Приёмы смыслового чтения
материал

Фоос Светлана Леонидовна

Смысловое чтение в работе с учащимися начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области                          «Алексеевская СОШ»

Приёмы смыслового  чтения

Подготовила: Фоос Светлана Леонидовна

учитель начальных классов

(выступление на «Учителе года»)

с.Алексеевка

2018г

                              Сл.1 Приёмы смыслового чтения                                                                                  Сл. 2        «Люди перестают мыслить,                                                                      когда перестают читать»                                                                                                            (Д. Дидро)

Послушайте, папы, послушайте мамы,                                                                        Доверьтесь совету, не будьте упрямы!                                                                                Ведь это кощунство, ведь это обман,                                                                                   Когда вместо книги – телеэкран!

Уважаемые коллеги! Наверняка в своей работе вы сталкивались с проблемами, когда дети испытывают трудности при самостоятельной работе с текстом, не понимают основной смысл прочитанного, условие задачи, требования к работе и т. д. Не могут выделить смысловые элементы и установить причинно-следственную  связь между ними, не умеют формулировать основную мысль текста и составить тезисы… Причина возникновения этих и подобных проблем, как известно,  заключается в несформированных навыках смыслового чтения у школьников.

Сл.3  Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метопредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов; каждый ученик начальной школы должен овладеть прочными и полноценными навыками чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической и смысловой.

Техническая:

-способ чтения,                                                                                                                              - темп чтения,                                                                                                                          - правильность чтения,                                                                                                                     - выразительность.

Смысловая:                                                                                                                                                 - понимание содержания и смысла читаемого.

Сл.4    Остановимся  на смысловой стороне. Что такое «смысловое чтение»? Это УУД, позволяющие использовать информацию, полученную при чтении, для решения предметных и метапредметных задач.

В своей работе я использую различные приемы обучения детей смысловому чтению. Применение разных приёмов и заданий  заметно повысили читательский  интерес у детей в классе. Кроме  улучшения технической стороны чтения у детей:

- изменилось отношение к урокам (дети стали чаще посещать библиотеку, находить материал по изученной теме,  с удовольствием находят дополнительный материал к урокам, при подготовке домашнего задания);

- развивается положительное отношение к заданиям творческого и  проблемно-поискового  характера.

Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно раблтать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного  чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.

Сегодня я хотела бы представить приёмы, которые применяю на определённых этапах урока с целью организации действий смыслового чтения.

 Сл.5 Один из приёмов – это  1 приём

«Толстые и тонкие вопросы» - это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или  «нет»), а «толстый»(проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

Сл.6 «Толстые и тонкие вопросы» отлично вписываются в любой этап урока:           - На стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить пройденный материал.                                                                                                              – На этапе осмысления вопросы служат для усвоения  знаний по ходу их изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта) .    – В процессе закрепления информации с помощью размышлений  в рамках «Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.

Сл.7                    2 приём   «Окна»

«Окна». Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.      Для примера воспользуемся текстом, актуальным на сегодняшний день.  Этот приём можно применить на этапе  актуализации знаний.                                    Приём «Окна» можно использовать для закрепления темы.    

3 приём Сл.8

Кубик Блума.   Кубик Блума: методика использования

  1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:                    - Назови.                                                                                                                               – Почему.                                                                                                                               – Объясни.                                                                                                                             –Предложи.                                                                                                                           – Придумай.                                                                                                                                  –Поделись.                                                                                                                2.Учитель  бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать по тексту. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика – с него и должен начинаться вопрос  .

Приём  4       Сл.9

«Синквейн». Правила составления  синквейна .                                        Синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:                                                - Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).                   – Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательное).               – Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).                                                         – Четвёртая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).                                                                                            – Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.    

Составить синквейн по теме «Учитель года»

Сл. 10

Я думаю, каждый , даже самый   маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Воспитание у ребёнка интереса к чтению книг требует от родителей и педагогов немало труда, терпения, жизненного опыта и знаний.                                                                                        Желаю вам терпения, творческого вдохновения и хорошего настроения.

Сл.11          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов смыслового чтения на уроках окружающего мира

Работа учащихся 4 класса с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира в режиме системно-деятельностного подхода....

Приёмы смыслового чтения

выступление на РМО...

Методы и приёмы смыслового чтения

Материал о том, как улучшить смысловое чтение на занятиях  с логопедом.Обучение должно быть реальным и доступным ученикам....

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"...

Использование приёмов смыслового чтения для реализации задач исследовательской работы учащихся

Данная статья посвящена описанию приёмов работы по формированию навыков смыслового чтения, которые помогают реализовать поставленные задачи исследовательской работы учащихся на примере проектно-исслед...

Приёмы смыслового чтения.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смысловог...

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....