Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа

Хомяк Надежда Атласовна

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shahmaty_4-a_klass.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1

«Рассмотрено».                                             на   заседании МС     _______________

Протокол №____                                от «___» _______2019г

«Согласовано»                                     заместитель директора                       по УВР   __________________2019г                                                

Сергеева Е.В.

«Утверждаю».                           Директор МБОУ                          «НОСШ» №1______ Константинова Л.Н..                     Приказ №___                                      от «__» ___2019г

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Шахматы»

для 4-а класс

1 час в неделю

Составитель: учитель

начальных классов

Хомяк Надежда Атласова

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы в школе» 4 класс (третий год обучения) составлена на основе нормативно — правовой базы:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Рабочая программа курса «Шахматы в школе» под редакцией Е. А. Прудниковой, Е. И. Волковой – М. : Просвещение, 2017 – 35 с. – ISBN 978-5-09-050355-6.          

 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

             Учебного плана МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; годового учебного календарного графика на текущий учебный год; основной образовательной программы МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; - учебно-методического комплекса

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.      Задачи программы направлены на:

– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

 – приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

 –выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.

Место в учебном плане предмета программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).

2.Планируемые результаты освоения курса

Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов

 Личностные 

– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

 – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

– уважительное отношение к иному мнению;

– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

 – воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

 – умение управлять своими эмоциями;

 – дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

 – оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты 

освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

 Познавательные УУД:

– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

– владение способом структурирования шахматных знаний;

– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

– умение находить необходимую информацию;

 – способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

 – умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

 Коммуникативные УУД:

– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

 Регулятивные УУД: 

– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты 

освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:

 – приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

 – владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

 – приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять: 

– правила техники безопасности во время занятий;

 – историю возникновения и развития шахматной игры;

 – имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

 – вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

 – историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист спортсмен;

 – историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

 – приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:

– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;

 – знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

 – уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

 – принимать участие в шахматных соревнованиях.

3.Содержание курса «Шахматы, третий год».

Настоящая программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-соревновательная деятельность». В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры. Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

I. Теоретические основы и правила шахматной игры

История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

Учащиеся узнают историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований.

Основные содержательные линии Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки. Основные содержательные линии Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки.

    Учащиеся узнают шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии. Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

II. Практико-соревновательная деятельность

Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «спёртый мат».

Учащиеся расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Учащиеся умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Участие в школьном спортивно-шахматном празднике.

     Учащиеся осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

4. Учебно-тематический план

3-й год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

1

Тактические комбинации и приёмы (повторение)

2

Тактический приём

7 ч.

25 – 30 минут на каждом занятии

7 ч.

3

Основы дебюта.

8 ч.

8 ч.

4

Основы эндшпиля.

9 ч.

9 ч.

5

Обобщение.

-

5 ч.

5 ч.

Итого

34ч

           

5.Календарно-тематическое планирование

3 год обучения

№п/п

Название раздела и темы

Дата

Шахматы (34ч)

Тактические комбинации и приёмы (повторение) (5 ч.)

План

Факт

1

Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований.

2

Матование одинокого короля разными фигурами (повторение)

3

Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «ловля фигуры (повторение).

4

Тактические комбинации и приёмы «войной шах» , «открытый шах».

5

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Тактический приём (7 ч.)

6

Тактический приём «завлечение»

7

Тактический приём «отвлечение»

8

Тактический приём «уничтожение защиты»

9

Тактический приём «спёртый мат»

10

Сочетание тактических приёмов.

11

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

12

Борьба за инициативу.

Основы дебюта (8ч)

13

Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля.

14

Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля.

15

Конкурс решения позиций.6 как бы вы сыграли?

16

Шахматный турнир.

17

Шахматный турнир.

18

Шахматный турнир.

19

Шахматный турнир.

20

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план.

Повторение (Основы эндшпиля (9 ч.)

21

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата.

«

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»

23

Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля.

24

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой.

25

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата.

26

Теоретические позиции эндшпиля: ферзь против пешки.

27

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

28

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник- Д.Садвакасов.

29

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник- М.Карлсен.

Повторение (5 ч)

30

Шахматный турнир.

31

Шахматный турнир.

32

Шахматный турнир.

33

Шахматный турнир.

34

Повторение программного материала. Повторение основных вопросов курса. Шахматный праздник.

Материально-техническое обеспечение

Оборудование:

- учебная шахматная доска (большая) с шахматными фигурами;

- наборы для шахматной игры для учащихся (из расчета – 1 набор для 2 учеников);

- презентации о шахматных партиях и фигурах.

Литература

Е.А.Прудников, Е.И.Волкова Шахматы в школе. (третий год обучения) учебник. Москва «Просвещение» 2018г

Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...