Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».
методическая разработка

Тарасова Алёна Анатольевна

Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно -развивающего пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_korrektsionnoy_raboty.docx107.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад по теме:

«Особенности коррекционной работы воспитателя  в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

                                             Составила воспитатель семейной группы

Тарасова А. А.

с. Горки

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей

сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом,

вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,

вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или

слышат дети, каждое наше слово-интонация,

с которой оно произносится, являются

капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием его личности».

В. П. Кащенко

Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно -развивающего пространства.

Задачами воспитательной работы в школе являются:

1.всестороннее развивать воспитанников интеллектуальным, нравственным, культурным, эстетическим ростом личности;

2.воспитывать добросовестное отношения к учебе;

3. воспитывать сознательную дисциплину;

4. совершенствовать правовое обучение и воспитание;

6. формировать негативное отношение к вредным привычкам;

7. формировать разносторонние интересы воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях;

8. подготавливать к успешной социализации воспитанников.

 

Воспитание - вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Под термином «воспитательная работа» педагогический коллектив нашей школы-интерната понимает целенаправленные действия для развития личности ребенка. Основным элементом воспитания является ученик, который в равной степени является как субъектом, так и объектом воспитания. Живой человек со своим природным багажом, со своим жизненным опытом, со своей судьбой.  Воспитывать – это верить в возможности ребенка и создавать условия для их реализации.

Все годы воспитательная работа школы-интерната была подчинена реализации воспитательной цели школы:

Создание условий для формирования творческой, нравственно и физически здоровой личности школьника, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную деятельность, умеющей ориентироваться в современных условиях.

Основной принцип воспитательной работы – системность, то есть внеклассные мероприятия проводятся не просто по отдельным темам, а в рамках разработанных программ, целью которых является вовлечение ребят в общественную деятельность, формирование всесторонне развитой, творческой личности, воспитание патриотизма и гражданственности. Реализуются программы через классные и воспитательские часы, уроки окружающего мира, беседы, экскурсии, походы, игры-практикумы и т.д.

В своей работе педагоги используют различные активные формы и методы воспитательного воздействия на учащихся. По всем направлениям  деятельности проведено много разнообразных мероприятий. Это и экскурсии по селу, знакомство о тундре («Дороги нашего села», «Это моё село», «Предприятия нашего села» и т.д.), походы с посещением музея («История школы», «История моего села», «Мои односельчане – труженики тыла»). Также проводятся как индивидуальные, так и коллективные беседы. Используется любая возможность для достижения положительных результатов в воспитательной работе, не ущемляя честь и достоинство детей.

Воспитательная работа ведётся по следующим направлениям:    

  • Интеллектуальное;
  • Здоровьесберегающее;
  • Гражданско – патриотическое;
  • Нравственно – эстетическое;

              Этнокультурологическое

 

   Для реализации  задач в школе-интернат доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • досугово - развлекательная деятельность ;
  • художественное творчество;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • кружковая деятельность .

Результатом внеурочной деятельности являются:

  • укрепление здоровья обучающихся воспитанников;
  • выступления на праздниках, общешкольных мероприятиях;
  • участие в школьных и районных выставках, соревнованиях;
  • занятость детей из группы риска.

    Работая воспитателем в коррекционной школе,  я  прививаю  воспитанникам любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены; контролирую выполнение режима дня  воспитанников, своевременное выполнение домашнего задания, оказываю помощь в учении и в разумной организации досуга; поддерживаю постоянную связь с учителями, медицинским персоналом, с родителями обучающихся или лицами их заменяющими; привлекаю детей к самообслуживанию и другим видам общественно - полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья;  чётко и целенаправленно планирую свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми; провожу работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию.

    Занятия в нашей школе проходят в одну смену с 08.10 до 14.30. Все оставшееся время также четко спланировано, предусматриваем все необходимое: 4-х разовое питание, прогулки, сон-час, воспитательские часы, самоподготовки, есть время для занятий ребят по интересам, игр, просмотр телепередач. Все это проводится:

1) на  самоподготовке;

2) воспитательных часах;

3) в режимных моментах дня.

     В коррекционной школе самоподготовка - одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых  мои воспитанники самостоятельно выполняют домашнее задания в строго отведенное время.  Перед самоподготовкой я напоминаю дежурному о том, чтобы в классе была сделана влажная уборка, на столах и в них должен быть порядок.  Я настраиваю ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты (во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу). Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому. 

      Во время выполнения домашнего задания я контролирую работу  воспитанников и провожу индивидуальную работу со слабыми  ребятами (даю возможность подумать, осторожно навожу на мысль). Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости  воспитанников. Я руководствуюсь указанными требованиями во время самоподготовки, и это может поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. Введение в структуру самоподготовки  я провожу физкультминутки сочетающие различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

      После выполнения домашнего задания  проводится воспитательский  час.     Для успешного развития обучающихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно - следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому воспитательский час, я отвожу для бесед. Воспитательский час - это час общения на острые темы нашей группы, класса через анализ жизненных ситуаций, проигрывание конфликтных ситуаций, формирование навыка правильного поведения и его закрепление в практической жизни на основе убеждений, разъяснений, поощрений.  

       Тематику бесед  я определяю сама в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов обучающихся. В основном, темы моих бесед по красным датам календаря:  23 февраля, 8 марта, 9 мая,  День ЯМАЛА, День народного единства; о нашем  Районе и его достопримечательностях; о  природе и  богатстве родного края; о  соотечественниках ВОВ ; о профессиях и людях труда «Моя профессия»; о  правилах дорожного движения; по профилактике правонарушений  «Я и ЗАКОН», «Мои права и обязанности» и т д., по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании и алкоголизма: «Я  ЗДОРОВ», « Туберкулёз» и др.

 Ведётся воспитательная работа, через трудовую деятельность, беседы,  фильмы, индивидуальная работа  над коррекцией поведения по формированию норм нравственности, вежливость, уважения, порядочность, благородство к другим людям, умение внимательно слушать речь, не перебивая говорящего, правильно реагировать на замечания, над коррекцией поведения работу  проводим совместно с  социальным педагогом,  психологом.  

    По четвергам провожу воспитательский час "Час здоровья", на котором проводятся разнообразные виды работ. Большинство воспитанников нашей школы из неблагополучных семей.   Просить ребят привести свой внешний вид и свою одежду в порядок. Я провожу беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем. Дети нашей школы посещают общую баню, перед походом в баню, дети получают инструктаж «О посещении бани и правилах поведения в общественных местах», все желающие имеют возможность помыться. В школьную прачечную дети могут сдать в стирку свои вещи, а так же сами стирают свои вещи.  Кроме этого воспитанники в свободное время занимаются   мелким ремонтом одежды: пришивают пуговицы, петельки; чистят и гладят одежду; моют и чистят обувь. А также занимаются общественно-полезным трудом: делают генеральную уборку спален, классов; очищают от мусора, метут территорию школьного двора. Зимой очищают территорию школьного двора от снега.

Провожу воспитательские часы "О здоровье"  приглашаю медсестру Вакуленко В.Д. , ведётся беседа по профилактике различных заболеваний,   употребления ПАВ.  

Обучающиеся нашей школы находятся дома в окружении родителей, родственников и их друзей, которые  сквернословят, дерутся, неправильно ведут себя дома и в общественных местах. Ребята не приучены соблюдать даже элементарные правила поведения в общественных местах: в школе, на улице, в транспорте и т.п. для воспитания у них правил культурного поведения я провожу по понедельникам   "Час культуры". Я учу ребят правильно себя вести. Провожу беседы и сюжетно - ролевые игры по правилам культурного поведения;  любоваться природой.

Организовываю экскурсии:

  • на природу,
  • в поселковую библиотеку,
  • школьный музей,
  • на выездные выставки творческих работ.

В сельскую библиотеку записаны воспитанники .

     По пятницам   провожу " Творческий час". Мы с ребятами на творческих часах мастерим  всевозможные поделки из разных материалов: бумаги, ниток, бисера, стекляруса, теста и природного материала из бросового материала, вышивают и вяжут. А также рисуют, выжигают (мой класс на выставке творческих работ «Наши таланты» . Привлекаю к участию в мероприятиях различных уровнях;  кружки, секции  (на  концертах, выставках конкурсах, спортивных соревнованиях). Воспитанники занимают призовые места, имеют грамоты, дипломы.  Легче всего  воспитанникам даётся вязка, работы по дереву, рисование .

 

     Большинство  воспитанников с отклонениями в развитии с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями,  по средам воспитательский час я отвожу для внеклассного чтения. Во время занятий по внеклассному чтению воспитанники знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, воспитанники учатся высказывать свое мнение к героям и событиям.

    Возможности наших детей ограничены, они не могут в силу своих умственных и физических данных участвовать в городских олимпиадах конкурсах, соревнованиях. Вся жизнь, в основном, проходит дома и в школе. И от того, как мы работаем, зависит в дальнейшем их жизнь. И только такое воспитание, охватывающее развитие ребенка всесторонне, может способствовать умению адаптироваться в обществе, трудоустроиться, создать свою семью и вести достойный образ жизни.

      Главная педагогическая идея в интернате заключается в создании единой системы воспитательных воздействий на детей и подростков. Эта система призвана обеспечить коррекцию умственного и физического развития воспитанников. Создание такой системы становится возможным при условии, если обучение и воспитание учащихся осуществляется как строго подчинённый режиму единый педагогический процесс, проходящий под наблюдением и руководством всего педагогического коллектива. Специфика педагогической работы вспомогательной школы будет эффективной, если все учителя и воспитатели понимают важность соблюдения единых педагогических требований, если все педагогические работники активно участвуют как в процессе обучения, так и воспитательной работе. Велика роль личности воспитателя, которая определяется его отношение к делу, к окружающим людям, особенностями поведения и стиля общения в его активном воздействии на воспитанников.

Интеллектуальное направление.

Воспитание познавательных интересов в школе осуществляется через программу «Интеллект». Работа по реализации данной программы ведётся с учётом особенностей индивидуального развития воспитанников, их интересов и склонностей.

В целях повышения эффективности работы по воспитанию познавательных интересов внедряются новые педагогические технологии оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса: компьютерные технологии, проектное обучение, личностно-ориентированная технология, технология критического мышления, проблемное обучение.

Под руководством педагогов учащиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью. Необходимо отметить активную и плодотворную  деятельность учителей, которые готовят воспитанников к участию в районных и окружных научно-практических конференциях. Наши педагоги успешно занимаются развитием одаренных детей, подготовкой их к участию в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах. Для развития познавательной сферы деятельности проводятся предметные недели и вечера.

Анализируя эффективность работы коллектива школы-интерната в данном направлении, необходимо отметить положительную динамику. С каждым годом увеличивается количество участников  познавательных мероприятий:  

Здоровьесберегающее направление.

Одной из первоочередных задач нашей школы является сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи. Мы пониманием, что физическое здоровье ребенка – залог гармонично развитой личности.  В рамках программы «Здоровье» каждую четверть проводятся дни здоровья, занятия по ОФП, рейды по проверке чистоты кабинетов и спальных комнат, работают спортивные секции. В школе стали традицией ежегодные походы в тундру под названием «Операция «Ягодка». Коллективный выход на природу целенаправлен и эффективен, так как ему предшествует разъяснительная работа, а затем проходит коллективное обсуждение увиденного.

Много мероприятий, связанных с укреплением здоровья воспитанников, было проведено в интернате. Среди них: экскурсии в природу, прогулки, игры на свежем воздухе, праздник детских национальных игр, конкурсная программа «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные соревнования «Надежды спорта», «Веселые старты», соревнования по национальным видам спорта и другие. Отрадно то, что в этих мероприятиях участвовали дети из всех семей.  

Педагогами и медицинскими работниками проведено много бесед на тему охраны здоровья и жизни детей: «О правилах личной гигиены», «Профилактика кожных заболеваний», «Правила поведения при заболевании», «Клещи бывают разные» (о чесотке),  «О вреде алкоголизма, наркомании, токсикомании, вреде курения для детского организма», «К чему приводят детские шалости», «Беда от маленькой спички», «Болезни грязных рук», «Знай и соблюдай правила дорожного движения», «Наш внешний вид», «Чистота  - залог здоровья», «Осторожно – химия», «Здоровье зубов», «Внимание – пыль», «Культура питания. Что такое диета?», «Беречь глаз как алмаз» и др. Проводились беседы по профилактике различных заболеваний. Такие беседы заставляют детей быть осторожнее, беречь своё здоровье.   В течение года все воспитанники интерната  были одеты по сезону.

Вопросам охраны жизни и здоровья детей уделяется большое внимание и при организации работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе, выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей – вот те задачи, которые решает родительский всеобуч в общешкольном масштабе. Для родительского лектория  подбираются  интересные темы: «Роль семьи в формировании и развитии моральных качеств ребенка», «Профилактика зависимых привычек. Укрепление здоровья», «Влияние возрастных особенностей на процесс обучения», «Трудности переходного периода», «Школьная тревожность», «Особенности познавательной сферы учащихся», «Возрастные особенности подростка», «Профилактика тревожности», «Готовность ребенка к школе», «Как помочь ребенку адаптироваться». Данные мероприятия позволяют педагогам не только повысить культурный уровень родителей в области укрепления и сохранения здоровья – они дают реальный шанс сделать родителей своими сторонниками и помощниками.

На решение задач оздоровления воспитанников направлена Программа «Спорт», разработанная и успешно внедряемая педагогами школы-интерната.

Систематически в течение учебного года проводятся соревнования по волейболу среди юношей и девушек, баскетболу среди юношей и девушек, пионерболу среди мальчиков и девочек, по мини-футболу, принимаются нормативы по физической подготовке у выпускников 4-х, 9-х,   классов, проводятся «Веселые старты» между учащимися младших возрастных групп и т.д.

Гражданско-патриотическое направление.

Гражданско-патриотическое воспитание, неразрывно связанное с духовно-нравственным, реализуется в рамках программы «Патриот».

Проведение ежегодно таких мероприятий, как: военизированная эстафета среди старшеклассников; митинг Памяти с возложением венков к памятнику павшим односельчанам; встречи с ветеранами  войны, участниками современных боевых точек, тружениками тыла; конкурсы рисунков, сочинений, чтецов; проведение уроков мужества способствует воспитанию гражданских качеств личности: патриотизма, ответственности, чувства долга, интереса к истории Отечества, к труженикам тыла, желанию облегчить жизнь старшего поколения.

Нравственно-эстетическое направление.

Педагоги нашей школы в повседневной работе опираются на потребности и интересы учащихся. Дети вовлекаются в разнообразную творческую деятельность. В системе дополнительного образования работают  кружки, клубы, секции, которые стимулируют инициативу и самостоятельность ребят, развивая их творчество и способности.

        

        Анализируя данные о занятости воспитанников в объединениях дополнительного образования, необходимо отметить, что на протяжении ряда лет процент охвата детей дополнительным образованием остаётся стабильно высоким (в пределах 80%).

         

Этнокультурологическое направление.

При построении воспитательной системы школы-интерната администрация и педагогический коллектив большое внимание уделяют вопросам этнокультурологического воспитания.

В СДК  и сельской библиотеке работает музей в котором собраны экспозиции представляющие быт и традиции народов Севера, описана история поселка, создана летопись школы, подготовлены стенды, посвященные  ветеранам Великой Отечественной  войны и участникам афганской и чеченской войн.  

Организация образовательного процесса в школе основывается на этнокультурных ценностях и трудовом воспитании, что обеспечивает понимание воспитанниками необходимости развиваться, жить и действовать по правилам демократического общества.

Национально-региональный компонент базисного учебного плана дает возможность более плотно представить богатства национальной культуры, уклад жизни ханты народа, его историю, язык и литературу, традиции, социальные нормы поведения, духовные ценности. Приобщение учащихся к родной литературе позволяет им понять себя, свой психический склад, свою сущность, помогает воспитывать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации. С учетом этого разработан и внедрен ряд спецкурсов, рассчитанных на учащихся всех ступеней. Они призваны пробудить у учащихся интерес к истокам ненецкой культуры, формированию национальных обычаев и обрядов, воспитывать трудолюбие. В рамках национально-регионального компонента учащиеся получают возможность узнать не только о декоративно-прикладном искусстве ненецкого народа, но и освоить технологию некоторых народных промыслов.

Национальный компонент пронизывает все содержание учебного процесса, все предметы без исключения. Все они имеют хорошие возможности воспитывать у ребят гордость за свою историю, за вклад собственного народа в мировую науку и культуру, осознать взаимодействие культур. Подобная задача выполняется как в пределах базового уровня, обогащая содержание действующих образовательных стандартов,   родной язык и литература.

Администрация школы-интерната старается создать условия для приобщения воспитанников к традиционной культуре и быту своего народа. Созданы объединения дополнительного образования, посещая которые дети занимаются резьбой по дереву, выжиганием, изготавливают национальные сувениры из сукна, меха, бисера.

В ближайшее время с вводом в эксплуатацию дополнительного корпуса планируется дополнить программу трудового обучения юношей и девушек. Для  учебных мастерских по организации трудового обучения. Очень хочется приобрести   станки,  машины и оборудование для организации предпрофильной подготовки воспитанников в духе национальных традиций и  продолжит работу в данном направлении и послужит целям стабилизации развития коренных малочисленных народов Ямала, комплексного решения проблем сохранения их традиционного образа жизни, культурного наследия, духовных традиций и ценностей.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. При этом любое образовательное учреждение должно помнить о влиянии внеурочной деятельности на качество образования, обеспечивая его за счет развития личностно ориентированного обучения.

Внеурочная деятельность младших школьников направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»   Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанной и внедренной моделью организации внеурочной деятельности в ОУ.

Таким образом, с внедрением ФГОС НОО, для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Все то, что непосредственно влияет на повышение качества образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа

Несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к жизненному и профессиональному самоопределению социально незащищённых детей, и фактически сложившейся системой педагогического...

план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"

Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".

Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....

Эстетическое воспитание в условиях образовательных учреждений интернатного типа.

Эстетическое воспитание в условиях образовательных учреждений интернатного типа.«То, что сегодня ребёнок делает с помощьювзрослых, завтра он сумеет сделать этосамостоятельно».Л.С.Выготский.Мерой и пок...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в учреждении интернатного типа

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в учреждении интернатного типа...

Материалы IX Республиканской научно-практической конференции "Шаг в будущее" учащихся учреждений интернатного типа.

Эксперементальное наблюдение "Влияние классической музыки на всходы и рост овса"....

Материалы V Республиканской научно-практической конференции "Шаг в будущее" учащихся учреждений интернатного типа.

Исследовательская работа. "Можно ли содержать улитку ампуллярию в одном аквариуме со взрослым телескопом"....