Проблемное обучение
консультация

Хасаншина Мария Николаевна

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_problemnoe_obuchenie.docx22.38 КБ
Файл prezentatsiya_problemnoe_obuchenie.pptx376.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе, проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле .

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании обучающихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

       Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением. 

               « с удивлением»                                                 « с затруднением»

-Противоречивые факты, точки зрения   1) задание невыполнимо вообще    

-Разные мнения учеников                         2) задание не сходное с предыдущим

-Противоречие между житейскими

 и научными фактами

 Итак, проблемная ситуация создана: школьники столкнулись с противоречием и испытывают чувство удивления или затруднения. От проблемной ситуации надо перейти к учебной проблеме. 

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: 

побуждающий от проблемной ситуации диалог;

подводящий к теме диалог;

сообщение темы с мотивирующим приемом.

Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы, содержащие противоречие.

Существует несколько приёмов формулировки вопросов:

1.Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».

 2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?». 

3. Развести различные представления учеников можно репликой:

«Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

4.  Осознание не решаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?». 

Или  «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?».

  1. Если проблема легко решается, спрашиваете так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?»
  2. Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Если строится проблемный урок, то тема заранее не известна. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить мысль точнее?».

Подводящий к теме диалог

Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.  Подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Последний вопрос обязательно должен быть на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы.

Применение мотивирующих приемов

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.

Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём  - актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

   Каждый из способов завершается интересной классу учебной проблемой.  Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами. Ученики стремятся изучать тему, которую они лично сформулировали или которой их умело заинтересовал учитель. Любым из путей учитель вызывает у школьников интерес к тому новому материалу, который предстоит изучить сегодня.

Вывод: таким образом, все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию.

 Итак, ПРОБЛЕМА ПОСТАВЛЕНА, далее следует поиск решения, который приводит к открытию нового знания. Затем следуют этапы применения новых знаний, закрепления и повторения… Чем же заканчивается проблемный урок?

Творческим воспроизведением.

 

 Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка мысль. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребѐнка . Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология, основанная на создании проблемных ситуаций.

Слайд 4

Основные методы постановки учебной проблемы: Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Слайд 5

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему вы удивились? Сколько существует теорий? Сколько же в нашем классе разных мнений? Вы что предполагали? А что получилось на самом деле? Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Почему не можем выполнить задание? Чем оно отличается от предыдущего? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Какова будет тема урока? Какой возникает вопрос?

Слайд 9

Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

Проблемное обучение . Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противор...

Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....