РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал

Бондарева Ольга Леонидовна

Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен: уметь ставить себе конкретную цель; планировать свою жизнь; прогнозировать возможные ситуации, осуществлять контроль. Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию регулятивных действий.            Проблема самоконтроля в младшем звене обучения - наиболее уязвимое место, т.к. учащиеся в начальных классах затрудняются в проведении самоконтроля. Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_sovet_samokontrol.docx34.97 КБ
Файл doklad_samokontrol.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                             АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Школа–интернат № 18»

МКОУ «Ш-И №18»

Россия, 652471, город Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ул. Прокопьевская, 18А

тел. (8-384-53) 4-13-89; 4-14-57     Е-mail: anschool18@mail.ru

РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Составитель:

учитель начальных классов,

Бондарева О.Л.

2018

РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ

ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Слайд №1) Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности

«Самоконтроль младших школьников – развивающееся на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение критически оценивать свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности»

А.В. Петровский

        Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен: уметь ставить себе конкретную цель; планировать свою жизнь; прогнозировать возможные ситуации, осуществлять контроль. Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию регулятивных действий.        Проблема самоконтроля в младшем звене обучения - наиболее уязвимое место, т.к. учащиеся в начальных классах затрудняются в проведении самоконтроля. Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока.

(Слайд №2) Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличия от эталона.

        Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся. Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.

        Основная идея моего доклада видится в поиске более эффективных методических приёмов формирования самоконтроля на различных образовательных  уроках в начальной школе.

(Слайд №3) Самоконтроль ученика предполагает:

  • умение оценивать свою работу адекватно;
  • умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы;
  • умение изменять алгоритм своих действий, согласно изменившимся условиям.

        Обучение самоконтролю является одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальной школы. Как научить младшего школьника контролировать свои действия? Это вопрос задает себе каждый учитель. Для этого необходимо:

  • ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
  •  сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
  • выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
  • просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и деятельность товарища,  объяснить полученную оценку, опираясь на указанные учителем критерии;
  • научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

(Слайд № 4) Принципы самоконтроля:

  • Содержательный самоконтроль.
  • Контрольные шкалы.
  • Контроль учителя.  
  • Самоконтроль ребенка должен предшествовать контролю учителя.

Самоконтроль навыков следует выстраивать на следующих принципах:

1. Содержательный самоконтроль работы должен быть предельно дифференцирован, чтобы каждое усилие ученика контролировать отдельно.

2. Контрольные шкалы должны быть все время разные, чтобы система контроля обладала гибкостью, могла тонко реагировать на процесс (или регресс) в успеваемости ребенка.

3. Контроль учителя - это прежде всего средство выращивания здорового самоконтроля ребенка, следовательно ученики должны:

получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии контроля;

участвовать в разработке шкал контроля вместе с учителем.

4. Самоконтроль ребенка должен предшествовать контролю учителя, лишь тогда отношения перестанут быть односторонними.

(Слайд №5) Этапы обучения самоконтролю:

  • От наглядного, эмоционального — к умственному.

- сверка с написанным образцом;

- проверка по словесной инструкции или с помощью сигнальных карточек.

  • От наглядного — к речевому.

- взаимопроверка в паре, группе;

- подбор нескольких способов решения и выделение самого оптимального с проговариванием обоснованности своего выбора).

  • От констатирующего — к корректирующему.

- найди ошибку;

-кластер.

  • От внешнего — к внутреннему.

        Создавая условия для накопления детьми опыта самоконтроля, необходимо использовать  комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие прогнозирующего (предварительного) самоконтроля, пооперационного (процессуального)  самоконтроля в процессе выполнения устной и письменной работы и  итогового  самоконтроля   после завершения  работы.   Т.е. учение представил результат – выбрал путь решения – выполнил – сопоставил с ожидаемыми результатами. С точки зрения психологов, самоконтроль опирается на память и внимание, а важнейшую роль играет мышление. То есть, ученику нужно не просто запомнить, например, шаблон правильного решения, но и суметь объяснить порядок действий, доказать правильность выводов.

(Слайд №6) Прогнозирующий самоконтроль

Приёмы:

  • Ориентировка.
  • Определение плана или хода выполнения задания (по алгоритму, по памятке).
  • Самоинструктаж или взаимоинструктаж.
  • Фиксирование ошибочного действия.
  • «Найди лишнее» или «Что недостает».

        Предлагаю более подробно рассмотреть все три вида самоконтроля:

1. Прогнозирующий или  предварительный самоконтроль проверяет уровень готовности к выполнению учебных действий. Задачи данного самоконтроля -  обеспечить понимание в последовательном выполнении действий, проверить  исходное состояние к выполнению действий, обеспечить целенаправленность предстоящих действий и умение фиксировать ошибочные действия. Таким образом, ученик сможет определить границу своих возможностей, границу своего «знания – не знания» через прогностическую оценку, заранее предвидеть трудные места. Предварительный самоконтроль — самый сложный. Его осуществление возможно лишь тогда, когда у  ученика есть достаточный "багаж знаний", позволяющий ему оценить сложность поставленной задачи и дать оценку будущей деятельности, исходя из ее важности и сложности.

        Приведу примеры приёмов прогнозирующего самоконтроля.   До начала работы учащимся задаются наводящие вопросы: сможете ли вы выполнить это задание? Трудно ли оно для вас? В чём заключается трудность? С чего начнёте? Из каких этапов будет состоять работа? В какой последовательности вы будете выполнять задание? Как вы сможете себя проверить? Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться? Составьте алгоритм своей работы. Какая помощь понадобится? -Какое из заданий необходимо выполнить 1-м, 2-м? Почему? Подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания и т.д.

(Слайд №7)  Пооперационный или  процессуальный самоконтроль

Приёмы:

  • Комментирование выполняемого задания (в т. ч. по цепочке).
  • Сопровождение комментариев действиями (показать руками целое, части).
  • Письмо с сомнением (где сомневаюсь, пропускаю).
  • Выполнение действий по алгоритму (схеме, памятке).
  • Выполнение действий по инструкции с ограничениями.
  • Придумывание «ловушек».
  • Ставить вопросы (вести запись) по тексту (по ходу чтения).
  • Составление задачи по данной схеме (подобной данной).

2. Этот вид самоконтроля позволяет точно определить учащимся,  в каких действиях возникает ошибка и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков.

        Для выполнения каждого задания можно предложить уже готовый алгоритм. Например, при решении примеров по математике:

Проверь, правильно ли ты списал пример. Какое действие будет первым, почему? Проверь первое (второе) действие. Проверь итоговый результат. Сравни с готовым ответом.

(Слайд №8)   Итоговый самоконтроль (контроль по результату)

Приёмы:

  • Проверка  или сличение с образцом (выразительное чтение, чтение по ролям, правило и т.д.).
  • Восстановление части, текста (редактирование).
  • Составление плана после прочтения текста плана, схем, опорных сигналов.
  • Сравнение и сопоставление с схемой (таблицей, правилом или образцом), дополнение схемы (таблицы, правила, образца рассуждения), сравнение схемы учителя с изученной темой.

3.   Итоговый контроль или контроль по результату - это  оценка своих результатов, при необходимости — внесение исправлений. Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля. В процессе проверки ученики  убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно). Главное вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали. Над чем работали? Что надо было сделать? Как мы решали эту задачу?

        Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться.

(Слайд №9) Игры и упражнения  для развития самоконтроля

  • «Лесенка».
  • «Число (слово)-контролер».
  • «Исправь ошибки».
  • «Третий лишний».
  • «Алло, ответ верен».
  • «Корректор».
  • «Найди слова».
  • «Собери пазл», «Нарисуй по клеточкам», «Раскрась по образцу», «Пройди лабиринт».
  • «Огоньки» и т.д.

        Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля при помощи различных игровых приёмов. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга. Данные игры не только способствуют развитию навыков самоконтроля и умения действовать по образцу, но и учат детей работать самостоятельно.

(Слайд №10)        Задача учителя – не просто научить выполнять то или иное задание, а научить ученика проверять себя.

        Принимая во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что обучение самоконтролю — это объемная, многоплановая и многоэтапная работа, стоящая перед современным учителем. И результат будет, если приемы самоконтроля будут использоваться регулярно, на каждом уроке, а не от случая к случаю. 

        Таким образом, данные приёмы и упражнения по формированию навыка самоконтроля усиливают ответственность у учащихся при выполнении заданий, приучают их работать без ошибок, а при выявлении - тут же их исправлять, и активизируют процесс обучения, пробуждают интерес к занятиям.

         Хочу поделиться с вами методическими рекомендациями  по теме «Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности», в которых отображены приёмы формирования самооценки младших учащихся.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 2

«Самоконтроль младших школьников – развивающееся на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение критически оценивать свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности» А.В . Петровский

Слайд 3

• умение оценивать свою работу адекватно; • умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы; • умение изменять алгоритм своих действий, согласно изменившимся условиям. Самоконтроль ученика предполагает:

Слайд 4

Содержательный самоконтроль. Контрольные шкалы. Контроль учителя. Самоконтроль ребенка должен предшествовать контролю учителя. Принципы самоконтроля:

Слайд 5

От наглядного, эмоционального — к умственному - сверка с написанным образцом; - проверка по словесной инструкции или с помощью сигнальных карточек. От наглядного — к речевому - взаимопроверка в паре, группе; - подбор нескольких способов решения и выделение самого оптимального с проговариванием обоснованности своего выбора). От констатирующего — к корректирующему - найди ошибку; -кластер. От внешнего — к внутреннему Этапы обучения самоконтролю:

Слайд 6

Приёмы: • Ориентировка. • Определение плана или хода выполнения задания (по алгоритму, по памятке). • Самоинструктаж или взаимоинструктаж . • Фиксирование ошибочного действия. • «Найди лишнее» или «Что недостает». Прогнозирующий самоконтроль

Слайд 7

Приёмы: • Комментирование выполняемого задания (в т. ч. по цепочке). • Сопровождение комментариев действиями (показать руками целое , части). • Письмо с сомнением (где сомневаюсь, пропускаю). • Выполнение действий по алгоритму (схеме, памятке). • Выполнение действий по инструкции с ограничениями. • Придумывание «ловушек». • Ставить вопросы (вести запись) по тексту (по ходу чтения). • Составление задачи по данной схеме (подобной данной). Пооперационный или процессуальный самоконтроль

Слайд 8

Приёмы: • Проверка или сличение с образцом (выразительное чтение, чтение по ролям, правило и т.д.). • Восстановление части, текста (редактирование). • Составление плана после прочтения текста плана, схем, опорных сигналов. • Сравнение и сопоставление с схемой (таблицей, правилом или образцом), дополнение схемы (таблицы, правила, образца рассуждения), сравнение схемы учителя с изученной темой. Итоговый самоконтроль ( контроль по результату)

Слайд 9

Лесенка». • « Число (слово)-контролер». • «Исправь ошибки». • « Третий лишний». • « Алло, ответ верен». • « Корректор». • « Найди слова». • « Собери пазл », «Нарисуй по клеточкам», «Раскрась по образцу », «Пройди лабиринт». • « Огоньки» и т.д. Игры и упражнения для развития самоконтроля

Слайд 10

Задача учителя – не просто научить выполнять то или иное задание, а научить ученика проверять себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС.

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС. Советова  Е.Ю., Конева В.Н....

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС.

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС. Конева В.Н., Советова Е.Ю....

Выступление «Развитие логического мышления младших школьников, как фактор успешного обучения в школе».

Выступление, содержащее теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников....

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС...

Тема выступления на ШМО учителей начальных классов. Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.

Тема выступления на ШМО учителей начальных классов "Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения....

 Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.

Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения....