ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
учебно-методический материал

Горбачева Эльмира Закировна

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Распространение в стране инклюзивного образования является не только отражением времени, но и представляет собой право детей с ограниченными возможностями здоровья на получение доступного образования.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obrazovanie.doc531 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Слайд 1.Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Распространение в стране инклюзивного образования является не только отражением времени, но и представляет собой право детей с ограниченными возможностями здоровья на получение доступного образования.         

Долгое время работа с детьми c ограниченными возможностями здоровья носила интуитивный характер, что не всегда способствовало получению желаемых результатов.

Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.

Инклюзивная образовательная среда формируется не одним учителем, а целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в сотрудничестве. В развитии инклюзивного образовательного пространства сегодня участвуют учителя начальных классов, учителя-предметники, педагог дополнительного образования, педагог-психолог и логопед. 83% наших педагогов повысили квалификацию в области инклюзивного образования, используя дистанционное  и очное обучение.  

Слайд 2.Департаментом образования г. Москва была организована встреча в рамках обмена опытом «Развитие инклюзивного образования. Проблемы, перспективы» в которой приняла участие педагог нашей школы.

Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний, каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Наша школа и педагогический коллектив принимает во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.

Слайд 3.Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией –создают благоприятную атмосферу в детском коллективе,  коллектив педагогов обеспечивает реальное образование для всех детей, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 4.

Слайд 5. Два года назад установлен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Стандарт предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся. На основе стандарта могут разрабатываться до 4 вариантов образовательных программ исходя из степени выраженности нарушений в развитии. Предусмотрена возможность перехода школьника с ограниченными возможностями здоровья с одного варианта на другой.

Слайд6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 и № 1599.

Слайд 7. Необходимо и нормативно-правовое обеспечение:

Слайд 8.

Слайд 9. Давайте рассмотрим алгоритм организации обучения детей с ОВЗ.

Слайд 10.У многих возникают вопросы по созданию АООП и АОП.

Слайд 11. АООП – это программа, разрабатываемая на уровень образования (начальное, основное, среднее), т.е. на несколько лет. АОП – это программа для одного ребенка с ОВЗ, находящегося в группе с нормально развивающимися сверстниками, или чем-то отличающегося от остальных детей в группе. АОП разрабатывается на 1 год, с возможностью изменения в течение учебного года.

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Количество адаптированных программ, разрабатываемых общеобразовательной организацией, определяется:

  • во-первых, исходя из наличия обучающихся, отнесенных к различным категориям учащихся с ограниченными возможностями здоровья (т.е. на каждую категорию обучающихся с ОВЗ необходимо разработать отдельную адаптированную программу);
  • во-вторых, уровнем общего образования, которое осваивают обучающиеся с ОВЗ (отдельные адаптированные программы начального общего, адаптированные программы основного общего, адаптированные программы среднего общего образования).

Слайд 12. При определении варианта адаптированной образовательной программы идем по шифру, первая цифра (с 1 до 8) обозначает нарушение (и номер приложения, требования которого необходимо реализовать в программе), вторая (1-4) – вариант программы.

Вариант 1 предполагает, что обучающийся с нарушением развития получает образование, которое полностью соответствует по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1-4 классы).

Вариант 2 предполагает, что обучающийся с нарушением развития получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но в пролонгированные сроки (1-5 классы или 1-6 классы в зависимости от нарушения).

Данные два варианта предполагают, что у обучающегося нет сопутствующих дефектов развития, его интеллект сохранен и ребенок может освоить общеобразовательную программу при создании специальных условий для образования, использовании специальных методик, а также при специальной и психолого-педагогической поддержке со стороны всех субъектов образовательных отношений (коллектива школы, родителей, других обучающихся и т.д.). Данные категории обучающихся проходят итоговую аттестацию также как и их нормативные сверстники при создании, в случае необходимости, специальных условий. Специальные условия при сдаче итоговой государственной аттестации определяются заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Вариант 3 предполагает, что обучающийся с нарушениями в развитии получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с аналогичным нарушением, но не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (1-6 класс).

Вариант 4 предполагает, что обучающийся с нарушениями в развитии, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (1-6 класс).

Данные два варианта предполагают, что к основному нарушению обучающегося добавляются еще одно или несколько сопутствующих, которые, в итоге, делают невозможным освоение общеобразовательной программы даже в более длительные сроки. В соответствии с вариантами 3 и 4 при организации обучения детей на первый план выходит развитие жизненных компетенций, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов в доступных для них пределах. Итогом освоения этих вариантов обучения является освоение предметных результатов и результатов освоения программы коррекционной работы. Итоговую аттестацию как в случае вариантов 1 и 2 обучающиеся не проходят.

Вариант 1 предполагает, что обучение по адаптированной образовательной программе проходят обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) без сочетания с другими нарушениями развития, и полученное образование по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья. Обучение реализуется в пролонгированные сроки, обязательна организация специальных условий обучения и воспитания.

АОП  для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается образовательной организацией.

Слайд 13. Структура адаптированной образовательной/адаптированной основной общеобразовательной программы имеет разделы , представленные на данном слайде.

Слайд14.  Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС НОО  с УО размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru

Слайд 15.Обязательным элементом структуры учебного плана  является  «Коррекционно-развивающая область».

Часть учебного плана, формируемая участниками  образовательных отношений включает 10 часов, отводимых на внеурочную деятельность, половина (5 час.) которых отводится собственно на внеурочную деятельность, а вторая половина (5 час.)- на коррекционно-развивающую область.

Слайд 16. 17  В рамках реализации долгосрочной целевой программы Доступная среда, в школе осуществлены мероприятия, обеспечивающие инклюзивное образовательное пространство специальными условиями, в целях создания без барьерной среды установлен пандус, кнопка вызова, также школа имеет санитарно-гигиеническое помещение, оборудованное специализированным сантехническим оборудованием.

Оснащен кабинет педагога-психолога и логопеда программно-аппаратными комплексами.

Слайд 18.Быть инклюзивным означает искать пути для всех детей быть вместе во время обучения, где у учеников есть возможность для активного и постоянного участия во всех мероприятиях образовательных отношений. Определить ребёнка с особыми потребностями в общеобразовательные классы, этого недостаточно для повышения уровня мотивации и улучшения учебных результатов детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивная школа -  прежде всего, демократическая школа, которая прививает уважение к людям и стилю их жизни. В школе учащиеся вместе творчески работают над решением образовательных проблем. Инклюзивная школа помогает формировать общество, в котором будет оценена индивидуальность каждого члена и в котором каждый сможет получить помощь и поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в общеобразовательных школах"

В научной статье проанализированы общие проблемы инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Приведены и рассмотрены основные проблемы инклюзивного образования в России....

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Долгое время работа с детьми c ограниченными возможностями здоровья носила интуитивный характер, что не всегда способствовало получению желаемых результатов.Школьники учатся и используют полученные зн...

Модель инклюзивного образования в МБОУ Родниковской СОШ

Цель инклюзивного образования в МБОУ Родниковской СОШ: обеспечение доступного и качественного образования всем детям, в том числе детям с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей...

Инклюзивное образование как социально-психологическая модель

Инклюзивное образование как социально-психологическая модель...

Статья "Инклюзивное образование, как современная модель образования"

Инклюзивное образованиеВ России обучение детей с особенностями здоровья имеет более чем 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске было открыто первое училище для 12-и глухонемых детей, а в 18...