ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
методическая разработка

Бондарева Марина Альбертовна

Тема исследования: «Технология модульного обучения в образовательном процессе школы»

Проблема: какова специфика применения модульной технологии обучения в школе.

Цель: изучить особенности применения технологии модульного обучения на уроках.

Объект исследования: педагогические технологии.

Предмет исследования: технология модульного обучения.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

 1) Изучение литературы по проблеме применения технологии модульного обучения в образовательном процессе школы.

2) Анализ специфики применения технологии модульного обучения на разных уровнях образования

3) Практическое изучение особенностей технологии модульного обучения

Методы исследования:

1.Теоретические: анализ и обобщение по теме исследования.

2.Эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Введение

В современных условиях возрастает роль образования, т.к. образование – мощный фактор, который способствует изменению и развитию не только отдельного человека, но и общества в целом. Поэтому поиск новых образовательных технологий становится актуальной проблемой [1,с. 107].

Использование современных технологий направлено на повышение качества образования, на оптимизацию процесса обучения, на повышение уровня культуры подрастающего поколения в работе с техническими информационными средствами. Одной из современных образовательных технологий является технология модульного обучения.

Модульное обучение – это такая педагогическая технология, при которой обучающиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Модульное обучение очень близко по своим идеям и организационным формам программированному обучению. Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения [13, с.160].

В настоящее время в школах активно применяют такой вид обучения. Актуальность уроков модульной технологии заключается в том, что структура и организация учебной деятельности обучающихся приближает современное обучение к индивидуальному, личностно-ориентированному обучению.

Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные  способности. Существенно, что  при модульной системе, когда учебная деятельность структурируется на: учебные ситуации, контроль и оценку, актуализируются аналитические, исследовательские умения.

Модульная технология обучения одной из своих целей ставит обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки и создает условия для развития мышления, памяти, творческих наклонностей, способностей обучающихся и повышает эффективность профессионального обучения.

В отечественной дидактике авторами идеи технологии модульного обучения общепризнаны П. Я. Юцявичене и Т.И. Шамова.

Таким образом, вопросы применения модульной технологии являются важными, поэтому мы выбрали данную тему для изучения.

Тема исследования: «Технология модульного обучения в образовательном процессе школы»

Проблема: какова специфика применения модульной технологии обучения в школе.

Цель: изучить особенности применения технологии модульного обучения на уроках.

Объект исследования: педагогические технологии.

Предмет исследования: технология модульного обучения.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

 1) Изучение литературы по проблеме применения технологии модульного обучения в образовательном процессе школы.

2) Анализ специфики применения технологии модульного обучения на разных уровнях образования

3) Практическое изучение особенностей технологии модульного обучения

Методы исследования:

1.Теоретические: анализ и обобщение по теме исследования.

2.Эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта.

 Технология модульного обучения в психолого-педагогических исследованиях.

1. Возникновение идеи модульного обучения и ее развитие в истории педагогики

Модульное обучения- способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Модульное обучение начало зарождаться в конце второй мировой войны. В то время нужны были очень необходимы системы обучения профессиональным умениям в короткий период. Были подробно исследованы промышленные задачи и разработаны инструкции согласно их теоретическому и технологическому использованию, а также инструкции по технике безопасности в разных областях промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. Только лишь через десять лет авторитеты в области образования и профессионального обучения отреагировали на тенденцию систематизировать техническое и профессиональное обучение на модульной основе [6, с.63].

Идеи модульного преподавания берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых, таких как  Дж. Расселла , Б. и М. Гольдшмид , К. Курха , Г. Оуeнса. Толчком к введению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО. Она проходила в Париже в 1974 году. Она советовала «создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям». Данным требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение. Оно позволяло гибко строить содержание из блоков, соединять различные виды и формы обучения, выбирать наиболее оптимальные из них для определенной группы обучающихся, которые получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе [7, с.256].

Заинтересованность разных ученых к модульному обучению обуславливается стремлением к достижению различных целей. Б. и М. Гольдшмид,  Дж. Расселл стремились предоставить обучающемуся работать в подходящем  для него темпе, избрать оптимальный для определенной личности метод учения; Дж. Клингстед, С. Курх стремились помочь обучающимся определить свои сильные и слабые стороны, также дать возможность тренироваться самостоятельно, используя исправляющие модули; В.М. Гареев, Е.М. Дурко, С.И. Куликов, Г. Оуенс хотели соединить различные методы и формы обучения; В.Б. Закорюкин, В.И. Панченко и др - гибко строить содержание обучения из сформированных единиц учебного материала; И. Прокопенко, М.А. Чошанов и П. Юцявичене - достигнуть высокого уровня готовности обучающихся к профессиональной деятельности; В.В. Карпов, М.Н. Катханов, М.А. Анденко – определить междисциплинарные связи и найти решения трудности взаимодействия между специальными кафедрами высшей школы; М.Д. Миронова, В.Ю. Пасвянскене, М. Тересявичене - систематизировать знания и умения по учебной дисциплине [6, с.63].

В советском союзе модульное обучение возникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников.

Создатели данного исследования представляют цель модульного обучения в формировании подходящих условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности, а также  уровню ее базовой подготовки с помощью организации учебно-познавательной деятельности согласно индивидуальной учебной программе [11, с56].

К настоящему времени разработано и успешно используется много различных вариантов технологии модульного обучения. Разрабатываются все новые и новые модульные программы, модульные учебные пособия, модульные учебные курсы. Модульное обучение, как технология, в ее различных вариантах и модификациях применяется не только в вузах, но и в средних общеобразовательных школах, в колледжах и техникумах, в институтах повышения квалификации специалистов, в бизнес – школах.

Таким образом, технология модульного обучения развивалась на протяжении нескольких лет. Данным способом обучения интересовалось много ученых и до сих пор он является наиболее оптимальным для работы учителя с обучающимися.

2. Характеристика технологии модульного обучения

Модульное обучение – это обучение, при котором учебный материал разделен на информационные блоки-модули. Методика подобного преподавания построена на самостоятельной работе обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с установленной целью обучения [13, с.160].

Главный компонент структуры в этой технологии – информационный модуль.

Модуль – это отдельный блок, содержащий теоретический материал, тренировочные задания, методические советы для обучающихся. Составляющий компонент модуля – контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки, либо взаимопроверки. Благодаря изучению модуля ученики добиваются конкретной дидактической, либо педагогической цели.

Модуль состоит из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
  • банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ, текстов;
  • методическое руководство по изучению материала (достижению целей);
  • практические занятия по формированию необходимых умений;
  • комплекс оборудования, инструментов, материалов;
  • диагностическое задание, которое строго соответствует целям, поставленным в данном модуле [14, с.274].

У применения модульного обучения в школе есть ряд целей:

• Освоение учебного материала в ходе активной деятельности учеников.

• Развитие навыков самостоятельности и самоконтроля.

• Повышения познавательной заинтересованности обучающихся.

• Развитие у обучающихся умения составлять план собственной работы.

Принципы модульного обучения [7, с.256].

• Модульность. Учебный материал делится на отдельные законченные блоки, логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью.

• Динамичность. Модули можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.

• Гибкость. Адаптация содержания модуля к индивидуальным запросам обучающихся.

• Осознанная перспектива. Перед учениками устанавливаются ближайшие и дальнейшие цели. Обучение основывается на осознанном отношении к процессу изучения знаний.

• Индивидуальные консультации и инструкции для каждого обучающегося.

Принцип модульности подразумевает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей, ровно как с компонентов, проектируется учебный курс согласно дисциплине. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в ходе законченного цикла учебной деятельности. Гибкость подобного решения базируется на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности [10, с.352].

Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

Содержание учебного занятия проектируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает определенную учебную задачу. На выполнение модуля предоставляется фиксированное время. Вместе все модульные блоки ориентированы на достижение предметных и индивидуальных результатов.

Методика базируется на деятельностном подходе, нацелена на личность каждого ученика. Подразумевается самостоятельная работа обучающихся в освоении материала. Минимальная длительность обучения – 2 академических часа. Учащиеся должны быть психологически готовы к самостоятельной деятельности со значительно высокой степенью интенсивности. Поэтому возраст школьников, которые эффективно смогут работать в технологии модульного обучения – 13-14 лет [5, с.96].

Модульное обучение основано на следующей основной идее: обучающийся должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике [15, с.96].

Модули могут быть более или менее крупными. Определенной фиксации требует последовательность прохождения для некоторых модулей, где один опирается на результаты изучения другого (это происходит, конечно, прежде всего для модулей одного предмета, но также и между модулями математики и опирающимися на них модулями физики, химии и биологии и т.д.). Кроме того, могут возникать и связи типа одновременного (синхронизированного) прохождения модулей по разным предметам, что является вариантом их интегративного изучения.

Модуль обычно состоит из блоков, но могут и модули объединяться в блоки (эстетический блок, блок коррекционных программ)

Блок учебного материала – это часть учебного материала, выделенная по какому-либо признаку (сходству, расположению, объему, функциям и т.д.). Размеры познавательного блока могут быть весьма различными: от абзаца до раздела материала, от предмета до нескольких дисциплин. Блочное обучение осуществляется на основе реконструирования учебного материала в блоки, обеспечивающие ученикам возможность сознательно выполнять разнообразные интеллектуальные функции и использовать приобретаемые знания и умения при решении учебных задач.

Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы:

  • информационный блок;
  • тестово-информационный блок (проверка усвоения информации);
  • коррекционно-информационный блок (в случае неверного ответа – дополнительные разъяснения, помощь, упражнения);
  • блок применения – решение задач, выполнение заданий на основе полученных знаний;
  • блок проверки и коррекции. Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность блоков.

Целевые ориентации данной технологии:

  • Освобождение учителя от чисто информационной функции в пользу консультационно-координирующей.
  • Создание условий для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения.
  • Формирование умений самостоятельного учения, самообразования. Развитие рефлексивных способностей учащихся.
  • Создание для обучающихся адаптивного развивающего образовательного пространства.
  • Формирование критического мышления

Таким образом, традиционные методы и приемы обучения не настолько полно и эффективно дают возможность учащимися усвоить знания по программному материалу. Блочно-модульное обучение результативнее и продуктивнее, способствуют высокому уровню специальных профессиональных навыков, изменению функций преподавателя: он становится консультантом, собеседником учеников.

3. Модульная программа, модульный урок

В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют: модульный урок, модульная программа, модульное планирование учебного материала.

Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается преподавателем на основе определения основных идей курса. Каждой такой идее соответствует разработанный    преподавателем модуль. Их совокупность обеспечивает реализацию основной  цели изучения всей учебной  дисциплины [8, с.432].

Модульная педагогическая методика проектируется на основе ряда целей, которые обязаны быть осмысленными и приняты учащимися, иначе нарушится целостность цикла учебной деятельности, состоящего из следующих элементов:

  • принятие цели учащимся;
  • подготовка к восприятию нового материала;
  • практическая учебная деятельность; анализ содержания;
  • построение доказательств;
  • подведение итогов учения;
  • постановка новых целей.

Конструирование ряда целей –отличительная черта технологии модульного обучения. Ключевой целью самой технологии считается формирование удобного темпа работы для каждого учащегося. Каждый обучающийся получает возможность определить собственные возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложит ему учитель. Использование принципа планирования парной деятельности учителя и обучающегося имеет огромную воспитательную значимость. Научить учащихся выполнять задание вовремя, значит научить их учиться ответственно [15, с.96]. Идея структурирования реализуется на уровне целей обучения и на уровне содержания учебного материала модульных программ, модулей и учебных элементов. Каждый учебный курс уже содержит учебные модули (темы), состоящие из блоков - модулей содержания теоретического учебного материала и блоков алгоритмических предписаний учебных умений и навыков, которые содержатся в каждой учебной программе.

Роль преподавателя:

Учитель разбивает учебный материал на блоки, составляет модульную программу, разрабатывает модульные уроки [2, с.336].

Главная цель – организация самостоятельной деятельности учащихся при работе с модулем. Для этого в продолжение занятия преподаватель контролирует учебный процесс, оказывает консультационную помощь. Следит за временем выполнения каждого учебного элемента и сообщает обучающимся о лимите времени.

Преимущество для обучающихся

• Самостоятельное освоение учебного материала.

• Психологическая комфортность на занятиях.

• Работа с модулями осуществляется в индивидуальном темпе.

• Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке.

Преимущество для учителя

• На уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся.

Основные трудности для учащихся

• Временной дефицит при выполнении заданий.

• Высокий темп выполнения заданий.

• Не все обучающиеся умеют работать самостоятельно. Низкое и фрагментарное качество освоения учебных тем.

Основные трудности для учителя

• Разработка материалов для модуля (комплект заданий, тестов, инструкций) требует больших затрат времени и сил.

• Необходим высокий уровень профессиональной компетенции.

• Материальные затраты на копирование комплектов заданий для каждого учащегося.

Модульный урок имеет ряд своих особенностей:

  • Каждый урок следует начинать с процедуры мотивации. Например: обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшой графический диктант и т.д.
  • Целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности.

Структура модульного урока [11, с.56].

1. Мотивационный этап. Беседа, настраивающая на самостоятельную деятельность на уроке. Инструкции к последующей работе.

2. Работа с модульными блоками – учебными элементами, которые структурируются в определенном порядке, нумеруются и предлагаются учащимся в индивидуальных комплектах. Ограничения: количество учебных элементов на уроке должно быть не более семи.

3. Рефлексия. Самооценка уровня продуктивности работы на уроке. Дифференцированное задание для работы дома, выбор которого зависит от результата работы с модулем.

Содержание учебных элементов в модуле:

• учебный элемент 0 – для учащегося определяется цель, которая будет достигнута в результате освоения модуля по теме урока.

• учебный элемент 1 – входная диагностика, проверяющая сформированность необходимых умений для освоения модуля. Дается ключ для самопроверки или взаимопроверки, если предполагается парная или групповая работа.

• учебный элемент 2 – учебный элемент 6 – обучающие модули, которые включают теоретические и практические задания.

• учебный элемент 7 – выходная диагностика, оценивающая степень усвоения темы. Ключ к заданию может быть у учителя или также проводится самопроверка.

В печатных комплектах для учащихся обязательно размещается технологическая карта, которая включает следующие элементы:

• Номер учебного элемента. Время на выполнение каждого учебного блока.

• Учебный материал.

• Инструкции для выполнения каждого учебного элемента.

• Ключи (если предусмотрена самопроверка).

Каждый модуль строится по следующей схеме: 1) название модуля; 2) интегрирующая дидактическая цель; 3) целевой план действий учащихся; 4) банк информации: а) входной контроль; б) объяснение нового материала (или повторение ранее изученного материала); в) закрепление нового (ранее изученного) материала; 5) выходной контроль [13, с.160].

 Рассмотрим подробнее каждый из составных элементов модуля.
Интегрирующая дидактическая цель отражает общую цель, которую должны достигнуть учащиеся при изучении каждого модуля (например, дать учащимся представление о сложном предложении и его признаках; дать учащимся представление о стилистических особенностях сложносочиненного предложения; научить учащихся расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении).

 Целевой план действий учащихся конкретизирует интегрирующую дидактическую цель. Он строится с соблюдением принципа триединства целей: образовательные, развивающие и воспитательные цели (например, научить учащихся определять сложное предложение по его признакам; развивать умение характеризовать сложное предложение; воспитывать интерес к русскому языку).

Входной контроль знаний и умений проводится для того, чтобы получить информацию об уровне усвоения ранее изученного материала и уровне готовности учащихся к работе, при этом наличие или отсутствие входного контроля обуславливается типом проводимого урока [14, с.274].

В качестве входного контроля знаний и умений учащихся могут быть использованы небольшие словарные диктанты (например, сумасшедший, авиаперевозки, стереозапись, ультрафиолет, пол-яблока, пол-Европы, полумаска), контрольные вопросы (например, какое предложение называется простым/сложным?), задания на установление соответствия (например, установите соответствие: 1) лебеди(н/нн)ый; 2) лу(н/нн)ый; 3) маринова(н/нн)ый; 4) выкраше(н/нн)ый; 5) деревя(н,/нн)ый. А. Пишется Н; Б. Пишется НН), мини-тесты (один-два вопроса), задания на распределение слов по столбикам (например, распределите слова на два столбика (пишется Н; пишется НН): оловя(н/нн)ый солдатик, кожа(н/нн)ый плащ, недли(н/нн)ая история, опубликова(н/нн)ый роман, образова(н/нн)ый человек, краше(н/нн)ые стены) и т.п.

Задания входного контроля, также как и задания всего модуля, имеют трехуровневую систему: «уровень А» (характеристики: минимальный уровень усвоения материала, низкая обучаемость и низкий уровень учебных умений, наличие пробелов в знании изученного материала), «уровень В» (характеристики: невысокая обучаемость, компенсируемая отдельными мыслительными операциями, прилежанием, организованностью и т.п.), «уровень С» (характеристики: углубленный вариант содержания материала, высокая обучаемость, высокий уровень организации, положительное отношение к учению). Для каждого уровня предполагаются свои упражнения, соответствующие уровню усвоения материала и способностям учащихся. Если ученик не справляется с заданием входного контроля, то он отвечает на альтернативный вопрос, который поможет ему выполнить упражнение и перейти к дальнейшему изучению материала [9, с.69].

Объяснение нового материала представлено в виде лекций, заданий для наблюдений, слайдовых презентаций и т.п. Оно может быть как разноуровневым, так и адаптированным для всех категорий учащихся.

Повторение ранее изученного материала представлено, как правило, в виде заданий для наблюдения, в ходе которых учащиеся самостоятельно (или под руководством учителя) вспоминают материал.

Закрепление нового (ранее изученного) материала распределено по трем уровням: «А», «В», «С». Каждое задание содержит частную дидактическую цель (т.е. обоснование того, для чего выполняется данное упражнение) и методический комментарий для учащихся, который представляет собой алгоритм выполнения задания. Методический комментарий является полезным, т.к., прочитав его, ученик может выполнить упражнение самостоятельно, не обращаясь за разъяснением к учителю.

Задания, направленные на закрепление (повторение) материала, располагаются по возрастающей сложности: от простых к более сложным (например, урок на тему «Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения». Виды заданий: Задание 1. Ответьте на вопросы. Задание 2. 1. Распределите предложенные союзы на две группы: сочинительные и подчинительные. Задание 3. 1. Прочитайте предложения. 2. Определите вид связи в нем: союзная или бессоюзная. Задание 4. 1. Прочитайте предложения. 2. Определите его тип (ПП, ССП, СПП, БСП). 3. Расставьте знаки препинания там, где это необходимо. Задание 5. 1. Посмотрите на схемы сложных предложений. 2. Составьте к ним свои примеры) [11, с.56].

Цель выходного контроля – показать уровень усвоения учащимися изучаемой темы. Выходной контроль представлен в виде теста с одним или несколькими вариантами ответов (например, найдите неверное утверждение, найдите сложное предложение, укажите верную характеристику предложения, определите количество грамматических основ в предложении и т.д.); задания также расположены от простых к сложным и соответствуют трем уровням. 

Модули в учебный процесс целесообразно вводить постепенно: начинания с отдельных уроков, курсов, предметов и с конкретных учащихся с хорошо сформированными навыками самоуправления учебной деятельности в старших классах технологию модульного обучения можно полностью ввести в педагогический процесс [5, с.96].

Модульное обучение ориентировано, прежде всего, на активную учебную деятельность детей, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех “само” – самопланирования, самоанализа, самоконтроля.

Таким образом, модульный урок является одним из начал модульного обучения. Он помогает обучающимся повысить интерес к предмету, ликвидирует перегрузку обучающихся и учителя, повышает результат обучения.

Выводы

Модульное обучение начало зарождаться в конце второй мировой войны. В то время нужны были очень необходимы системы обучения профессиональным умениям в короткий период.

В отечественной дидактике авторами идеи технологии модульного обучения общепризнаны П. Я. Юцявичене и Т.И. Шамова.

Итак, модульное обучение – обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.

Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу. На выполнение модуля дается фиксированное время. Вместе все модульные блоки направлены на достижение предметных и личностных результатов.

Модульное обучение делится на модульный урок, модульную программу и планирование в формате модуля.

Модульное обучение учит обучающихся самостоятельному усвоению знаний.

Роль учителя в данной технологии меняется. Он должен мотивировать обучающихся, помогать им.

Если на уроках изобразительного искусства активно внедрять в образовательный процесс модульное обучение, то это позволит создать условия для более качественного обучения, гарантирующего достижение более высоких результатов.

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

-помощь ученикам при включении в работу;

-организация живого диалога самих учащихся с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний;

-создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.         Начало урока не связано с опросом в традиционном его понимании. В основе повторение - живой диалог детей, в ходе которого школьники свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят. Они не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение.

Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никого никогда не оценивает. Он имеет право использовать в работе с детьми только три типа высказывания, каждое из которых позитивное: похвалить ученика; направить, уточнить; заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.

Поскольку учитель не имеет права ни на одно негативное суждение, детине ждут от педагога неприятностей или наказаний. Они могут допускать ошибки или неточности. Часто в таких классах школьники проявляют желание узнать больше того, что им предлагает программа или учебник, а в ходе повторения они требуют от учителя дополнительных знаний.

На этом этапе работы необходимо исключить поверхностное оценивание и сравнение, которые способны убить всякое желание детей быть включенными в учебный процесс. Безоценочное начало урока будет способствовать не только готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, но и созданию общего позитивного доброжелательного ровного эмоционального фона в работе учителя и ученика.

На  уроке  учащимся  можно  предоставить  полную  самостоятельность.  Скорость работы у всех разная, высвобождается время на поочередные индивидуальные консультации во время выполнения творческой части урока (рисунка, изделия). Модульные уроки очень нравятся учащимся, каждый работает в своем индивидуальном ритме, каждый может вернуться к наиболее сложным понятиям, просмотреть еще раз не совсем понятные моменты изучаемого материала. А также не менее важным является и то, что по модулю работают учащиеся, которые при традиционных методах и формам, как правило, стремятся либо отвлекаться, либо склонны нарушать дисциплину.

Рекомендации по применению технологии модульного обучения

Учебная деятельность при модульном обучении структурируется на учебные ситуации или задачи, учебные действия, контроль, оценку. Процесс усвоения, построенный целиком на деятельности учащихся, при модульной организации обеспечивает глубину и прочность усвоения за счёт раскрытия существенных сторон нового материала и различных форм материализации новых знаний.

Очень важно строить процесс обучения в согласии с процессом усвоения. Этим модульные уроки отличаются от обычных. Они представляют собой полный цикл процесса познания - описание - объяснение - проектирование. Модульная технология в начале каждого этапа деятельности предполагает мотивацию, помогающую учащемуся понять какую информацию и для чего он осваивает.

На подготовительном этапе структурирования учебной модульной программы большое внимания надо уделять:

 — изучению учебных возможностей и потребностей учащихся;

 — изучению содержания учебной дисциплины;

 — обоснованию предыдущих знаний учащихся.

На первом этапе учитель должен умело разложить содержание и по уровню сложности, и по методам работы над ним, не забывая про алгоритмизацию. Это значит, что если, например, при изучении нового материала учитель задает самостоятельную работу с текстом учебника, то обязательно должен продумать наводящие вопросы для учащихся с низким уровнем обученности, рекомендации о дальнейшем направлении для тех, кто выполнил задание полностью, и тех, у кого возникли трудности. При этом для сильных учащихся в содержании должны быть проблемные темы, дополнительная информация и т.д. Ученики имеют разные учебные возможности: кто-то может только узнать знакомые факты, кто-то выполнит несложные действия, а кто-то установит межпредметные связи. Технология модульного обучения должна давать учащимся возможность выбора [3, с.154].

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно, проведя перед этим большую подготовительную работу [11, с.56].

Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всего курса, всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи. Необходимо четко знать, что представляет собой комплексная дидактическая цель, и сформулировать для обучающихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия он должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.

Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы обучающихся, алгоритм выполнения заданий, критерии оценки выполнения, коррекцию собственной деятельности.

В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты и т.д. Затем разработать методическое сопровождение учащихся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

Необходимо помнить, что для многих учащихся самоцелеполагание, самооценка и рефлексия - очень сложные процессы для учащихся и требуют дополнительной подготовки. Учитель тоже должен изменить свою функцию с информационной на консультирующую [15, с.96].

Учителю, только начинающему знакомство с технологией модульного обучения нет необходимости разрабатывать модульное обучение на целый год, можно начать разработку модульной программы на небольшую тему.

Отдельный модуль можно прописать в произвольной форме, соблюдая золотые учительские правила: учащемуся должно быть все понятно, достаточно проблемно, не перегружено информацией и интересными фактами и предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории.

Рейтинговая форма контроля проста в применении, что помогает как преподавателю, так и обучающемуся.

С самого начала обучения по модульной системе обучающимся выдается памятка по контролю, в которой расписан график проведения контроля, степень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать обучающийся в момент прохождения контроля, а также уровень балльной системы (за какой уровень знаний присваивается какой балл), что дает возможность обучающимся построить свою работу. Также в данных критериях указан вид штрафов, поощрений и установленный диапазон рейтинга («удовлетворительно», «хорошо», «отлично»)

Для составления рейтинговой системы контроля преподавателю необходимо решить два вида задач:

– по содержанию: проанализировать содержание материала, выявить основные показатели контроля, четко разделить по целостности восприятия. Для каждого уровня указать конкретное содержание и степень овладения материалом;

– по деятельности: проанализировать каждый вид деятельности, представить его в виде понятного алгоритма (последовательности операций). Разделить все действия на три уровня исполнения, сформулировать критерии оценки каждого уровня, представить результаты по данным уровням.

Изучив опыт учителей, которые использовали в своем обучении технологию модульного обучения, можно сказать, что она является оптимальным методом обучения.

Данный способ обучения позволяет повысить успеваемость за короткие сроки. У обучающегося появляется мотивация получить больше баллов, а следовательно, и хорошую оценку.

Учитель не может отругать обучающегося за то, что у него что-то не получается. Учитель в данной методике выступает как помощник, как консультант. Он должен подбодрять обучающегося такими словами как «молодец», «хорошо» и т.д.

Модульное обучение учит детей самостоятельности и работать в группах или в парах.

Используя модульную технологию, учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью обучающихся. Модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, а ученику возможность саморазвития, самореализации. В то же время эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от обучающегося напряженного труда. Обучающиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности.

Заключение

Идеи модульного преподавания берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых, таких как Дж. Расселла , Б. и М. Гольдшмид , К. Курха , Г. Оуeнса. Толчком к введению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО.

Модульное обучение – это обучение, при котором учебный материал разделен на информационные блоки-модули. Методика подобного преподавания построена на самостоятельной работе обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с установленной целью обучения.

Каждый модуль строится по следующей схеме: 1) название модуля; 2) интегрирующая дидактическая цель; 3) целевой план действий учащихся; 4) банк информации: а) входной контроль; б) объяснение нового материала (или повторение ранее изученного материала); в) закрепление нового (ранее изученного) материала; 5) выходной контроль

Проанализировав теоретические аспекты данной темы и изучив опыт учителей, можно сказать, что модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучение, активизацию познавательной деятельности, условия для творческого развития самовыражения личности.  

Таким образом, технология модульного обучения, как и любая педагогическая технология, это, в первую очередь, система, в которую входят совместные действия учителя и обучающихся, это сотрудничество. Учитель получает опыт подготовки и проведения современного урока, начиная от мотивации и совместного целеполагания, и заканчивая оценкой результатов, выставлением и комментированием отметок, и рефлексией. Такой опыт повышает уровень профессиональной компетенции учителя. Обучающиеся формируют умение учиться, приобретая опыт самостоятельной познавательной и рефлексивно-оценочной деятельности.

Библиография

  1. Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 107— URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/ (дата обращения: 29.12 2019).
  2. Буланова-Топоркова М.В., Духовнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. / Педагогические технологии - М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2006. – с.336 .
  3. Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика, - Алматы, 2007 – с.154.
  4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Москва, 2000 г
  5. Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: пособие для преподавателей. М.: Альфа-М, 2005. – с. 96
  6. Петренко, А.С. Принципы модульного обучения в отечественном и зарубежном опыте/ А.С. Петренко// Мир образования - образование в мире. - 2015. – С.63
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2005 -с.256.
  8. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. – с. 432 .
  9. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. М.: МИОО, 2002. – с. 69 .
  10. Третьяков П.И., Сенновский ИВ. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /Под ред. П.И. Третьякова. – М. Новая школа, 2001, - с. 352.
  11. Маврина И., Погорелова В. Блочно-модульная технология : организационный и содержательный аспекты.// Директор школы. – 2005,№5. – с.56
  12. Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей. М., 2005.
  13. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. – с. 160 .
  14. Шамова Т.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Т.И. Шамова, В.В. Пикан, Е.А. Кошелева и др. - Тюмень, 1994. – с.274 .
  15. Якиманская, Й.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. – с.96.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы».

«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы»....

Применение технологии модульного обучения в курсе математики начальной школы

Рассмотренны основные принципы технологии модульного обучения на примере урока по теме "Пересечение множеств", изучаемой по программе "Школа 2100" в третьем классе....

Статья учителя начальных классов Прониной Валентины Ивановны на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Mimio."

Наряду с требованиями ФГОС учитель должен дать ученику глубокие и прочные знания . Перед современной школой стоит задача развивать творческие способности каждого ученика , сформировать у него так...

Реализация технологии деятельностного обучения в образовательном процессе начальной школы по требованиям ФГОС НОО. ИКТ как инструмент формирования УУД младшего школьника.

В стандартах второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в раз...

Технология модульного обучения в начальной школе

Ребята работают в группах по определенному заданию...

Пояснительная записка Методический семинар Опыт использования технологии проблемного- диалогического обучения в образовательном процессе в начальной школе

Пояснительная запискаМетодический семинарОпыт использования технологии проблемного- диалогического  обучения...

Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы

   В связи с модернизацией начального  образования и  необходимостью  реализации  модели  личностно-ориентированного  обучения  младших школьников...