Пути формирования учебных мотивов у младших школьников.
методическая разработка на тему

Пути формирования учебных мотивов у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch_mot.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пути формирования учебных мотивов у младших школьников.

Развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, что бы, с одной стороны, довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно значимы, и имеют достаточно высокий уровень действенности. Например - получение  хорошей отметки [21, 81]. Большое место в формировании мотивации учения занимает отметка. Но ученики 1 – ого класса ещё не понимают её социального смысла. И лишь переживания ими положительных или отрицательных эмоций при получении хорошей или плохой отметки стимулируют учеников к работе. Безотметочное обучение снижает тревожность учащихся,  повышает уровень их учебно-познавательных мотивов [5, 36].

С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса.

Познавательные интересы школьников существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему.

Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а тем самым и вызывает у него интерес к изучению данного предмета.

Второе условие связано с организацией работы над предметом малыми группами. В исследованиях Н. Ф. Талызиной [21, 83] отмечено,  что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется.

В этом же исследовании показано, что большое значение для  повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами. В связи с этим при комплектовании групп кроме успеваемости, общего развития учитывалось желание ученика. Спрашивали: «С кем бы ты хотел заниматься на уроках  в одной четверке?». Влияние групповой сплоченности объясняется тем, что при работе малыми группами на первый план выходят не отношения «учитель-учащийся», а отношения между учащимися.

А. К. Маркова указала следующие пути формирования мотивов учения [14, 65].

Первый путь – его иногда называют путем «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам, образцов того, какими должны бать мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. В этом случае школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом.

Второй путь состоит «снизу вверх» - состоит в том, что  ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт. У школьника складываются реально действующие мотивы.

Единство же этих путей воспитания должно дать правильное сочетание «знаемых» и реально действующих мотивов, обеспечивающих зрелость личность школьников, единство слова и дела. Обучение в школе включает оба эти вида воздействия на мотивацию учения.

Обобщив исследования можно выделить следующие пути формирования мотивов учения [5, 192]:

  1. необходимо создавать ситуации, в которых могут проявиться разные мотивы;
  2. необходимо создавать условия соподчинения мотивов, т.е. их  «борьбы» (выбора):
  1. ситуация выбора с ограничениями (дефицит времени, соревнование);
  2. выбор учебных заданий разного уровня (репродуктивных, продуктивных, проблемных);
  3. выбор из двух заданий;
  4. выбор в ситуации конфликта между познавательными и социальными мотивами.

Мы рассмотрели фронтальную работу по формированию мотивации учения школьников, но каждый ученик имеет свои особенности. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. Показать направление процесса формирования мотивов учения школьников помогут уровни развития учебной мотивации школьников, выделенные А. К. Марковой.

        А. К. Маркова[15, 69]  выделила следующие уровни развития учебной мотивации у школьников:1. Отрицательное отношение к учителю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.         2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.         3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.         4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний. 5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей. 6.Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

Основываясь на описанных уровнях мотивации Н. Ф. Талызина [21, 87], предлагает следующую коррекционную работу. «Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему лучше понять материал, успешно выполнять задания. Это приводит к удовлетворению своей работой. У ученика появится стремление еще раз пережить успех на этом этапе работы. Важно дать ученику нестандартные задания.

В ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла. Игра помогает подготовить ребенка к учению.

Таким образом, постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности» и, конечно, использование современных технологий обучения, к которым относится проблемное обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пути формирования мотивации учения у младших школьников"

Актуальность исследования формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важн...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В авторской работе мной рассматриваются вопросы: что такое мышление, виды мышления и пути его формирования на уроках и внеурочной деятельности....

Курсовая работа: «Пути формирования лексических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка».

Как показывает практика, работа над лексическим материалом часто носит схематичный, бессистемный характер. Особые трудности представляют для учащихся словосочетаемость, включение слова в минимальное в...

Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

«Систематичность упражнений — есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Возможности учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка

Статья о возможностях учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка...