Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
рабочая программа (2 класс) по теме

Левина Ирина Николаевна

Программа для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled_2_kl.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НЕПЕЦИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КОЛОМЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

УТВЕРЖДАЮ:

        Директор МОУ Непецинской СОШ

__________________ /Кадацкий В. И./

31.08.2012 год

                                                                                          

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Я – исследователь» (клуб) во 2-а классе

(базовый уровень)

Составитель: Левина Ирина Николаевна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории

2012 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлена на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» (Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова / Сост. Е. Н. Петрова. – Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров», 2011).

Муниципальное общеобразовательное учреждение Непецинская средняя общеобразовательная школа реализует тему «Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса» и   ставит своей целью создать оптимальные условия для доступности качественного образования, развития личности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями, для их успешной социализации, поэтому я считаю целесообразным весь процесс обучения построить на сотрудничестве учитель – ученик, ученик – ученик.

Для реализации поставленных задач стараюсь внедрять технологию личностно-ориентированного обучения, рефлексивную деятельность учащихся.

Основное содержание программы.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлена на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» (Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова / Сост. Е. Н. Петрова. – Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров», 2011) в соответствии:

  1. с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
  2. с возможностями УМК, Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова / Сост. Е. Н. Пертова. – Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров», 2011
  3. с письмом от 12 мая 2011 года № 03-298 (Министерство образования и науки Российской Федерации) «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  4. с приказом от 22 сентября 2011 года № 2357 (Министерство образования и науки Российской Федерации) «Внесение изменений в Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»
  5. с приложением к письму Министерства образования Московской области от 12 сентября 2012 года № 9542 – 08о/07: методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального общего образования»
  6. с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Требования к планируемым результатам

изучения программы.

Требования к уровню подготовки обучающихся соответствуют требованиям изложенным в авторской программе А. И. Савенкова «Я - исследователь» (Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова / Сост. Е. Н. Петрова. – Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров», 2011)

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Я – исследователь»

 для 2-а класса на 2012-2013 учебный год.

Номера

уроков

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий) по теме.

Плани-

руемые

сроки прохож-

дения

Скорректи-

рованные

 сроки прохож

дения

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

Тренинг – 17 часов

1 час в неделю

1

Научные исследования и наша жизнь

Самые интересные

научные открытия, использующиеся в нашей жизни.

Р принимать и сохранять учебную задачу;

П осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

К допускать существование различных точек зрения;

 учитывать разные мнения, стремиться к координации;

положительное отношение к исследовательской деятельности;

2

Методы исследования

Тренировка в использовании

методов исследования в ходе изучения доступных объектов

(вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Р принимать и сохранять учебную задачу;

П использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

К формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

3

Наблюдение и наблюдательность

Информация об открытиях, сделанных преимущественно на

основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для

наблюдения (телескопы, микроскопы и др.).

Р учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

П высказываться в устной и письменной формах;

К формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;

4

Эксперимент – познание в действии

Планирование и проведение

экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Р осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

П ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

К соблюдать корректность в высказываниях;

 задавать вопросы по существу;

ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

5

Гипотезы и провокационные идеи

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем

они похожи и чем отличаются.

Р вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

П владеть основами смыслового чтения текста;

К использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

6

Анализ и синтез

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез.

Р выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

П владеть основами смыслового чтения текста;

К использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

7

Как давать определения понятиям

Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Р принимать и сохранять учебную задачу;

П анализировать объекты, выделять главное;

К соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

8

Планирование и проведение наблюдений

и экспериментов

Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Р учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

П осуществлять синтез (цело из частей);

К учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

9

Наблюдение и экспериментирование

Практические задания на развитие умений наблюдать

и экспериментировать

Р осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

П осознанно и произвольно строить сообщения в устной

и письменной форме;

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

К соблюдать корректность в высказываниях;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

10

Основные логические операции

Практические задания по темам: как давать определения

понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Р различать способ и результат действия;

П фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

К задавать вопросы по существу;

 использовать речь для регуляции своего действия;

положительное отношение к исследовательской деятельности;

11

Гипотезы и способы их конструирования

Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Р проявлять познавательную инициативу;

П осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

К задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

положительное отношение к исследовательской деятельности;

12

Искусство задавать вопросы

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы

Р вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

П видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи

К соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;

широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные

и внешние мотивы;

13

Учимся оценивать идеи, выделять главное

и второстепенное

Знакомство с «матрицей по оценке идей».

Р осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

П оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

К использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;

14

Ассоциации и аналогии

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».

Р различать способ и результат действия;

П строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие;

устанавливать аналогии;

К контролировать действия партнера;  владеть монологической и диалогической формами речи.

ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

15

Суждения, умозаключения, выводы

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы.

Р принимать и сохранять учебную задачу;

П  строить рассуждения об объекте;

 обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

 подводить под понятие;

 устанавливать аналогии;

К контролировать действия партнера;

 владеть монологической и диалогической формами речи.

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

16

Искусство делать сообщения

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Р осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

П устанавливать причинно-следственные связи;

К учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

выраженной познавательной мотивации;

17

Как подготовиться к защите собственной

исследовательской работы

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита»,

«Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы»

Р адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

П проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

К учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

устойчивого интереса к новым способам познания;

Исследовательская практика – 11 часа

18

Как выбрать тему собственного

исследования

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственно_

го исследования.

Р принимать и сохранять учебную задачу;

П осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

К допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

положительное отношение к исследовательской деятельности;

19

20

21

Индивидуальная работа по планированию и

проведению самостоятельных исследований

Каждый ребенок  имеет рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи

он должен решать.

Р учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия;

П использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

К формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться, приходить к общему решению;

широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

22

23

Коллективная игра-исследование

Разработать собственный сценарий.

Р самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

П высказываться в устной и письменной формах;

К учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;

24

25

26

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных

исследований

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог

проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими

в микрогруппах или индивидуально.

Р преобразовывать практическую задачу в познавательную;

П ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

К аргументировать свою позицию и координировать ее

с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

27

Семинар

Представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Р адекватно воспринимать оценку учителя;

П владеть основами смыслового чтения текста;

К с учетом целей коммуникации достаточно полно

и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Мониторинг – 6 часов

1 час в неделю

28

29

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Р принимать и сохранять учебную задачу;

П анализировать объекты, выделять главное;

К допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

положительное отношение к исследовательской деятельности;

30

31

32

Индивидуальная работа (подготовка

к защите результатов собственных

исследований)

Планирование собственного выступления. Подготовка

текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

Р учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

П осуществлять синтез (целое из частей);

К осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

33

34

Защита собственных исследований

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

Р самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

П владеть основами смыслового чтения текста;

К адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

интерес к новому содержанию и новым способам познания; способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Итого : 34 часа

Перечень научно-методического обеспечения.

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Савенков А. И. Я исследователь : Рабочая тетрадь для младших школьников. – 3-е изд. – Самара : Издательский дом «Фёдоров» : Издательство «Учебная литература», 2011

Савенков А. И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. – Самара : Издательский дом «Фёдоров» : Издательство «Учебная литература», 2012

Савенков А. И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. – 2-е изд. – Самара : Издательский дом «Фёдоров» : Издательство «Учебная литература, 2012

Савенков А. И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. – Самара : Издательский дом «Фёдоров» : Издательство «Учебная литература», 2011

  1. Специфическое сопровождение (оборудование)

* классная доска ;

* мультимедийный проектор ;

* экспозиционный экран ;

* компьютер;

* сканер;

* принтер лазерный. 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

учителей начальных классов

№1 от 30.08. 2012г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

_____________/Орлова Е. А/

31.08.2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....

Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я-исследователь". Планы работы по организации научно-исследовательской деятельности.

Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я - исследователь". Планы работы по организации ...