книге.  Использую в своей работе не первый год. Простые движения и действия, которые используешь для стимуляции спосо...

Психологическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста на коррекционно-развивающих занятиях В МАУ «ЦППМиСП»

  Работая в центре с детьми разных возрастов, с разными проблемами, постоянно находимся в поиске нового.  На своих занятиях используем разные программы, пособия, игры, упражнения для ...

«Одно из эффективных условий создания адаптивной среды обучения для детей с ОВЗ - использование интерактивного оборудования в коррекционно-развивающем процессе»

Использование интерактивных игр на коррекционных и логопедических занятиях заметно усиливает эффект коррекционного обучения. Дети с большей мотивацией вовлекаются в процесс, проявляют активность при в...