Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет
методическая разработка

Лозина Анна Александровна

Картотека разработана для необходимости с помощью игр и практик донести до детей, что:

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_finansovoy_gramotnosti.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счет.

Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно

считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет

доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой

безопасности и о том, к кому нужно обращаться в

экстренных случаях.

7. Не все покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности –

жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги

не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши,

ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне

бумаги грушу. Когда рисунок закончен,

предложите нарисовать на оборотной стороне

листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в

руки ножницы и попросите вырезать для вас и

грушу, и яблоко. Увидев замешательство,

объясните, что, конечно, это невозможно. Потому

что лист бумаги один, и если мы изначально хотели

вырезать два рисунка, необходимо было заранее

спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных

номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка

каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного

номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков

быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью,

тому банкнота и достается. В конце игры считаем

суммы выигрышей.

Игра «Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и

расширить представление о профессии. Воспитывать

желание познавать многообразный мир профессий,

уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями

людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди

разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам,

называют профессии родителей, своих близких, всех тех,

с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных

героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных

персонажей, а мальчикам - с изображениями людей

разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и

мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся

за столы, а затем по очереди доказывают правильность

своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с

помощью движений, имитаций и других образных

действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым

игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как

относится к своему труду герой, кто производит товары,

а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими

понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои

по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а

другие стремятся порой неблаговидными делами

получить большие деньги. Воспитывать уважение и

привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные

герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина,

Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька

Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичкасестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите

помочь разобраться, каких же сказочных героев больше -

трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана)

лесенку, предложите каждому ребенку достать из

черного ящика рисунок с изображением сказочного

героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев

нужно разместить на верхней ступеньке. А как только

солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети,

у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их

нужно расположить на нижние ступени. Дети

доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие

пословицы и поговорки подходят тем или иным

сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в

сказках больше. После окончания игры устроите

дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям

сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Игра "Услуги и товары"

Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и

товары, показать, что они встречаются не только в

реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к

любой работе.

Материал. Предметные, сюжетные картинки с

изображением труда - изготовление товаров или

предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка

несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует

картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит,

Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик

ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит

письма и т. д. ; таблицы Товары, Услуги.

Суть игры

Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я

решил печь пирожки и продавать их лесным жителям.

Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю

услугу?

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это

разные предметы, которые производят) и что такое

услуги (это помощь, которую можно предоставить

другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары:

пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач.

Потом вспоминают профессии, представители которых

предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель,

парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в

реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и

Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие

рисунки, объясняя свои действия:

-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар,

который изготовила мама. А вот внучка несет эти

пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они

предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят

беседу по теме игры.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования,

донести принцип «сначала зарабатываем – потом

тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он

отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите

напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали

монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело

собираются данные монеты в «мини-банке» – например,

на покупку соковыжималки или настольной игры. Это

должно быть что-то для общего пользования, чтобы

ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной

для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете

рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на

хранении денег, и договориться о том, что какой-то

небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег

будет отдаваться ему лично за работу банкиром –

например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и

разумных покупок, объяснить происхождение стоимости

товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин.

Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из

вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на

калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы

складываете в корзину, а также проверять срок хранения

продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость

похожих товаров отличается: из-за величины упаковки,

например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный

товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить

на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное

поручение, например, выбрать все для собственного

завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять

самостоятельные несложные покупки.

Практика «Самостоятельная

покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и

разумных покупок, объяснить происхождение стоимости

товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в

магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и

внимателен к ценам на товар и получению сдачи,

предложите ему первый самостоятельный поход в

магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он

должен быть несложным, не более трех товаров:

например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких

именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в

какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи.

Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы

финансового планирования.

Суть практики:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он

собрал, заработал и потратил за неделю, а потом

вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия

должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок

будет уделять этому занятию 10 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повт...

Использование методов игротерапии в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей с интеллектуальными нарушениями

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в коррекционной педагогике. Финансовая грамотность – это не только умение распределять деньги и ходить в магази...

Формирование финансовой грамотности у детей школьного возраста

Формирование финансовой грамотности у детей школьного возраста Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и трата...