Современный урок - интеграция традиций и инноваций.
учебно-методический материал

Кожадей Галина Леонидовна

Доклад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок – интеграция традиций и инноваций.

( слайд №1)

Вводя новые образовательные стандарты, меняются требования к результатам образования. Главной задачей школы сегодня является подготовка людей, способных быть успешными в нашем мире.

Начальная школа — очень  важный  этап в процессе общего образования школьника, за четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.

       В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.  

          Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности.

( слайд №2)

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно определять учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

         И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения.

( слайд №3)

 Классно-урочная система была разработана Яном Амосом Коменским более 400 лет назад. Урок представляет собой живую, постоянно совершенствующуюся систему. На уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким  трудом  освоения нового, познания окружающего мира.

 На сегодняшнем этапе развития образования классно-урочная система,  как оплот традиции в сегодняшней образовательной системе, выполняет роль своеобразной платформы для разработки, апробирования и внедрения в процесс обучения педагогических инноваций.

За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков.

Значит, организация урока, поиск ресурсов его развития остаются нашим главным делом. Сегодня обсуждается вопрос, каким должно быть соотношение инноваций и традиций в современном уроке?

Итак, что же такое современный урок. Каковы его особенности?

( слайд №4)

Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.

Актуальный -  означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основы для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития.

Исходя из этого можно сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:

( слайд №5)

- усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;

- практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;

- направленность на развитие мышления, практических навыков;

- расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;

- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

В современном обществе происходило становление различных  моделей дидактических систем проектирования и реализации уроков:

  • традиционная (классно-урочная);
  • модель технологизации образования;
  • модель компетентностного подхода.

  ( слайд № 6)

 Первую модель можно назвать традиционной – классно-урочной. В этой модели используются такие термины, как:

- триединая цель урока;

- план-конспект;

- формы обучения;

- методы и приёмы обучения;

- типы уроков и другие.

   ( слайд № 7)

Другая модель связана с технологизацией образования, среди которого:

- технологическая карта тематического и поурочного планирования;

- технологический приём;

- этап технологии;

- задача этапа и диагностика его эффективности.

 Сегодня все чаще говорится не о внедрении той или иной технологии, а об использовании элементов технологии, гармоничной составляющей, способствующей достижению конкретных целей урока.

Но время не стоит на месте, и сегодня успешно внедряется третья модель – модель компетентностного подхода, который является особенно актуальным в условиях модернизации образования.

( слайд № 8)

В этой модели:          

- базовые компетенции;

- опыт ребёнка;

- умение решать жизненные ситуации;

- психолого-педагогические ситуации и другие.

( «Компетенция» – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

( слайд № 9)

Говоря сегодня о современном уроке,  выделяются три основные позиции: содержание – организация – стиль взаимоотношений учителя и ученика.

  1. Содержание.

Содержание обучения направлено на получение смысловых знаний. И с этой точки зрения новые стандарты нестандартны и потому инновационны.

   В стандартах нового поколения заложена инвариантная (базовая) и вариативная части содержания образования.

     Инвариантная (базовая) часть содержания образования остается традиционно незыблемой. А вариативная часть содержания образования позволяет учителю экспериментировать, развивать эмоциональный интеллект ребенка, открывать новое, интересное, познавательное.

  1. Организация. 

    Проблема организации современного урока, сочетания традиционного и инновационного в уроке является сегодня темой многих Всероссийских и международных семинаров, конференций. Современный учитель строит современный урок на основе умелой организации активной деятельности учащихся, направленной на развитие личности ребенка.

В процессе активной деятельности ребенок учится понимать смысл и извлекать его из полученных знаний, в первую очередь – для себя. И только через себя – для других.

 К современным формам и методам, используемым на уроке, можно отнести:

  организацию группового взаимодействия;

 дискуссии, тренинги, круглые столы;

 приемы организации самостоятельных работ (анкетирование, тестирование, интервьюирование);

 решение познавательных задач;

 выполнение творческих заданий;

 работа с интерактивной доской при составлении схем, диаграмм, презентаций, поиск информации и навигации в образовательных сайтах, тестирование и обработка данных;

 использование видео и аудиоматериалов;

 метод проектов.

3. Стиль взаимоотношений учителя и ученика.

Психологический настрой, связанный с организационно-содержательными усилиями педагога, играет первостепенную роль в обеспечении успеха при проведении урока. А значит, между учителем и учеником должен быть сформирован особый стиль взаимоотношений, в основе которого лежит уважение к ученику.

Требования учителя обязательно должны сопровождаться педагогической поддержкой, помощью. Наряду с новыми формами организации деятельности детей важно использовать и традиционные – например, организацию детского педагогического труда, как привлечение детей в качестве помощников учителя, консультантов.

      Новации перерастают в инновации, традиции не сдают позиции. Как быть учителю в такой ситуации?

Современная педагогическая наука и передовая школьная практика  определяет целый ряд новых педагогических технологий, служащих не уничтожению, а усовершенствованию традиционных подходов к обучению.

Можно определить два основных подхода:

1. Использование инноваций в рамках традиционного урока.

2. Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как     альтернативы традиционному уроку.

Использование инноваций в рамках традиционного урока

Инновация на уроке не самоцель, а лишь средство достижения наивысшей результативности процесса обучения. Поэтому урочная система в современной школе, в первую очередь, опирается на традиционную типологию урока Ю.А. Конаржевского, ориентированную на целевую природу урока:

( слайд № 10)

  • комбинированный урок;
  • урок усвоения новых знаний;
  • урок закрепления изучаемого материала;
  • урок повторения;
  • урок систематизации и обобщения нового материала;
  • урок проверки и оценки знаний.

 ( слайд № 11)

Мы видим, что в типологии современного урока остались типы и традиционного урока.

В зависимости от целеполагания конкретного урока, каждый учитель на любом его этапе или на уроке в целом вправе избрать оптимальные педагогические технологии, в том числе инновационные, если их синтез с традиционными позволит добиться наивысшей результативности, т.е. приведёт учеников к новому качеству образования.

В рамках традиционного урока можно использовать следующие инновационные обучающие технологии интерактивного характера:

( слайд №12)

  • имитационные, ролевые игры – искусственно созданные учебные ситуации, служащие развитию творческой активности учащихся в коллективном поиске с элементами театрализации;
  • тренинги и тесты – учебные ситуации, требующие знаниевых и логических усилий, с применением либо множительной техники, либо ИКТ;
  • игровое проектирование – совместная подготовка, обоснование и защита какого-либо проекта в рамках изучения текущего учебного материала;
  • мозговой штурм – свободное выдвижение смелых, неожиданных идей и гипотез по поставленной учебной проблеме;
  • творческие мастерские – отработанная технология творческого применения изучаемого материала;
  • мастер-классы – обмен опытом успешной исследовательской или иной учебной деятельности;
  • дискуссии, диспуты – организация конфликтного обсуждения спорной, неоднозначной учебной проблемы;
  • технологии обратной связи – после игровые обсуждения, рефлексия, обучение умению оценивать ход и результаты изучения;
  • групповые (или парные) технологии – коллективное участие в решении проблемы с определённым распределением учебного материала или ролей;
  • собственно информационно-коммуникативные технологии – использование компьютерной и медиа аппаратуры в качестве наглядной передачи учебного материала, иллюстрирования или диагностики на любом из этапов урока любого типа.

Главной особенностью инноваций в рамках традиционного урока является её использование в развивающих целях и для обеспечения оптимальности выполнения целей урока.

Альтернативой традиционному уроку может быть внедрение нестандартных форм организации учебного процесса.

Большинство нестандартных форм организации учебного процесса, являясь инновацией, на самом деле не становятся стопроцентной альтернативой традиционному уроку, скорее они являются альтернативой структуре современного урока, а не его заменой. Поэтому в школьной практике применение этих нестандартных форм не означает полного отказа от классно-урочной системы, а определяет инновационные виды (или жанры) урока в дополнение к традиционным.

( слайд №13)

Педагогическое сообщество использует следующие виды (жанры) инновационного урока:

  • урок-игра – чаще применяется на 1 и 2 ступенях обучения, имеет широко распространённую практику и бесконечное разнообразие игровых учебных форм;
  • урок- экскурсия (или путешествие) – может быть заочным с предварительной подготовкой учащихся или реальным – с выездом за пределы школы;
  • урок-исследование – имитирует структуру и ход исследования поставленной перед учениками и учителем проблемы;
  • урок-диспут – организация конфликтного, аргументированного обсуждения спорной или нерешённой проблемы;
  • урок-суд – проводится на основе игрового распределения ролей и поставленной цели – вынесения приговора тем или иным персоналиям или явлениям;
  • урок-пресс-конференция – проводится учителем, гостем или специально выделенной группой учащихся-экспертов с обязательной подготовкой остальными учащимися класса вопросов по рассматриваемой проблеме;
  • видео-урок (аудио-, медиа-) – просмотр целостного материала или фрагментов с предварительно поставленной перед классом целевой установкой;
  • урок-концерт (или конкурс) – показ индивидуальных или групповых творческих заданий;
  • урок-защита проекта;
  • урок-викторина
  • Урок- поиск
  • Урок – экспедиция
  • Урок без учителя
  • Стихотворно-музыкальный урок
  • Урок пресс- конференция
  • Урок взаимообучения
  • Интегрированные уроки
  • Урок – фантазия
  • Урок – сказка
  • Урок- спектакль
  • урок-тест – организация диагностики знаний с помощью множительной или медиааппаратуры в форме, приближенной к ЕГЭ;

Какие же приемы способствуют эффективности урока?

( слайд №14)

Приемы, способствующие эффективности урока.

  • Соуправление классом
  • Приемы конструирования вопросов
  • Приемы сочинительства
  • Прием «Найди ошибки»
  • Подготовка учеников к докладам
  • Иллюстрирование тетрадей
  • Технология «Пластилин»
  • Технология «Коллаж»
  • Технология «Диспут»
  • Технология «Дебаты»
  • Игры-тренинги
  • Необычные способы повторения
  • Взаимоопрос по цепочке
  • Индивидуальные домашние задания
  •  «Пометки на полях»
  • Написание эссе

( слайд №15, 16, 17,18) Ресурсы современного урока.

Основным преимуществом внедрения нестандартных форм организации учебного процесса на уроке является внесение разнообразия в текущие учебные будни, что влечёт за собой повышение учебной мотивации и – как результат – развитие творческих способностей учащихся и рост качества образования.

Какой урок можно назвать  современным?

( слайд №19)

Можно сделать вывод, что современный урок – это интеграция традиций и инноваций.

Урок, где  учитель вместе со своими  учащимися на равных веду  работу по поиску и отбору научного содержания материала, подлежащего усвоению; потому что  знание станет  для каждого ученика  личностно - значимым. Главная задача  учителя на уроке – это формировать и развивать УУД, то есть обучать  каждого ученика умению  учиться всю свою жизнь.

(слайд № 20)

Именно таким в самых общих чертах современный урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит ребёнку активно войти во взрослую жизнь.

     Как писал русский историк и философ Петр Николаевич Савицкий «Традиция создается веками. Но традиции нет без творчества, без утверждения ее в наиболее совершенных, отвечающих характеру данного времени формах». Поэтому, для школы, общества, страны, которая ориентируется на динамичный и в то же время устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс или оптимальное сочетание традиционного и инновационного.

(слайд № 21)

Закончить свое выступление мне хочется словами Владимира Михайловича Лизинского. Когда его спросили, в чем он видит главную инновационность урока,  он ответил: «Детей нужно любить - вот и вся инновационность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации процесса обучения: традиции и инновации.

Формы организации процесса обучения: традиции и инновации. В этой статье рассказывается о том, чем отличается традиционный урок  в начальной школе от урока по новым стандартам....

Формы организации процесса обучения: традиции и инновации

Методологической    основой     ФГОС НОО является  системно-деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Д...

Психогимнастика на уроках - традиции и инновации

Психогимнастика помогает детям преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможности для самовыражения. Прежде  такие занятия показаны детям с...

Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...

Современный урок: соединение традиций и инноваций.

В статье раскрываются требования, предъявляемые к современному уроку....

Традиции и инновации в современном образовании на примере урока математики в 4 классе по теме «Умножение на 1000,10000,100000»

Аннотация. Традиции и инновации в образовательном процессе сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. Традиционные методы обучения являются осново...