Доклад и презентация на ШМО кл. руководителей. Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
учебно-методический материал

Кокнаева Светлана Геннадьевна
Социальное направление помогает школьникам освоить разнообразные способы деятельности, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству Основными задачами являются: • -формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; • -формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; • -становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • -формирование основы культуры межэтнического общения; • -формирование отношения к семье как к основе российского общества; • -воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. Также в докладе вы уведите таблицу, разбитую по классам начальной школы на формирование компонентов воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Лыткарино Московской области»

Выступление на ШМО классных руководителей.

C:\Users\Светлуська\Desktop\March-2018-Picture.jpg

По теме «Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.»

Выступила: учитель начальных классов

                                             Кокнаева С.Г.

26 марта 2019 г.

Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Цели внеурочной деятельности:

 Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданскойответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учѐбы время.

1.Задачи внеурочной деятельности: 

  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;  
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

2. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся. 

3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.

 4. Создание комфортных условий для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания.

Задачи внеурочной деятельности согласуются с задачами духовно-нравственного развития, 

  • Воспитания и социализации обучающихся, направлены на достижение воспитательного результата и воспитательного эффекта.
  • Воспитательный результат внеурочной деятельности –непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
  • Воспитательный эффект внеурочной деятельности –влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Есть три уровня воспитательных результатов:

  • Первый уровень результатов –приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневнойжизни.

  • Второй уровень результатов –формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие обучающихся в защищенной, дружественной им социальной среде.

  • Третий уровень результатов –получение обучающимся опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значениеимеет его взаимодействие с социальными субъектами за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.

Функции внеурочной деятельности: 

  • образовательная —обучение школьников по дополнительным образовательным программам, получение ими новых знаний;
  • воспитательная —обогащение и расширение культурно-нравственного уровня обучающихся;
  • креативная —создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • компенсационная —освоение обучающимися новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование, предоставление обучающимся определенных гарантий достижения успеха в избранных ими сферах творческой деятельности;
  • рекреационная —организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических сил;
  • профориентационная —формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов, включая предпрофессиональную ориентацию;
  • интеграционная —создание единого образовательного пространства школы; функция социализации —освоение школьниками социального опыта, приобретение ими навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
  • функция самореализации —самоопределение обучающихся в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, личностное саморазвитие.

Четыре принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;· опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей обучающихся с учѐтом запросов родителей (законных представителей).

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе:

  • включение обучающихся в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
  • реализация программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы;
  • использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется в соответствии с требованиями Стандарта через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности: 

1. Спортивно-оздоровительное

2. Духовно-нравственное

3. Социальное

4. Общеинтеллектуальное

5. Общекультурное

Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.

Содержание данных занятий формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

 

Программы внеурочной деятельности направлены:

  • -на расширение содержания программ общего образования;
  • -на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;
  • -на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.

Спортивно-оздоровительноенаправление создает условия для полноценного физического и психического здоровья школьников.

Основные задачи:

-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Пяти использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических ииных особенностей;

-развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Данное направление реализуется в рамках работы спортивных секций. По итогам работы в данном направлении проводятся соревнования, дни здоровья.

Целью духовно-нравственного направления является освоение школьниками духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованиюи воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Основные задачи: 

  • формирование способности к духовному развитию,
  • реализации творческого потенциала в учебно-игровой,
  • социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральныхнорм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции –«становиться лучше»;
  • укрепление нравственности –основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ морали –осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести)–способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей; формирование основ российской гражданской идентичности;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

Данное направление реализуется посредством проектной деятельности учащихся по итогам работы в данном направлении проводятся:

  • защита проектов,
  • создание презентаций,
  • организация выставок.

Социальное направление помогает школьникам освоить разнообразные способы деятельности, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству

Основными задачами являются:

  • -формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного ибезопасного взаимодействия в социуме;
  • -формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
  • -становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • -формирование основы культуры межэтнического общения;
  • -формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • -воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Данное направление реализуется программой «Юные знатоки ПДД».

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.

Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить интеллектуальные способности.

Основными задачами являются:

  • -формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  • -развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
  • -формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
  • -овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования  и основного общего образования.

Данное направление реализуется на занятиях в «Клубе Почемучек».

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы,

 защита проектов,

участие в научно-практических конференциях школьников.

Общекультурное

направление способствует формированию активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Основными задачами являются:

  • -развитие творческих способностей;
  • -формирование коммуникативной компетенции;
  • -становление активной жизненной позиции.

Данное направление реализуется компонентами художественно-эстетического воспитания

По итогам работы в данном направлении проводятся выступления, конкурсы, выставки.

Направление

Наименование программы

Духовно-нравственное

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

«Духовное воспитание»

«Любимый край»

«Русь православная»

«Основы православной культуры»

«Россия -Родина моя»

«Страна Математика»

«Родной край»

«Юный патриот»

«Моя малая Родина»

«Секреты орфографии»

Обще-ителлектуальное

«Путешествие по стране слов»

«Страна Математика»

«Математика и конструирование»

«Занимательная грамматика»

«Путешествие по стране Геометрия»

«Секреты орфографии»

«Занимательное словообразование»

«Волшебный мир геометрии»

Художественно-эстетическое

«Маленький мастер»

«В гостях у Самоделкина»

«Сделай сам»

«Весѐлые нотки»

«Мир волшебной сказки»

«Музыкальная шкатулка»

«Музыкальная страна»

«Школа мастеров»

«Художественное слово»

Спортивно-оздоровительное

«Здоровей-ка»

«Я выбираю движение»

«Если хочешь быть здоров»

«Уроки докторов природы»

«Спортландия»

«Уроки здоровья»

«Юные спортсмены»

Социальное

«Школа безопасности»

«Жизнь без опасностей»

«Уроки безопасности»

«Тропинка безопасности»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Лыткарино Московской области» . Выступление на ШМО классных руководителей . Подготовила: учитель начальных классов Кокнаева С.Г. март 2019 г.

Слайд 2

Тема. Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Слайд 3

Государственный заказ Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: человек и его здоровье, труд, образование и культура. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Слайд 4

Деятельность школы и семьи Как на практике решить задачи воспитания, обучения и развития; учесть особенности возрастной группы и психологической особенности каждого ученика; установить контакт с учащимися , как организовать самостоятельную деятельность вне урока? Конечно, нет сомнения, что вся деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа, главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие ценностные ориентиры : здоровье, семью, отечество, культуру. Функция педагогов школы не может быть иной, как создание необходимых условий для саморазвития, самоактулизации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребёнка. Внутренние условия определяются потребностями человека. Потребности лежат в основе интересов ребёнка. Они образуют своеобразную программу саморазвития, саморазвёртывания личности ребёнка. Поднимаясь по её ступеням к собственному «Я», воспитанник становится равным самому себе, способным осуществить себя, находит и достигает истинных целей и смыслов жизни, он становиться ЛИЧНОСТЬЮ.

Слайд 5

Организация воспитательной работы должна быть нацелена на то, чтобы побудить и вызвать потребность у школьника изменить себя. Сущность этой работы, в большей степени мотивационной, сводится к следующим моментам . Вызвать у ребёнка неудовлетворённость собой, но без утраты уверенности в себе. Одновременно поднимать планку его притязаний. Помочь ребёнку рационально и эмоционально самоосознать и оценить себя, увидеть в себе положительные и сильные стороны и увидеть недостатки с тем, чтобы одни развить и усилить, а другие устранить или компенсировать. Показать образцы самовоспитания, саморазвития, внушая при этом то, что каждая личность важна сама по себе, что каждый человек может путём самовоспитания улучшить свою природу, и что каждый из нас обладает уникальными возможностями внутреннего роста. Научить учащихся заниматься самовоспитанием.

Слайд 6

Основные воспитательные задачи. 1-4-е классы : формирование ценностного отношения к этическим нормам жизни, правилам поведения; создание условий для успеха школьника; 5-6-е классы : осмысление своей личности: переориентация с детских норм поведения на взрослые; опора на виды деятельности, способствующие самовоспитанию (общественная, спортивная,художественно-эстетическая и др); 7-9-е классы : развитие деятельности общения; создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей, развитие уважительных отношений мальчиков и девочек, личностное и профессиональное самоопределение.

Слайд 7

Задачи внеурочной деятельности Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся. Включение учащихся в разностороннюю деятельность. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.

Слайд 8

Цель внеурочной деятельности: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Слайд 9

В системе воспитательной работы выделены три группы позитивных ценностей: Ценности творчества Ценности переживания Ценности отношения

Слайд 10

Ценности творчества Реализуются через труд - физический или умственный, досуговый, оптимальное сочетание и того и другого. Научить ребенка самостоятельно привносить смысл в свою работу, выражать в ней свои способности и индивидуальные особенности, получать от работы истинное удовольствие, испытывать наслаждение. Нет значимой или не значимой работы, поэтому важно приучать себя и ребенка к установке внутреннего мотива, что интересной может быть любая работа .

Слайд 11

Ценности переживания Проявляются в чувствительности человека к различным явлениям окружающего мира, будь то люди, природа, произведения искусства. К ним относится чувство любви, сентиментальность, способность сопереживать и переживать. Насмешка, порицание со стороны взрослых провоцируют развитие черствости и эгоизма. Развитию чувственно-эмоциональной сферы способствуют общение с миром природы, искусства, реальная деятельность милосердия, творения добра.

Слайд 12

Ценности отношения Связаны с реакцией человека на ограничение его возможностей, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые не может изменить. То как он относится к своей судьбе, тяготам жизни, какую позицию по отношению к ним занимает, в конечном счете, определяет жизненную энергию, умение противостоять негативным ситуациям, переносить и принимать достойно удары судьбы, и, конечно, удовлетворенность жизнью.

Слайд 13

Формы внеклассной работы: Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы : индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Слайд 14

Индивидуальная работа Это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка сообщений, номеров художественной самодеятельности, они с педагогами изобретают «дерево вопросов и ответов», «фонтаны», создают книги-малышки, иллюстрированные альбомы и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов .

Слайд 15

Кружковая внеклассная работа Способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные).

Слайд 16

Объединяющие формы работы Детские клубы, школьные музеи, общества, клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Все музейные занятия проводят сами учащиеся. Материалы музея должны использоваться на уроках и просветительской деятельности среди детского коллектива.

Слайд 17

Союз «Семья- школа». Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание: на регуляции социального поведения ребёнка; привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями; сохранение положительного отношения к школе и учению; воспитание здорового образа жизни; интегрирование усилий учителя и родителей; привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы .

Слайд 18

Ожидаемые результаты. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления, достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта; формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Слайд 19

Выводы Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль

Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...

Создание условий для социализации обучающихся в образовательном процессе

В статье ответы на вопросы: - Когда начинается процесс социализации? - Что способствует социализации вступающего в жизнь человека? - Как создать условия для социализации учащихся?...

Создание условий для социализации обучающихся в начальных классах.

Первостепенное значение в своей работе отвожу социализации обучающихся, признанной в качестве одной из задач российского образования. Я считаю, что социализация – непрерывный и многогранны...