Компетентность учителя
материал

Соловьёва Валентина Николаевна

«Что такое компетентностное образование и как к нему перейти .Компетентность учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnost_uchitelya.doc64.5 КБ
Office presentation icon kompetentnost_uchitelya.ppt119 КБ

Предварительный просмотр:

«Что такое компетентностное образование и как к нему перейти»

Компетентность учителя

     В программе ЮНЕСКО «Образование для всех» (2000) раскрыты характеристики, по которым важно улучшать качество образования. Среди них следующие:

▪ в педагогическом процессе приоритетными должны быть интересы и потребности ребёнка, что обеспечивает эффективность образования каждого;

▪ образовательные системы и среда должны характеризоваться экологичностью, безопасностью и обеспечивать необходимые ресурсы и условия для развития каждого ребёнка, сохранения его здоровья и формирования мотивации к обучению;

▪ в результате обучения учащиеся должны демонстрировать не только знания, умения, но и личную позицию, активно участвовать в разных видах деятельности, в том числе и в общественной жизни;

▪ содержание образования обеспечивается адекватными учебными планами и программами, соответствующими тому кругу компетенций, которые задаются обществом и приоритетными целями обучения на данном этапе школьного образования.

Важнейшим объективным фактором, влияющим на всю систему образования, общепринято считать уровень учительской компетентности. Именно от профессионального вклада каждого конкретного педагога в учебный процесс напрямую зависит доступность, качество и эффективность образования. Ориентация  на новое качество образования предъявляет новые требования к содержанию профессионально – педагогической деятельности учителя, включающей :

Слайд1

во – первых, создание условий для приобретения и расширения жизненного опыта ребёнка;

во – вторых, формирование мотивации к непрерывному образованию;

в – третьих, умение создавать условия для проявления активности, творчества и ответственности ребёнка в обучении;

в – четвёртых, инициативность, творчество и корпоративную культуру учителя.

   

    Центральной и основной для педагога сегодня становится функция содействия образованию школьника. Она реализуется при (Слайд) формировании открытой образовательной среды, выступающей как сложная многомерная совокупность образовательных ресурсов разного уровня и вида. При этом учитель особым образом организует образовательную среду относительно конкретного учащегося или  целой группы путём концентрации тех или иных ресурсов, технологий. Важно создавать подходящие условия для самостоятельного индивидуального выбора учащимися образовательных ресурсов, это позволит последним  конструировать индивидуальную образовательную среду, включать приобретаемый собственный опыт в более широкую образовательную среду класса, школы. Данная функция выполняется учителем и через новый путь отбора содержания образования, опору на скрытый опыт, который, безусловно, есть у школьников.

     Реализация данной функции определяет и (Слайд) выбор педагогом приоритетных образовательных технологий – проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно – коммуникативных технологий. Указанные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетенций учащихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной.

     Необходимо понимать, что использование таких технологий требует от учителя (Слайд) 

расширения диапазона профессиональных ролей:  кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен  овладеть командной, совместной, ансамблевой, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр.

Содействие образованию ребёнка проявляется и (Слайд)  в выборе разнообразных  способов оценки и учёта достижений учащихся, разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов. Учитель создаёт условия для совместной  с учащимися деятельности, предлагая к использованию такие технологии учёта достижений, которые требуют от учащегося развития навыков самооценки, постановки цели и коррекции процесса учения, а также обеспечивая необходимую поддержку в их реализации.  В современных условиях особенно актуальными становятся способы учёта достижений, основанные на самооценочных процессах (дневник достижений, профиль умений, портфолио и т.д.).

      Можно выделить основные ключевые профессиональные компетентности педагогов:

- владение содержанием и методологией предмета;

- знание закономерностей познавательных процессов ученика  в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса;

(Слайд) Модель профессионального стандарта

- владение приёмами эффективного общения с учащимися, с коллегами, родителями;

- владение приёмами, социализирующими и развивающими учащихся средствами учебного предмета;

- владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация);

- умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент);

- владение навыками обобщения и передачи своего опыта.

Успешная реализация педагогом функции содействия образования школьника предполагает (Слайд)

усиление субъективной позиции педагога, высокую мобильность и педагогическую гибкость, развитие управленческих способностей, повышение ответственности за качество и результат образования, профессиональный и личностный  рост, стимулирующие процесс непрерывного самообразования и саморазвития не только ученика, но и свой собственный.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание условий для приобретения и расширения жизненного опыта ребёнка Формирование мотивации к непрерывному образованию Умение создавать условия для проявления активности, творчества и ответственности ребёнка в обучении Инициативность, творчество и корпоративная культура учителя Требования к содержанию профессионально -педагогической деятельности учителя

Слайд 2

Формирование открытой образовательной среды. 2. Выбор приоритетных образовательных технологий – проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно – коммуникативных технологий. 3. Расширение диапазона профессиональных ролей. 4. Выбор разнообразных способов оценки и учёта достижений учащихся.

Слайд 3

Компетенции, обеспечивающие раскрытие личностного смысла учения Компетенции целеполагания : предметного, личностного Компетенции оценивания Компетенции в понимании ученика Компетенции в принятии решений Компетенции оценивая, понимания учебной задачи и способа деятельности Компетенции, обеспечивающие мотивацию поведения и учебной деятельности Компетенции в предмете преподавания и в методах Компетенции в разработке программ деятельности Компетенции организации информационной деятельност и Компетенции организации учебной деятельности Модель профессионального стандарта

Слайд 4

Успешная реализация предполагает: Усиление субъективной позиции педагога Профессиональный и личностный рост Повышение ответственности за качество и результат образования Развитие управленческих способностей Педагогическая гибкость высокая мобильность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность учителя – основа компетентности учителя»

Слово «компетентность произошло от латинского «compete» - добиваюсь, соответствую, подхожу (эциклопедический словарь). Иными словами компетентность – это способность учиться всю жизнь....

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

ИКТ-компетентность учителя, как аспект ИКТ-компетентности ученика

Выступление на Педагогическом совете МОУ СОШ №11 пос.Дружба (ноябрь 2015 г.)...

От компетентного учителя к компетентному ученику

Публичное выступление "Педагогический дебют"...

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО.

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО. Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразоват...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...