Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юый исследователь"
рабочая программа

Хомяк Надежда Атласовна

          Цель реализации программы: создать условия для развития и формирования познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ya-yunyy_isledovatel_4_klass.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1

«Рассмотрено».                                             на   заседании МС     _______________

Протокол №____                                от «___» _______2019г

«Согласовано».                                      заместитель директора                       по УВР   __________________  2019г                                              

Сергеева Е.В.

«Утверждаю».                             Директор МБОУ                          «НОСШ» №1____________ Константинова Л.Н..                     Приказ №___                                      от «__» ___2019г

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Юный исследователь

4-а класс

(2 часа в неделю)

Составитель: учитель

начальных классов

Хомяк Надежда Атласова

                                                                   

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

       Настоящая программа «Юный исследователь» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы  «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», «Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707)

Программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2011г., на основе методических материалов Зиновьева Е.Е. «Проектная деятельность в начальной школе» 2010, Савенкова А.И.  «Методика исследовательского обучения младших школьников».

       Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

           Учебного плана МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; годового учебного календарного графика на текущий учебный год; основной образовательной программы МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; - учебно-методического комплекса

        Программа курса «Юный исследователь» изучается в течение всего обучения, рассчитана на 232 часа: в 1 классе 1 час в неделю-28 ч, во 2- 4 классах по2 часа- 68 ч.

          Цель реализации программы: создать условия для развития и формирования познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа позволяет реализовать культурно-исторический системно-деятельности подход, который   отражен в следующих задачах:  

  • разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
  • развитие в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
  • формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;
  • приобретение учащимися знаний о способах поиска необходимой для исследования информации, обработки полученных результатов и их презентации; 
  • овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, познавательной, информационной, коммуникативной, социальной.

       

Планируемые результаты изучения курса

В результате изучения курса «Я - Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

  • У выпускника будут сформированы:
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неспешности вне учебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследовательской работы;
  • метод исследования: анкетирование, моделирование;
  • основы работы с компьютером;
  • что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
  • способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
  • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  • пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
  • осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
  • Способы проверки результатов освоения программы.
  • В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов.

Содержание программы

Настоящая программа включает в себя три основных раздела: «Проектно-исследовательская работа», «Творческая работа», «Культурно-образовательная работа».

 Проектно-исследовательская работа

Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации, формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.

Творческая работа

Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности.

Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними. Расширение информационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флеш-накопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word.

Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Wordпо созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу. Назначение графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях Photoshop(Фо-тошоп). Работа с фотографией в Paint(декорирование). Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр веб-страниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Веб-дизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице .

Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.

Культурно-образовательная работа

Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие. Правила поведения в музее.

Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.

4.Тематическое планирование  

п/п

Тема

Количество часов

теоретических

практических

всего

1

Юный исследователь

34

34

68

Итого

34

34

5.Календарно-тематическое планирование  

№п/п

Название раздела и темы

Дата

План

Факт

Юный исследователь (68 часов)

1

Вводное занятие. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

2

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

3

Что я думаю о своих способностях?

4

Анкетирование «Мои предпочтения». Хобби. Увлечения.

5

Культура мышления.

6

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

7

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

8

Практическая работа.

9

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

10

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

11

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы

12

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем.

13

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы

14

Работа над актуальностью выбранной проблемы.

15

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

16

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

17

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

18

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

19

Предмет и объект исследования.

20

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

21

Предмет и объект исследования.

22

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

23

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования

24

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

25

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала

23

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

27

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала

28

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

29

Наблюдение и экспериментирование

30

Эксперимент с микроскопом, лупой.

31

Наблюдение и экспериментирование

32

Эксперимент с микроскопом, лупой.

33

Особенности проведения теоретических исследований.

34

Практическая работа.

35

Особенности проведения эмпирических исследований.

36

Практическая работа.

37

Техника экспериментирования

38

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

39

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования

40

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

41

Что такое парадоксы

42

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

43

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

44

Работа на компьютере – создание презентации.

45

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

46

Составление плана выступления.

47

Проект-свободный выбор «Они защищали Родину»

48

Составление портфолио проекта

49

Проект-свободный выбор «Они защищали Родину»

50

Индивидуально-групповая практическая работа над проектом.

51

X школьная научно-практическая конференция

52

Практическая работа над проектом

53

Поселковая ученическая конференция «Юный исследователь - 2018»

54

Практическая работа над проектом

55

Районный конкурс экологических проектов «Человек на Земле»

56

Практическая работа над проектом

57

Районная ученическая краеведческая конференция «Родной наш край – люби, исследуй, изучай»

58

Практическая работа над проектом

59

Защита исследования перед одноклассниками

60

Выступление с проектами перед одноклассниками.

61

Выступление на школьном конкурсе «Первые шаги в науку»

62

Презентация проекта

63

Анализ исследовательской деятельности

64

Анализ исследовательской деятельности. Выводы

65

Мониторинг исследовательской работы.

66

Мониторинг исследовательской работы.

67

Итоговое занятие.

68

Можно ли летом заниматься исследованиями?

Материально-техническое обеспечение

технические средства обучения:

классная доска, персональный компьютер,

принтер,

мультимедийный проектор,

демонстрационные пособия,

экранно-звуковые пособия,

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Электронные ресурсы:

1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.

com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального

общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]

http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова

[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Информационно-методическое

  1. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 3

класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

  1. . Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.
  2. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
  3. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

  1. 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.
  2. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
  3. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное

образование». - 2000, №7

  1. А.А.Плешаков, М.Ю.  Новицкая. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Перспектива»1-4 классы. М.: Просвещение, 2011. -86с.

Для учащихся:

  1. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. –
  2. М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,
  3. проектируем, создаём/
  4. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая
  5. погода», 2007. - 159с.
  6. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- исследователь" 1-4 класс

Программа "Я- исследователь" предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель ...