"Пути формирования мотивации учения у младших школьников"
статья на тему

Актуальность исследования формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, т. е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivaciya.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пути формирования мотивации учения у младших школьников.

Актуальность исследования формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, т. е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловливается тем, что для значительной части школьников предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и из-за отсутствия интереса к его достижению.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Мотивы учебной деятельности должны соответствовать её цели и содержанию, т.е. быть ей адекватными. Из определения учебной деятельности следует, что это должны быть мотивы приобретения обобщённых способов действий по приобретению знаний, умений. Обучение

с первого класса должно быть направлено не только на формирование у учащихся базовых знаний и умений, но и положительных мотивов учения. Эффективность учебного процесса прямым образом зависит от того, какие мотивы учащихся являются смыслообразующими.

 В психолого – педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». По всей видимости, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. Термины «учебная мотивация», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле.

Мотивация – это довольно общее, широкое понятие. В настоящее время как психическое явление она трактуется по-разному. В современной психологии слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.

Мотивация –это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.

А что же такое «учебный мотив» как структурный компонент «учебной мотивации»? По определению Л.И.Божович, «Мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, её основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьёй, так и самой школой»[1]. А.К.Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней»[2].

Среди основных задач, стоящих перед школой наиболее важной и сложной является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективным.

Когда ребёнок впервые приходит в 1класс, то в его мотивационной сфере, как правило, отсутствуют ещё мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий, на научно-теоретическое осмысление наблюдаемых явлений. Ведущие мотивы в этот период школьного детства связаны с желанием ребёнка занять общественно значимую и общественно оцениваемую позицию. Однако такая мотивация, определяемая главным образом новой социальной позицией  ребёнка, очевидно, не может поддерживать в течение длительного времени его учебную работу и постепенно теряет своё значение.

Поэтому формирование уже в начальных классов мотивов, придающих дальнейшей учёбе ребёнка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей, является крайне необходимым, без чего дальнейшая учёба школьника может оказаться просто невозможной. Как показывает опыт, при стихийном формировании мотивационной сферы деятельности учащихся у многих из них не формируются необходимые для эффективного обучения мотивы. Следовательно, школа и учителя должны взять на себя управление процессом формирования мотивационной сферы деятельности учащихся.

Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

1.Роль содержания учебного материала в мотивации учения.

Содержание обучения выступает для учащихся в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, отвечает какой-то из этих потребностей, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребёнок получает импульс к последующей деятельности.

При разработке тематических планов, планов уроков, при подборе материала к урокам учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся.

Для этого содержание учебного материала должно быть доступно учащимся, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.

Информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом, он не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности.

Экспериментальные исследования, проводимые психологами, а также опыт работы многих учителей показали, что содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического стиля мышления, диалектического обобщения знаний, способствует становлению у учащихся положительной мотивации, направленной на освоение научной картины мира, на овладение общими способами научного познания.

2.Организация учебной деятельности.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова её структура и характер.

Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, нужно учебную деятельность строить особым образом.                                   Выяснилось, что изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов:

-мотивационного;

-операционно-познавательного;

-рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

Создание проблемной ситуации, формулировка основной учебной задачи, самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно им придётся изучать и осваивать, какова основная учебная задача.

На операционно-познавательном этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа зависит главным образом от того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной.

Рефлексивно-оценочный этап – это итоговый этап в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать собственную учебную деятельность, оценивать её, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами. Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

Особо следует подчеркнуть роль методов проблемно-развивающего обучения в формировании мотивов учения. Рассмотрим некоторые психологические аспекты значений и роли проблемного обучения для становления мотивации.

Дело в том, что формирование потребностей и мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности. Сколько бы ученик ни слышал о необходимости учиться, о его долге и обязанностях, о важности для него самого и будущей его жизни учебной деятельности и как бы  хорошо  не осознавал справедливость этих слов, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызывает у него интерес, если в процессе её выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.

На уроке  учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своём. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приёмом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций.

Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления.

Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к. общим приёмам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.

3.Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения.

В последнее время в школе всё шире применяются различные формы совместной деятельности учащихся на уроке: коллективные и групповые. Это связано с попытками интенсифицировать учебный процесс, сделать учебную работу учащихся более эффективной. Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, поскольку их использование втягивает в активную работу всех учащихся. Различные формы коллективной учебной деятельности дают возможность дифференцировать эту деятельность для различных категорий учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого ученика.

4.Значение оценки в становлении мотивации.

Деятельность учащихся, не подкреплённая в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная главным образом на внешние её атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной, отметка зачастую становится неадекватной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестаёт играть мотивирующую роль, а тогда и сам учебная работа теряет для них всякую ценность.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчёркивание всех положительных моментов, продвижение в освоение учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, её рефлексии.

Для того, чтобы развивать у учащихся умение самооценки и самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, задания на рефлексию своей деятельности. Как показывают многолетние эксперименты, всё это формирует у учащихся правильное и разумное отношение к отметке, как к важной, но не самой существенной ценности в работе.

В заключении хочется отметить, что искусство воспитания всё-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых мотивов» и мотивов «реально действующих»  и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

Пути воспитания мотивации учения у школьников должны быть в центре внимания педагогического коллектива школы. Воспитание мотивации учения чрезвычайно важно, потому что, оно означает формирование активной социальной позиции молодого человека.

Использованная литература:

  1. Божович Л,И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: педагогика, 1968. с. 249
  2. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990
  3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо М.В. – М.: Наука, 1984
  4. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. – Волгоград, 1983. с. 27-41
  5. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г. с.5
  6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М. 2002. с.70-73
  7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1996
  8. Леонтьев А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребёнка. – М.: Просвещение, 1959


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования учебных мотивов у младших школьников.

Пути формирования учебных мотивов у младших школьников....

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В авторской работе мной рассматриваются вопросы: что такое мышление, виды мышления и пути его формирования на уроках и внеурочной деятельности....

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

"Мотивация учения у младших школьников".

Исследование мотивации учения у младших школьников....

Практические рекомендации по формированию положительной мотивации учения у младших школьников с задержкой психического развития

Первый год обучения важно рассматривать как самоценное звено не только начального, но и всего общего образования, как своего рода «пропедевтический» этап, который будет выполнять важное пр...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

«Сказкотерапия как метод формирования внутренней мотивации учения у младших школьников»

     Среди главных задач, стоящих перед современной школой, наиболее важной и одновременно крайне сложной, является задача формирования у обучающихся положительной, устойчивой мо...