«Сказкотерапия как метод формирования внутренней мотивации учения у младших школьников»
статья

       Среди главных задач, стоящих перед современной школой, наиболее важной и одновременно крайне сложной, является задача формирования у обучающихся положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности, мотивации, побуждающей детей к упорной и систематической учебной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.odt16.23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сказкотерапия как метод формирования внутренней мотивации учения у младших школьников»

       Среди главных задач, стоящих перед современной школой, наиболее важной и одновременно крайне сложной, является задача формирования у обучающихся положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности, мотивации, побуждающей детей к упорной и систематической учебной работе. Понятно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.

В этом контексте личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой и является мотивация учения. Учитывая изменения, происходящие у обучающихся в мотивационной сфере, можно судить и об уровне школьной адаптации школьника, и о степени овладения им учебной деятельностью, и об удовлетворенности ею.

Формирование мотивов учения – это, прежде всего, создание в школе, классе необходимых условий для появления и повышения уровня внутренних побуждений к учению, их осознания обучающимися и дальнейшего саморазвития ими мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных методов и приемов, среди которых сказкотерапия, благодаря своему универсализму и мягкому воздействию на детскую психику, становится особенно востребованной.

Сказкотерапия или «лечение сказкой» - метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. И.В.Вачков по этому поводу писал: «Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи» [1,c.144]. Собственно, в этом и заключается универсализм сказкотерапии как метода.

Среди основных методов сказкотерапии выделяют [4]:

1. Рассказывание сказки.

2. Рисование сказки.

3. Сочинение сказки.

4. Изготовление кукол.

5. Постановка сказки.

Некоторые специалисты структурируют сказки в зависимости от конкретных детских проблем [3]:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д;

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет следующие шесть видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки [2].

1.Художественные сказки – это народные сказки и авторские истории (сказки, мифы, притчи).

2.Наиболее древние народные сказки и мифы. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Именно это явление используется в психолого-педагогической практике.

Подразделяются сказки и по видам сюжетов:

  • Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт;
  • Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях;
  • Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным;
  • Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека [2,c.176].

Обычно работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

3.Авторские художественные сказки хороши для проработки внутренних переживаний пациента, поскольку здесь важны его личностные проекции;

4.Дидактические сказки. В форме дидактических сказок обычно даются учебные задания;

  1. 5.Сказки психокоррекционные

6.Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл сказочных событий, они не всегда однозначны, не всегда имеют счастливый конец, но они глубоки, поучительны и проникновенны. Многие психотерапевтические сказки посвящены поистине философским вопросам - проблемам жизни и смерти, любви, отношению к утратам и приобретениям, - они жизненны. Именно поэтому эти сказки помогают там, где иные психологические способы бессильны.

Из опыта работы.

Я использую сказкотерапию на внеурочной деятельности. Занятия включали не просто слушание сказок, но и их инсценирование с беседой, обсуждением отношений персонажей сказки в тех или иных ситуациях учения в школе.

Детям предлагалось рисовать по мотивам сказок. На занятиях создавалась атмосфера психологического комфорта, доброжелательности. Каждое занятие представляло собой ряд последовательных этапов: ритуал «входа» в сказку – коллективное упражнение, создающее настрой на совместную работу; повторение – дети вспоминали то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали; сказка – ведущий рассказывал сказку; закрепление – с помощью игр, символических путешествий обучающиеся приобретали новый опыт; интеграция – связывали новый опыт с реальной жизнью; резюмирование – обобщали приобретенный опыт, подводили итоги занятия, подчеркивали значимость приобретенного опыта.

Все сказки были построены нами по определенному алгоритму. В первую очередь, подбирался герой, близкий детям по полу, возрасту, характеру. Потом описывалась жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. Далее, героя помещали в проблемную ситуацию (ситуацию выбора), похожую на реальную ситуацию ребенка, описывали его переживания. Герой начинал искать выход из создавшегося положения, он мог встречать существ, оказавшихся в такой же ситуации, смотреть, как они поступают, или фигуру мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего.

Главная задача сказок: через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения. В конечном итоге, герой понимал свою неправоту и становится на путь изменений.

Краткое описание занятия.

Занятие 1.

1.Ритуал «входа» в сказку (создание настроения на совместную работу).

На входе в класс ставится большое зеркало. Дети подходят к нему, смотрятся в него и произносят волшебные слова: «В зеркале я отражусь, где захочу— там окажусь!», после чего оказываются в комнате, где будет происходить занятие. Ритуал повторяется в начале каждого занятия. Ритуал входа/выхода в сказку можно разнообразить и для этого удобно использовать картотеку волшебных предметов.

2.Правила поведения в сказке, которые пригодятся в жизни. Каждый ребёнок вспоминает по одному правилу.

3.Творческая разминка.

4.Приглашение в сказку и знакомство (чтение) со сказкой .

Активизирующие вопросы после прочтения:

Понравилась ли тебе сказка?

Как ты думаешь, о чём эта сказка?

Какие герои тебе больше всего понравились? Какие не понравились? Почему?

Как ты думаешь, почему герой поступил так-то? Что было бы, если бы он поступил подругому?

Что было бы, если бы в сказке были только хорошие герои?

Как ты понял для себя смысл этой сказки? О чём она? Мог ли быть у этой сказки другой конец? Если да, то в каком случае?

5.Ритуал выхода из сказки (обратный входу).

Каждый говорит «До свидания, сказка».

Список использованной литературы

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006. с.176

3.Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

4.Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пути формирования мотивации учения у младших школьников"

Актуальность исследования формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важн...

"Мотивация учения у младших школьников".

Исследование мотивации учения у младших школьников....

Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников

Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации...

Практические рекомендации по формированию положительной мотивации учения у младших школьников с задержкой психического развития

Первый год обучения важно рассматривать как самоценное звено не только начального, но и всего общего образования, как своего рода «пропедевтический» этап, который будет выполнять важное пр...

Моделирование при решении текстовых задач как метод формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников на уроках математики

В рамках реализации ФГОС начального общего образования для достижения положительных результатов, создания условий для формирования  общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников...