Ранняя профориентация младших школьников во внеурочной деятельности – это ранняя подготовка их к сознательному выбору профессии
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Недоспасова Лариса Михайловна

Президент В.В.Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить разработку и реализацию с 2018 года проект по профориентации учащихся "Билет в будущее".

В рамках внеурочной деятельности учителя начальной школы МБОУ Школы № 6 г.о. Самара реализуют программу "Моя малая родина". Она позволяет планомерно проводить раннюю профориентационную работу.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Ранняя профориентация  младших школьников  во внеурочной деятельности – это ранняя подготовка  их к  сознательному   выбору профессии

                                                                                                     Недоспасова Л.М.

Президент Владимир Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить разработку и реализацию с 2018 года проекта для профориентации учащихся «Билет в будущее».  

В рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов реализуют программу «Моя малая родина».  Она позволяет планомерно проводить раннюю профориентационную работу.

Цель программы: - формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

Задачи:

  - изучение малой родины через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, города, области;

- способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, города, семьи;

-содействовать  воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям, уважения к людям любого труда;

- развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас;

- формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста.

Программа состоит из  9  блоков и в каждом блоке час-два отвожу на работу по профессиональному самоопределению.

В блоке «Я» идет работа по составлению презентаций «Кем быть?» и «Мои увлечения»; в блоке «Моя фамилия» идет активный поиск знаменитых и известных однофамильцев; в блоке «Моя родословная, моя семья» выясняем, существуют ли семейные династии, передающие своё профессиональное мастерство из поколения в поколение; в блоке «Мои сверстники»  знакомимся не только  особенностями обучения сверстников за рубежом, но и с их увлечениями, а в блоках «Моя школа», «Мой микрорайон», «Мой город», «Путешествие по Самаре» говорим о знаменитых выпускниках школы, о людях, которые прославили Самару.

Работу по ознакомлению обучающихся с профессиями можно проводить по плану:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Общие сведения о профессиях

Краткая характеристика профессии

История профессии. Знаменитости

Профессии и основные специальности

Производственное содержание    профессии

Место и роль профессии в научно – техническом прогрессе, её перспективность

Условия работы и требования  профессии   к человеку.

Система подготовки к профессии. Путь получения профессии, связь подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе, уровень и объем знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии.

Санитарно- гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью, степень ответственности, влияние профессии на образ работника и быт, экономические условия.

 

Каковы формы работы?

  1. Уже в октябре – ноябре первоклассникам  предлагаем сделать первый выбор относительно профессии. Совместно с родителями   дети создают  первую страничку  « КЕМ БЫТЬ?»,  и вторую –  « МОИ  УВЛЕЧЕНИЯ» для портфолио.
  2. Анкетирование (ежегодное) - определение профессиональной направленности личности к определенной сфере деятельности. При создании таких опросников учитываю  классификацию Е.А. Климанова о пяти типах людей: человек – человек, человек – природа, человек – художественный образ, человек – знаковая система, человек – техника. Анализ анкет показал, что многие дети в начальных классах сочетают в себе два типа, и редко, если один.
  3. Встречи с родителями, бабушкам, дедушками, с известными людьми.
  4. Экскурсии, после которых ребята рассказывают об увиденном и услышанном, а родители под диктовку детей записывают то, что им запомнилось. Вот и ещё одна страничка портфолио «Мои впечатления».
  5. В прошлом наборе было много мальчиков, которые создавали, конструировали свои необычные модели. Они могли в любое время принести своё изобретение и заинтересовать своих одноклассников. Некоторые ребята участвовали в конкурсах и получали первые и вторые места.
  6. Эффективной формой работы  по профориентации  является  викторина. В процессе составления вопросов о профессиях  важно дать   не только их названия, но и существенные  характеристики. Для этого использую загадки, задания вида «Узнай профессию по предметам», «Узнай профессию по признакам» (смелый, отважный, умный, собранный),  « Узнай профессию по действиям» (придумывать, создавать, чертить, думать;  много знать, говорить, слушать, учить, общаться).
  7.  Игры «Чувства профессий» и другие.

Вряд ли кто-то из ребят самостоятельно задумывается над вопросом, а какие из необходимых качеств у него есть и можно ли их целенаправленно формировать.

      И именно сейчас и имеет смысл говорить о самовоспитании определенных качеств, необходимых в конкретной профессии:  для учителя – терпение и умение понятно объяснять; для врача – аккуратность и ответственность; для военного – сила, выносливость  и смелость; для водителя – внимательность и готовность следовать правилам.

В конце 4 класса прошла игра – квест «Да потому что, да потому что
этот остров необитаем!»
Перед началом игры детям дается список профессий. План проведения следующий:

  1. Выбор 2 профессий (ту, кем дети являются и ту, о которой больше всего знают).
  2. Выбор инструментов самых главных, которые характеризуют профессию.
  3. Путешествие и кораблекрушение.
  4. Распределение на 2 группы (2 острова)
  • Кто вы на этом острове? (Дети зачитывают свои профессии )
  • Составьте главные задачи для выживания.
  • Кто решает эти задачи?
  • Обратите внимание на список профессий и скажите, кого не хватает на вашем острове?
  • Кто быстрее всех из вас может быстро  сменить  выбранную профессию на НЕОБХОДИМУЮ?
  • Какая самая важная профессия на острове? Какие 3 профессии оказались ненужными?

Очень хорошо, если  педагог с первого класса будет вести портфолио по профессиональному самоопределению на каждого ребенка. Оно сопровождает ребенка до  самого выпуска.

Н сегодняшний день у каждого учителя собран огромный архив видео и фото. Пересматривать – одно удовольствие. Предложение: организовывать классные часы и встречи учителя начальных классов с его выпускниками, на которых бы ребята увидели и услышали свою детскую мечту. Кто знает, может давняя детская мечта и подтолкнёт к принятию верного решения «Кем быть?»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе.2 класс.Профессия "Актер."

ГБОУ школа№48   Приморского района  г Санкт-Петербург      учитель начальных классов Кулиева Индира Алимирзоевна Внеурочная деятельность «Театр»Профессия «Актер»Цел...

Программа внеурочной деятельности социального направления "Введение в мир профессий"

Программа внеурочной деятельности социального направления "Введение в мир профессий"...

Конспект заянятия внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентирвка". Тема занятия :"Профессии родителей"

Конспект подготовлен воспитателем группы продленного дня 3в класса для детей с нарушением слуха....

«Внеурочная деятельность как средство более ранней подготовки к дальнейшему выбору профиля обучения»

Проект - "Успех каждого ребенка". Он призван воспитывать "гармонично развитые и социально ответственные личности". Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1 классов "В мире профессий".

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1 классов "В мире профессий"....

Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема занятия: Как построить дом? Профессия -строитель.

Цель урока: Познакомить учащихся с профессией - строитель.Задачи:Формировать знания о профессии строитель;Дать новое понятие - «плотник»;Развивать мелкую моторику;Развивать внимание и мышл...