Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в общеобразовательных школах"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Середа Анна Дмитриевна

В научной статье проанализированы общие проблемы инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Приведены и рассмотрены основные проблемы инклюзивного образования в России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teoriya_inklyuziya.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 15

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Середа Анна Дмитриевна

«Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» (г. Саратов)

Зав. кафедры коррекционной педагогики, доцент Селиванова Ю. В.,

Аннотация: В научной статье проанализированы общие проблемы инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Приведены и рассмотрены основные проблемы инклюзивного образования в России.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, анализ, проблемы.


В связи с либерально-демократическими реформа в Российской Федерации наибольшее значение в социуме направлено на права человека, в том числе права ребенка, права детей с ОВЗ. Современное общество хотело бы отстраниться от идей дискриминации по какому- либо признаку: расовому, религиозному, возрастному, национальному, в составе которых дискриминация инвалидов и осуществление их прав. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь равные возможности так же, как и здоровые дети. На сегодняшний день считается, что исключительно общество и несовершенная модель образования образуют проблемы, стереотипы и барьеры для их социализации.

В последние годы в России начала складываться отечественная модель инклюзивного образования, которая активно внедряется в образовательные учреждения различного уровня. Инклюзивное образование - наиболее прогрессивная система обучения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, построенная на совместном обучении лиц с нормативным развитием и имеющих ограниченные возможности здоровья, когда все участники образовательного процесса учатся жить вместе. Постепенно границы между инвалидами и здоровыми людьми исчезают. Причиной инвалидности часто являются не только медицинские проблемы, соотносящиеся с состоянием здоровья человека, но и то состояние развития общества, которое построенными барьерами препятствует осуществлению прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении доступности качественного образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека. Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все учащиеся, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в учебных заведениях, учитывающих их особые образовательные потребности. Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества.

Процессы инклюзии, закрепленные отечественным законодательством, становятся реальностью, которая привлекает пристальное внимание и разработчиков этого направления, и всех субъектов образовательного процесса.

Основной задачей инклюзивного образования является реформирование ситуации социализации детей из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы на законодательном уровне принят целый ряд нормативных актов, в числе которых Национальная образовательная инициатива «Наша школа», Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012г.; Федеральный закон ФЗ – 273 «Закон об образовании в Российской Федерации» и другое. Министерством образования и науки Российской Федерации учреждены и введены в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья и Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые утверждают практику совместного обучения. Эти документы вступили в силу в сентябре 2016 года.

Научные исследования российских ученых, педагогов и дефектологов за последние годы охватывают различные аспекты рассматриваемой нами проблемы: от определения сущности инклюзивного образования, соотношения сути понятий инклюзивного образования, соотношения сути понятий инклюзия и интеграция до теоретико-методологического обоснования инклюзии.

Однако, несмотря на все научные и практические аспекты, до настоящего времени в российской системе образования должным образом не сформирована и функционально не отрегулирована инфраструктура коррекционной и психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, интегрированным в общеобразовательные учреждения.

Для обучения детей о ограниченными возможностями здоровья на современном этапе требуется решение ряда проблем:

  1. Отсутствие дополнительного финансирования образовательных организаций всех уровней (дошкольные, общие, средние, высшие учебные заведения);
  2. Отсутствие необходимых материально-технических условий по обустройству образовательного пространства, отвечающие потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения их физической и психической безопасности. Эта проблема тесно пересекается с первой, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья приходит в образовательное учреждение, но дополнительные средства на оснащение образовательного пространства не выделяются из бюджета;
  3. Отсутствие в общеобразовательных учреждениях условий организации психолого-педагогического и коррекционного сопровождения педагогов, детей, родителей, семьи. Эта проблема обусловлена тем, что в школах не хватает психологов, дефектологов, логопедов и медицинских работников. К сожалению, многие выпускники дефектологических факультетов не идут работать в специальные (коррекционные) учреждения из-за низкой заработной платы и непрестижности профессии педагог-дефектолог. Так же в общеобразовательных учреждениях часто не открывают вакансии дефектологов, логопедов, психологов из-за недостаточного финансирования. В ряде случаев в школах происходит совмещение должностей (учитель начальных классов и логопед, учитель немецкого языка и психолог). Из-за высокой нагрузки и нехватки времени учителя неспособны в полной мере выполнить свои обязанности.
  4. Неготовность учительского состава к инклюзивному образованию. Учитель работает с классов в котором 26 и более учеников. Абсолютно здоровых детей в классе нет, поэтому 3-4 ученика с дефицитом вынимания или гиперреактивностью, плюс один или несколько детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие педагоги имеют желание разрабатывать индивидуальные маршруты, адаптивные образовательные программы, осуществлять систематический мониторинг результатов развития для своих учеников. Однако они не имеют на это временных, жизненных, а многие и профессиональных ресурсов. Также не в каждой общеобразовательной школе есть ставка тьютера, ассистента, поэтому об индивидуальном образовательном маршруте для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями очень сложно говорить.
  5. Отсутствие необходимых научно-методического сопровождения в инклюзивном образовании;
  6. Неосведомленность родителей о потребностях и потенциальных возможностях своих детей.

Конечно, за последнее десятилетие существенно улучшилась образовательная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но, к сожалению, это произошло не во всех школах. В Саратовской области всего 1 123 общеобразовательные школы. Из них лишь 160 общеобразовательных школ полностью укомплектованы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Суть рассматриваемой нами проблемы заключается в поиске жизнеспособных разумных установках и подходах к организации обучения особых детей на всех ступенях образовательного процесса с учётом менталитета российского общества, результатом современных научных изысканий, в первую очередь, в области специальной педагогики, а также на основе обобщении передового педагогического опыта. Модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть различными, но они должны опираться на огромный практический опыт работы специальной школы и потенциал родительской общественности.

Литература.

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.

2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009 - № 4. - ст. 445.

3.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013г). – Новосибирск: Норматика, 2013._128с.- (кодексы. Законы. Нормы) ISBN 978-5-4374-0417-1

4.Мурманский государственный гуманитарный университет: научно-исследовательская работа в 2012 году : библиографический указатель /сост. С. В. Чиннова. - Мурманск : МГПУ, 2013. – 62

URL:http://www.mshu.edu.ru/files/bibl/ukazateli/МГГУ-2012%20указатель.doc

7. Инклюзивное образование в России. – Москва : РООИ "Перспектива" ЮНИСЕФ, 2011. – 90 с. – ISBN 978-5-903263-32-5

URL:http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/magz/vw-292/

8.Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2011, № 4 Жаворонков Р.Н. «Развитие инклюзивного образования в России на современном этапе: социально-правовые аспекты»,

URL:http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2011_4_2561.pdf

9. «Школа, доступная для всех» изд. РООИ «Перспектива» 2003г.URL:http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/magz/pg-2/»Школа

10. Конвенция о правах инвалидов (Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml

https://cyberleninka.ru/article/v/inklyuziya-illyuzii-i-realnost-problemy-obucheniya-osobennyh-detey-v-usloviyah-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva

https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-rossii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы»

laquo;Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы»...

Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы, перспективы.

Опыт, проблемы, перспективы инклюзивного образования в начальной школе....

Инклюзивное образование в общеобразовательной школе. Карточка: Расстройства аутистического спектра

В  карточке:Информация по ФГОС и СанПиНИнформация про адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП)Список вспомогательных ресурсовАнкета для составления Индивидуального образовател...

Конспект консультации учителей по теме: «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы»

Конспект консультации учителей по теме: «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы», целью которого является расширить представление учителей об инклюзивном образо...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье собран материал о формах инклюзивного образования...

Выступление на ШМО «Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы».

laquo;Инклюзивное образование в начальной школе:Опыт, проблемы»...

Тьюторское сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе

Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...