ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
проект

Соловьёва Валентина Николаевна

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

       

У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий.    Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

     В последние годы эту проблему, связанную с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

    Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Слайд 2. ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

        А.Б.Воронцов в одной из статей («Начальная школа» № 6 за 2007 год – приложение к «Первому сентября», «Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения») писал:

 Слайд 3.    «Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется в системе заданий». 

      В 2011 году  в издательстве «Просвещение» в серии «Стандарты второго поколения» вышла книга под редакцией А.Б.Воронцова «Проектные задачи в начальной школе».

В ней представлены разработки и методика решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.

Показ слайдов № 3-20.(Комментирование).

Раздаточный материал: «Примеры планов детских проектно-исследовательских работ», «Творческие задания для учащихся 1 классов. Проект «Чтоб кусался зубок…»

Слайд 21. Выдающийся немецкий драматург и философ Г.Э. Лессинг: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность в начальной школе

Слайд 2

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА - это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Слайд 3

«Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется в системе заданий». А.Б.Воронцов

Слайд 4

Стартовая проектная задача « Город Признак ус» Задание1. У одного счетовода набралось много разных фигур. Для будущей коллекции счетовод уже разложил часть фигур на две кучки и оставил на всякий случай место для третьей кучки. В третью кучку он решил складывать фигуры, которые не подходят ни к первой ни ко второй кучке. Помогите счетоводу разложить остальные фигуры в эти же кучки. Приклейте их на лист в соответствующих местах.

Слайд 5

Комментарий к заданию 1 Каждой группе учащихся выдаётся: 1.Карточка помощник – лист бумаги формата А4, разделённый на 3 части. 2.Конверт с набором фигур : Задание учащимся: Разложить фигуры из конверта по кучкам и наклеить на соответствующую часть листа.

Слайд 6

Город «Признакус» Задание 2 Другие два счетовода Бим и Бом собирают фигуры только определённого вида и собирают из них коллекции. Бим собирает только жёлтые фигуры, Бом- только квадраты. Чтобы не ссориться , фигуры подходящие тому и другому, они собирают в общую коллекцию. Помогите Биму и Бому собрать их коллекции.

Слайд 7

Комментарии к заданию 2 Каждой группе учащихся выдаётся: 1.карточка – помощник- лист бумаги формата А4, разделённый на 3 части: « Коллекция Бима», « Коллекция Бома», « Общая коллекция»; 2.Комплект с набором фигур, среди которых имеется несколько жёлтых, несколько квадратов, причём есть квадраты жёлтого цвета. 3.Целесообразно включить в набор фигуры не подходящие ни к одной из трёх коллекций;

Слайд 8

Задание 3 Под воздействием волшебного кристалла некоторые фигуры в городе «Признакус» могут изменяться. Помогите счетоводам определить , какие фигуры пропущены. Нарисуйте их на своих местах.

Слайд 9

Задание 4 Под воздействием волшебного кристалла некоторые фигуры в городе «Признакус» могут изменяться. Помогите счетоводам определить , какие фигуры пропущены. Нарисуйте их на своих местах.

Слайд 10

Город «Относитикус» Урок 2 Приезжие счетоводы проголодались и решили пообедать. В кафе они уселись за круглый стол, причём каждый сел на стул своего любимого цвета: Бим – на жёлтый, Бом –на зелёный, Тип –на красный, Топ- на синий. Оказалось, что Топ сидит слева от Бима, а Тип – напротив Топа, Раскрасьте стулья на рисунке. 2 3 4 1 1 !

Слайд 11

Город «Относитикус» Урок 2 2 3 4 1 1 !

Слайд 12

Город Величиния Раскрасьте самую короткую дорожку красным карандашом, а самую длинную- зелёным

Слайд 13

Задача «Доктор Айболит» Дорогие ребята! Вам предстоит продемонстрировать прежде всего умение работать вместе при решении общей задачи. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Надеемся, что вам понравится эта задача и вы с интересом будете ее решать. Желаем вам успеха!

Слайд 14

Доктор Айболит в июле отдыхал в городе Мара на острове Мадагаскар у своего друга – писателя Корней Чуковского. Неожиданно Айболит получил телеграмму на африканском языке. Задание 1 ТЕЛЕГРАММА Тордок Литайбо! Симпро ятеб ипрехаьт рееско к мна: азболиел ирт кабетигемо, ьтяп ряттиг, авд кажифёнра и ерытеч кастрасёну. У хни наскартила, наанги, ямариля и хитброн. Ым вёмжи в няпусты Рикахала, у рыго Дофернан-по, у каисто Полимпо. Айболит ничего не понял, но его друг писатель Корней Чуковский в детстве бывал в Африке и запомнил несколько африканских слов и их перевод: Кармагасда – Мадагаскар; анписаьт – написать; анписиал – написали; шемпи – пишем; ьмесов – восемь. Помогите Айболиту перевести телеграмму на русский язык.

Слайд 15

Задание 2 Друзья решили вместе как можно скорее отправиться в путешествие. Они нашли на карте Африки место, описанное в телеграмме. А теперь вы, ребята, найдите и отметьте это место на карте. Помогите доктору и писателю определить расстояние от города, в котором они находятся, до места, где заболели животные.

Слайд 16

Примеры планов детских проектно-исследовательских работ 1 класс. Индивидуальные краткосрочные проекты-исследования Тема «Кактусы» Цель : узнать как можно больше о кактусах. Задачи : 1) Выяснить, где находится родина кактусов; 2) Рассмотреть многообразие форм и разновидностей кактусов; 3) Выяснить, что интересного связано с этим растением. План : 1. Родина кактусов. 2. Разновидности кактусов. 3. Интересное о кактусах. Комментарий : Каждый параграф занимает страницу, где расположен текст и рисунок или картинка. Первая часть посвящена описанию родины кактусов. Вторая – многообразию их форм и разновидностей, а также включает конкретные советы по уходу за этим растением. В последней части ученик предлагает разные блюда из кактусов.

Слайд 17

Тема «Матрешка» Цель : узнать как можно больше о матрешке и придумать свою. Задачи : 1) Выяснить, откуда появилась матрешка; 2) Описать, как выглядят разные матрешки; 3) Придумать эскиз своей матрешки. План : 1. Как появилась матрешка в России. 2. Семеновская, Полхов-Майдановская и Загорская – сходства и отличия. 3. Авторские матрешки. 4. Придумать эскиз матрешек «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 5. Расписать заготовки матрешек. Комментарий : Первая часть работы посвящена истории появления матрешки в нашей стране. Вторая часть содержит описание каждой матрешки, сравнивается, чем они похожи и в чем отличия. Эта часть иллюстрирована картинками матрешек. В третьей части представлены авторские современные работы. Это фотографии из магазинов, где продают современную матрешку. Четвертая и пятая часть – это творческий проект (роспись по своему эскизу матрешек: сестрицу Аленушку и братца Иванушку).

Слайд 18

2 класс. Тема «Все профессии важны» ( Групповой проект-исследование в рамках тематики «Профессии родителей глазами детей» Цель : узнать о профессиях родителей. Задачи : 1) Выяснить всё о профессиях родителей; 2) Определить какие профессии самые важные; 3) Найти стихи о профессиях или сочинить самим. План : 1.Что такое профессия? 2. Профессии наших родителей. 3. Какие профессии важные…4. Стихи о профессиях. 5. Заключение. Комментарий : Интересная, и, казалось бы, известная тема для детей позволяет выявить много нового. Дети читают книги о профессиях; пишут сочинения «Профессии моих родителей»; раскладывают анкеты по группам; ищут и сочиняют стихи о профессиях. Ребята узнают, какие профессии есть в нашем городе. Выясняют, что все профессии по-своему важны и нужны. В своей работе они доказывают, что важен труд каждого человека, а значит и каждого из нас. Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу.

Слайд 19

Групповой проект-исследование в рамках тематики «Подкормите птиц зимой». Тема «Помоги птицам зимой» Цель : организовать «столовые» для птиц. Задачи : 1) Изготовить кормушки и расположить их на открытом воздухе; 2) Провести акцию по сбору птичьего корма; 3) Провести исследования (изучить количество, видовой состав птиц, посетивших кормушки); 4) Сфотографировать птиц; 5) Нарисовать рисунки; 6) Написать сочинения. План : 1. Какие птицы зимуют в наших краях? 2. Питание птиц зимой. 3. Какие бывают кормушки? 4. Наши кормушки. 5. Наши наблюдения. 6. Рисунки, стихи и сочинения о птицах. Комментарий : Выявив объем своих знаний, свои интересы и пожелания, учащиеся определяют перспективу (составляют план - “паутинку”) организации своей работы в центрах активности: центр конструирования - изготовление совместно с родителями кормушек и приготовление кормовой смеси для птиц; центр наблюдений - наблюдения и счет результатов, сколько птиц прилетело, в какие дни прилетало больше; центр искусства - рисунок или фотография выходного дня; центр литературы - сочинить стихи или написать сочинение «Как я помог птицам зимой».

Слайд 20

Индивидуальные самостоятельные проекты-исследования Тема «Вкусные краски» Цель : расширить свои знания о красках Задачи : 1) Узнать, как появились первые краски, и как они назывались; 2) Выяснить первичный состав красок, сохранившихся до наших дней; 3) Доказать, могли ли древние люди рисовать такими красками. План : 1. Как люди научились рисовать. 2. Какие бывают краски. 3. Мои «вкусные» краски. Заключение. Комментарий . В первой части рассказывается о красках. Во второй части доказывается, что существует пять красок-первоисточников. Приводятся интересные данные, где и когда появилась краска-первоисточник. А также рассказывается о её составе. В результате - вывод, что все краски-первоисточники сделаны из природных компонентов. И в третьем параграфе доказывается, что краску можно изготовить самим из натуральных компонентов. Приготовление «вкусных» красок из свёклы, ягод, киви, лимона и рисование картин.

Слайд 21

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Г.Э. Лессинг



Предварительный просмотр:

Примеры планов детских проектно-исследовательских работ

1 класс. Индивидуальные краткосрочные проекты-исследования

Тема «Кактусы»

Цель: узнать как можно больше о кактусах.

Задачи: 1) Выяснить, где находится родина кактусов; 2) Рассмотреть многообразие форм и разновидностей кактусов; 3) Выяснить, что интересного связано с этим растением.

План: 1. Родина кактусов. 2. Разновидности кактусов. 3. Интересное о кактусах.

Комментарий: Каждый параграф занимает страницу, где расположен текст и рисунок или картинка. Первая часть посвящена описанию родины кактусов. Вторая – многообразию их форм и разновидностей, а также включает конкретные советы по уходу за этим растением. В последней части ученик предлагает разные блюда из кактусов.

Тема «Матрешка»

Цель: узнать как можно больше о матрешке и придумать свою.

Задачи: 1) Выяснить, откуда появилась матрешка; 2) Описать, как выглядят разные матрешки; 3) Придумать эскиз своей матрешки.

План: 1. Как появилась матрешка в России. 2. Семеновская, Полхов-Майдановская и Загорская – сходства и отличия. 3. Авторские матрешки. 4. Придумать эскиз матрешек «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 5. Расписать заготовки матрешек.

Комментарий: Первая часть работы посвящена истории появления матрешки в нашей стране. Вторая часть содержит описание каждой матрешки, сравнивается, чем они похожи и в чем отличия. Эта часть иллюстрирована картинками матрешек. В третьей части представлены авторские современные работы. Это фотографии из магазинов, где продают современную матрешку. Четвертая и пятая часть – это творческий проект (роспись по своему эскизу матрешек: сестрицу Аленушку и братца Иванушку).

2 класс. Тема «Все профессии важны» (Групповой  проект-исследование в рамках тематики «Профессии родителей глазами детей»

Цель: узнать о профессиях родителей.

Задачи: 1) Выяснить всё о профессиях родителей; 2) Определить какие профессии самые важные; 3) Найти стихи о профессиях или сочинить самим.

План: 1.Что такое профессия? 2. Профессии наших родителей. 3. Какие профессии важные…4. Стихи о профессиях. 5. Заключение.

Комментарий: Интересная, и, казалось бы, известная тема для детей позволяет выявить много нового. Дети читают книги о профессиях; пишут сочинения «Профессии моих родителей»; раскладывают анкеты по группам; ищут и сочиняют стихи о профессиях. Ребята узнают, какие профессии есть в нашем городе. Выясняют, что все профессии  по-своему важны и нужны.  В своей работе они доказывают, что важен труд каждого человека, а значит и каждого из нас. Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу.

Групповой  проект-исследование в рамках тематики «Подкормите птиц зимой». Тема «Помоги птицам зимой»

Цель: организовать «столовые» для птиц.

Задачи: 1) Изготовить кормушки и расположить их на открытом воздухе; 2) Провести акцию по сбору птичьего корма; 3) Провести исследования (изучить количество, видовой состав птиц, посетивших кормушки); 4) Сфотографировать  птиц; 5) Нарисовать рисунки; 6) Написать сочинения.

План: 1. Какие птицы зимуют в наших краях? 2. Питание птиц зимой. 3. Какие бывают кормушки? 4. Наши кормушки. 5. Наши наблюдения. 6. Рисунки, стихи и сочинения о птицах.

Комментарий: Выявив объем своих знаний, свои интересы и пожелания, учащиеся определяют перспективу (составляют план - “паутинку”) организации  своей работы в центрах активности: центр конструирования - изготовление совместно с родителями кормушек и приготовление кормовой смеси для птиц; центр наблюдений - наблюдения и счет результатов, сколько птиц прилетело, в какие дни прилетало больше; центр искусства - рисунок или фотография выходного дня; центр литературы - сочинить стихи или написать сочинение «Как я помог птицам зимой».  

Индивидуальные самостоятельные проекты-исследования

Тема «Вкусные краски»

Цель: расширить свои знания о красках

Задачи: 1) Узнать, как появились первые краски, и как они назывались; 2) Выяснить первичный состав красок, сохранившихся до наших  дней; 3) Доказать, могли ли древние люди рисовать такими красками.                                                              

План: 1. Как люди научились рисовать. 2. Какие бывают краски. 3. Мои «вкусные» краски. Заключение.

Комментарий. В первой части рассказывается о красках. Во второй части доказывается, что существует пять красок-первоисточников. Приводятся интересные данные, где и когда появилась краска-первоисточник. А также рассказывается о её составе. В результате - вывод, что все краски-первоисточники сделаны из природных компонентов. И в третьем параграфе доказывается, что краску можно изготовить самим из натуральных компонентов.  Приготовление «вкусных» красок из свёклы, ягод, киви, лимона и рисование картин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные задачи в начальной школе

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно ...

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Решение проектных задач в начальной школе

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....

"Проектная задача в начальной школе"

Данный материал был использован при проведении семинара для учителей начальной школы по теме "Проектная задача". Семинар проходил в два этапа: теоретическая часть (материал о том, что такое проектная ...

Проектная задача в начальной школе

Сравнительный анализ понятия "проект" и "проектная задача", применение в начальной школе проектных задач....

Проектные задачи в начальной школе

Статья рассказывает о применении проектных задач в обучении детей в начальной школе....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...