«Диагностика и развитие творческих способностей младших школьников».
учебно-методический материал

Каримова Ремида Салаватовна

Общеизвестно, что ребёнок рождается талантливым исследователем, а важнейшие черты детского поведения – это неутомимая жажда знаний и новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать.

 

  • Почему к старшим классам пропадает интерес к творчеству?
  • Отвечает ли школьная система конкретным нуждам ребёнка?почему скучающий взгляд, потухшие глаза?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_-_karimova_r._s.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Автореферат на тему: «Диагностика и развитие творческих способностей младших школьников».

Общеизвестно, что ребёнок рождается талантливым исследователем, а важнейшие черты детского поведения – это неутомимая жажда знаний и новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать.

  • Почему к старшим классам пропадает интерес к творчеству?
  • Отвечает ли школьная система конкретным нуждам ребёнка?почему скучающий взгляд, потухшие глаза?

Проблема  «качественного» образования и обусловила актуальность темы моего исследования,

Где предметом исследования является: условия диагностики и развития творческих способностей младших школьников,

А объектом исследования: процесс диагностики и развития творческих способностей младших школьников

 Цель моего исследования:

повысить уровень качества знаний обучающихся и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию творческих способностей  на уроках и во внеурочной деятельности

          фгос    Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника .

Изучение психолого – педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что если организовать  учебный и воспитательный процесс  младшего школьника  опираясь на области его интересов, можно развить его творческие способности и исследовательские умения, а это поможет ему не только успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины, но и обеспечит  его успешную социализацию в обществе.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1) изучить опыт работы педагогов и психолого-педагогическую литературу по теме.

2) выявить педагогические условия создания и эффективной реализации развивающего характера обучения;

3) осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по развитию творческих способностей школьников;

4) экспериментально апробировать  эффективность предложенных средств на практике;

5) провести анализ и обобщить результаты.

 По словам американского психологи Маслоу: Творческий потенциал — это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом». 

Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы…

О необходимости   веры в безграничность каждого ребёнка и вдохновления  детей на творчество      говорит и современный исследователь и педагог  Шалва Александрович Амонашвили.     

Если ученик в школе  сам не научился  ничего творить, то и в жизни он всегда будет  только подражать,  копировать.  

Основой творчества является дивиргентное мышление, которое впервые было выделено на базе известной модели структуры интеллекта Джона Гилфорда, а наиболее эффективными сегодня признаны развивающие программы Дж.  Рензулли. Важно отметить, что способности, навыки и умения, приобретаемые на   занятиях по развитию творчества, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь.

Почти каждый родитель, с которыми я встречалась уверен, что их ребёнок умён и талантлив. Однако когда этот ребёнок дорастает до школы, то его природный талант куда-то прячется. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить чему либо, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.

Сегодня, в условиях массовой школы, ко мне   как к  учителю предъявляются различные требования:

  • я сопровождаю
  • я создаю условия  (для развития)
  • я думаю, рассуждаю  (как сделать лучше, комфортнее, позитивнее)
  • я  знаю (сильные и слабые стороны, чем он интересуется)
  • я руковожу и направляю (во время учебно-воспитательного процесса)

В нашей совместной работе роль родителя не только быть пассивным наблюдателем,  но и   стать активным участником.

 Мой проект предполагает следующие этапы:

  • Подготовительный этап -1 класс
  • Этап реализации-2-3 класс
  • Этап  обобщения результатов-4 класс

 В первом классе на   подготовительном этапе, я провела  творческие работы учащихся (рисунок и устный рассказ « Моя семья» …),  это было не достаточно.

Насколько же креативны мои ученики? Нет, не то что о них думают родители, а то, что есть на самом деле. Хотя я не сомневалась ни на секунду, что в моём классе только самые хорошие, талантливые и творческие дети, но все же решила проверить себя.   Многие психологи и педагоги в  настоящее время  все чаще говорят о необходимости развития творческого мышления учащихся, среди огромного количества методик психологии творчества больше всего запал в душу тест Торренса. Его исследования показали, что творческое обучение повышает   креативность  учащихся, они начинают активнее участвовать  в делах, требующих новаторства, постепенно меняя свое отношение к школьному обучению в   целом.

Задания предполагаемого теста предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей:

  • Беглость - способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов.
  • Гибкость - применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.
  • Оригинальность - способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения.
  • Разработанность - способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Остановилась на двух: оригинальность - способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения, и разработанность - способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Результаты насторожили.   Тест «5 геометрических фигур» позволил  определить склонности детей в других областях - математика, актерское мастерство, художественные, коммуникативные способности.  Оказалось, что в моем классе  нет ни 1 математика, а художники и артисты, профессии конечно в современном мире востребованы, но обучаться им  в школе и достигнуть  результатов трудновато.

2 -3 класс  - этап реализации. Сверяя результаты тестов, анкетирования родителей и детей, я пришла к выводу, что начинать следует с работы с родителями. Привычные собрания и индивидуальные беседы я сохранила в своей деятельности. Первые результаты дали праздники с родителями, где родилась мысль провести не обычное собрание, а праздник семьи. Дети совместно с родителями готовили презентацию  своей   семьи –  родословная, герб, девиз семьи, значение фамилии. Защита проекта помогла, прежде всего, родителям посмотреть на своего ребёнка как на исследователя, оратора, пробуждала гордость, желание не только похвалить своё чадо, но продолжить совместную работу. А также приучает самостоятельно добывать знания, искать   информацию, развивает желание творить и делиться этим с другими.

Дальнейшая работа распределилась по направлениям:

-Исследовательская работа-подготовка к НПК школьным и городским, где смогли проявить себя не все дети.

 -Кружковая работа:    начала с посещения центра творчества,   посетили различные кружки, например, заинтересовались бисероплетением даже мальчики, итог-1 место в городском  конкурсе поделок ко дню 8 марта .Если в начале 2 класса-посещаемость кружков минимальная, то вот какую картину мы имели к концу 3 класса.

 Отдельно хочу остановиться на работе « Клуба почемучек» -было предложено  посещать всем ребятам, время занятий подбирали так, чтоб каждому было удобно. Работа в группах позволила увидеть   способности одних и раскрыться  другим. Иногда проводили уроки сочинительства, дети так ждали  поэтических взлетов: кто-то скажет 1-ю строчку, за ней и 2-я просится, и слагается стихотворение, в котором скрыта любовь каждого из нас. В нашем сборнике «Творческих работ» собраны стихи, сказки, рассказы собственного сочинения.

- Участие во Всероссийских конкурсах. На диаграмме видно, что увеличилось кол-во участников интеллектуальных конкурсов. Первый результат - одни из первых подхватили движение «Старт» в 2009-2010 учебном году.

 Из опыта работы вижу, что обычное участие в конкурсе не стимулирует ребят к достижению высшего результата - поэтому особое место в моей практике занимает этап презентации успеха. Презентация успеха – ребята сами ищут конкурсы и принимают в них участие, после чего устраивают творческий отчет: рассказывают о себе, о конкурсе, результате. Весь класс аплодировал, высказывал пожелания, интересовался. Эту акцию мы назвали  «Искупаем в овациях». Для наглядности  в конце года выпускалась газета успеха – каждый ученик представлял собой цветок-лепесток-достижение в любой области.

4 класс – заключительный- этап обобщение результатов.  

Обобщив опыт исследования, условия развития творческих способностей можно представить в виде модели.

Класс по отношению к учёбе работоспособный, но, что самое главное, они быстро адаптировались в 5 классе и уже имеются результаты за участие в конкурсах.

Гипотеза, что если у младшего школьника правильно диагностировать области интересов, можно развить его творческие способности и исследовательские умения, что поможет ему не только успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины, но обеспечит успешную социализацию , полностью подтвердилась. Но мне хочется остановиться на рисках:

 Риски

 Минимизация рисков

при диагностике можно

 допустить ошибку

Готовность учителя

постоянно быть в поиске.

 Он не бог..

интересы  ученика меняются

и меняются постоянно.

Следует проводить корректировку.

 Родитель может отказаться

от взаимодействия

 Постепенное привлечение к участию родителей в родительской конференции,

во всех классных праздниках,

в стартах, круглых столах, лекториях

…….Ребёнок, а особенно ученик начальной школы, не кукла, следовательно интересы его постоянно меняются, поэтому следует проводить корректировку. Готовность учителя-быть постоянно в творческом поиске..

Работа с родителями не должна останавливаться после одного праздничного мероприятия.

Свой опыт  я обобщила в брошюре «Методические рекомендации по теме: «Развитие творческих способностей  младших школьников».

Вывод творческий

Зачем нужно развивать творческие способности

Если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями, что станет гарантией будущего профессионального успеха.

Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят,-

Он из души их достает.

Л.Болеславский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников

В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....

Развитие творческих способностей младших школьников

Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...

Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"

Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...