ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
презентация к уроку

Гайдарова Алина Ровшановна

Сегодня в обществе отмечаются новые требования к подрастающему поколению, а именно оно указывает на потребность в людях образованных, способных самостоятельно принимать ответственные решения и эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных целей.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования проблема организации контрольно- оценочной деятельности в начальной школе становится актуальной и требует особого внимания со стороны ученых, исследователей и педагогов-практиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_alina_g.doc59 КБ
Office presentation icon vystuplenie_aliny_g.ppt2.26 МБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Сегодня в обществе отмечаются новые требования к подрастающему поколению, а именно оно указывает на потребность в людях образованных, способных самостоятельно принимать ответственные решения и эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных целей.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования проблема организации контрольно- оценочной деятельности в начальной школе становится актуальной и требует особого внимания со стороны ученых, исследователей и педагогов-практиков.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, прежде всего, ориентирован на достижение планируемых результатов. Как известно, планируемые результаты представлены в виде трех основных групп – личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия, в состав которых входят контроль и оценка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, определяются различные подходы к системе оценивания в современной начальной школе. Новая система оценивания строится на следующих основаниях:

  • оценивание – постоянный процесс, естественным образом интегрированный в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, основными критериями которого выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся могли включиться в контрольно-контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Рассматривая понятие «контрольно-оценочная деятельность», можно выделить два аспекта: с одной стороны контрольно-оценочная деятельность включает в себя контрольно-оценочную деятельность учителя, а с другой стороны, контрольно-оценочную деятельность ученика.

Контрольно-оценочная деятельность учителя характеризуется как общая, проявляющаяся в качестве обязательного элемента деятельности по управлению образовательным процессом, и как специфическая, где контроль и оценка есть цель, содержание и результат деятельности (В.Л. Синебрюхова).

Контрольно-оценочная деятельность учителя состоит в умении делегировать контрольно-оценочную функцию ученику, т.е. способствует формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, создавать психологическую комфортность каждому ребенку в процессе контроля и оценивания.

В результате выполнения контрольно-оценочной деятельности у младших школьников формируются умения:

  • планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определение наиболее эффективных способов решения;
  • понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности;
  • конструктивные действия в ситуациях неуспеха;
  • осуществление  познавательной и личностной рефлексии.

Несмотря на введение ФГОС НОО,  появление инновационных подходов к контрольно-оценочной деятельности на уроках в начальной школе остаются  некоторые затруднения в контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации Стандартов начального общего образования.

Одним из распространенных затруднений в контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов является планирование контроля на разных этапах обучения детей и выбор объектов оценивания. В начальной школе продолжает оставаться практика оценивания знаний, умений и навыков учащихся в рамках конкретных образовательных областей, в то время как, согласно требованиям нового Стандарта, объектом контроля и оценки становятся учебные достижения обучающихся начальной школы. Данное затруднение является закономерным, потому что требования нового Стандарта для начальной школы отличаются от предыдущих.

Следующим затруднением  является выбор способов оценивания образовательных результатов, вследствие возникновения психологического барьера, не позволяющего учителям перейти на новые способы оценивания учебных достижений учащихся, недостаточной методической грамотности в области новых форм организации контроля и оценки с учетом новых требований, неготовности включить обучающихся в процесс оценивания результатов учебной деятельности.

Не менее важным затруднением является «сворачивание» контрольно- оценочной деятельности вследствие смешения основных педагогических категорий «оценка» и «отметка». Причинами такого затруднение являются недостаточная теоретическая грамотность учителей, которая влечет за собой трудности профессионального характера, что в целом влияет на всю систему оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы. На начальном этапе обучения в школе у обучающихся формируются действия контроля и оценки, которые при целенаправленной и грамотно организованной работе педагога преобразуются в действия самоконтроля и самооценки.

Если говорить о будущем, то переход на новые Стандарты наметил перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий, а это влечет за собой изменение системы оценивания. Поэтому оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребенка во всех сферах школьной жизни. Для этого необходимо перейти на такую систему оценивания учебных достижений школьников, требующей отказа от отметки, а оценку делает более доступной и содержательной. В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Данный подход к оцениванию позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации, сохранению и укреплению здоровья.

Безотметочное оценивание опирается на принципы, разработанные                       Г.А. Цукерман:

  • самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке;
  • оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки;
  • содержательное самооценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать;
  • учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий;
  • учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, оформляющихся в классе и дома особым образом;
  • для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.

Подводя итог, можем сделать заключения о том, что федеральный государственный образовательный стандарт очертил круг планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, где контроль и оценка занимают одно из ведущих мест. Результат их формирования у младших школьников напрямую зависит от профессиональной грамотности педагогов. Следовательно, контрольно-оценочная функция педагога продолжает занимать приоритетное место в профессиональной деятельности учителя начальных классов. Однако, новое целеполагание в системе российского образования обострило и без того существующие затруднения в контрольно-оценочной деятельности учителя и высветило причины объективного и субъективного характера, требующего немедленного разрешения. Говоря о контрольно-оценочной деятельности будущего, ближайшего или отдаленного, можем предположить, что полная реализация новых Стандартов, учитывающих всю специфику его содержания, будет тогда, когда педагоги не только примут эту новую идею психологически, но будут грамотно профессионально выполнять все ее аспект, учитывая постоянно меняющие особенности современных школьников.

Список литературы

  1. Гусарова Л.В. Виды затруднений учителя в организации контрольно-оценочной деятельности при реализации ФГОС // Вестник научных конференций. – 2016. – № 9-2 (13). – С.22-26.
  2. Синебрюхова В.Л. Дидактические затруднения в контрольно-оценочной деятельности учителя при реализации федерального государственного стандарта начального общего образования // Концепт. – 2013. – № 6.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Цукерман Г.А., Шияновская С.И., Табачникова Н.Л., Суховерша Л.А., Романеева, М.П., Миндарова В.А. Оценка без отметки. – Рига, 1999. – 121 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Подготовила: Гайдарова А.Р.

Слайд 2

ориентирован на достижение планируемых результатов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД КОНТРОЛЬ ОЦЕНКА

Слайд 3

ОСНОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

Слайд 4

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 5

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Контрольно-оценочная деятельность учителя характеризуется как общая, проявляющаяся в качестве обязательного элемента деятельности по управлению образовательным процессом, и как специфическая, где контроль и оценка есть цель, содержание и результат деятельности (В.Л. Синебрюхова). Контрольно-оценочная деятельность учителя состоит в умении делегировать контрольно-оценочную функцию ученику, т.е. способствует формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, создавать психологическую комфортность каждому ребенку в процессе контроля и оценивания.

Слайд 6

В результате выполнения контрольно-оценочной деятельности у младших школьников формируются УМЕНИЯ:

Слайд 7

ЗАТРУДНЕНИЯ В КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 8

Предметные знания, умения и навыки Общеучебные умения, развитие самостоятельности учебных действий В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика . Данный подход к оцениванию позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации, сохранению и укреплению здоровья.

Слайд 9

ПРИНЦИПЫ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Слайд 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Гусарова Л.В. Виды затруднений учителя в организации контрольно-оценочной деятельности при реализации ФГОС // Вестник научных конференций. – 2016. – № 9-2 (13). – С.22-26. Синебрюхова В.Л. Дидактические затруднения в контрольно-оценочной деятельности учителя при реализации федерального государственного стандарта начального общего образования // Концепт. – 2013. – № 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. Цукерман Г.А., Шияновская С.И., Табачникова Н.Л., Суховерша Л.А., Романеева, М.П., Миндарова В.А. Оценка без отметки. – Рига, 1999. – 121 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

Организация контрольно-оценочной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках окружающего мира - довольно непростое дело. Сложность заключается в том, что спектр формируемых умений на уроке окружающего мира очень широк. Им...

Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»

Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...

Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы.

Данный материал раскрывает особенности организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы. Показывает возможности использования самооценки детей для преодоления трудностей в о...

«Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

«Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»Выступление на МО учителей начальных классов....

"Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

quot;Организация контрольно-оценочной деятельности  в условиях реализации ФГОС"...