Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
рабочая программа (1 класс) на тему

Филиппычева Оксана Георгиевна

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Истра

УТВЕРЖДАЮ:

   Директор МОУ «СОШ №2» г. Истра________________

_____________________________ Расшифровка подписи

           01.09.2014 г. Приказ № ____                               дата

М.П.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности  

« Я- исследователь».

1 класс

Учитель: Филиппычева Оксана Георгиевна.

2014-2015 г.

   

Пояснительная  записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , разработана на основе методических рекомендаций        А.И. Савенкова « Методика исследовательского обучения младших школьников»- г. Самара: «Учебная литература», 2004 г.

На курс «Я- исследователь» отводится  2 часа в неделю. Программа курса рассчитана на 66 часов в год ( 1 класс).  Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».

   Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

  Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-х классов Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различных направлений.

 Курс « Я - исследователь» носит развивающий характер. Занятия разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.  Проектно- исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я - исследователь» имеет отличительные особенности:

  - имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  -в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

  -проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

  -проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных универсальных действий;

  -проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  -в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  -реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей, одаренности в различных видах деятельности.

   Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент- работа над темой - это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

         Второй компонент- работа над проектами - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта).

        Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.

       Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.

Этапами внеурочной проектной деятельности являются:

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4.Реализация проектов.

5. Презентация.

  Выбор темы.  Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.

Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы:  географический аспект,  исторический аспект, культурный (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.)

   Сбор сведений.  Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе - направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет (книга,  фильм); организация (музей, библиотека, предприятие); мероприятие (экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте - в картотеке или в тематической энциклопедии.

   Выбор проектов.   После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты . Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.

  Реализация проектов.  На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

  Презентация.  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы « самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты.

  Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т д.).

 К представлениям можно отнести:

- спектакли (в том числе кукольные);

- концерты;

- устные журналы (аналоги телепередач);

- викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);

- показ моделей одежды.

 К изготавливаемым изделиям можно отнести:

- тематические выставки рисунков, поделок;

- газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

- видеожурналы и видеофильмы.

Основными  принципами программы можно считать:

Принцип системности. (Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом).

Принцип гуманизации. (Уважение к личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей).

Принцип совместной деятельности детей и взрослых. (Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении)

Принцип обратной связи. (Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией, совместно с учащимися необходимо обсудить что получилось, а что нет, изучить их мнение).

          Принцип успешности. (И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.)

     Принцип стимулирования. (Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.)

 Главная цель программы: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных  способностей. Целью  является и  формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

 Задачи:

   - познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  - мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  -прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  - прививать интерес к исследовательской деятельности.

     - развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа , методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,  необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.

Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является организация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

               В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели)

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия.

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Программа представлена четырьмя блоками:

  1. Введение ( 2 часа)
  2. Учимся делать проекты( 26 часов)
  3. Мы- исследователи (33 часа)
  4. Анализ исследовательской деятельности (5 часов)

Учебно-тематический план на год.

N п\п

Содержание программы

Всего часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1.

Введение

2

2

-

2.

Учимся делать проекты

26

24

2

3.

Мы- исследователи

33

33

-

4.

Анализ   исследовательской деятельности

5

5

-

Итого:

66

64

2

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Блок 1. Введение. ( 2 часа)

« Что такое проект?», « Что такое исследование?» - учащиеся  знакомятся понятием « проект», у них формируется  интерес к исследовательской деятельности через знакомство с различными работами учащихся начальной школы; знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, умение находить значимые личностные качества исследователя.

Блок 2. Учимся делать проекты (26 часов)

« Что такое проблема?», « Наблюдение как способ выявление проблем», « Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы», «Как мы познаем мир», «Как выбрать тему исследования», « Как задавать вопросы?», « Удивительный вопрос»,  « Школа почемучек», « Постановка вопроса( поиск гипотезы). Формулировка предположения

( гипотезы)»,

« Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умения задавать вопросы», « Учимся выбирать дополнительную литературу», « Учимся выделять главное и второстепенное. Схемы», « Составление аннотации к прочитанной книге», « Совместное или самостоятельное планирование практического задания», « Обоснованный выбор способа выполнения задания»,

« Методика проведения самостоятельных исследований», « Коллективная игра-исследование».

                 В  данном разделе учащиеся знакомятся с понятием «проблема», учатся  увидеть проблему, развивают умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект со всех сторон. Развивают наблюдательность и  умение находить предметы по их описанию, назначению, др.  

               Знакомятся  со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира.  

                Происходит развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

               Знакомятся с  понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

               Знакомятся  понятием « источник информации» ( библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильм, ресурсы Интернета). Учатся строить схемы, составлять карточки по прочитанной книге.

                Учатся  составлять план для выполнения задания (алгоритм),  формируют умение мотивировать свой выбор,  отстаивать свою точку зрения.

Блок 3.  Мы- исследователи.( 33 часа)

« Почему мы любим встречать Новый год», « Алфавит», « Эти важные буквы ПДД»,  «Моя семья»,  «Игры наших дедушек и бабушек», « Растения», « Симметрия вокруг нас», «Сказки».

- индивидуальные и коллективные творческие работы по заданным  направлениям.

Блок 4 . Анализ исследовательской деятельности.( 5 часов)

« Что мы узнали и чему научились за год», «Выставка творческих  работ как средство стимулирования проектной деятельности», « Моя лучшая работа».

В данном разделе происходит систематизация  и обобщение  знаний  детей по курсу  «Я- исследователь»,   рефлексия изученного за год, отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

Материально-техническое обеспечение курса.

УМК

1.. Методические рекомендации А.И. Савенкова « Методика исследовательского обучения младших школьников».

Пособия для учителя

1.. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2011

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя .Москва, «Просвещение», 2010

3.Воронцов А.Б., Заславский В.М. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. Москва «Просвещение»,2011.

4.Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточником. ММ: Издательский центр «Академия», 1999

Электронные ресурсы

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  3. А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
  6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
  7.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
  8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
  9. Интернет-журнал «Затеево» http://zateevo.ru/

Оборудование учебного кабинета:

  1. Посадочные места по количеству обучающихся (30 человек);
  2. Рабочее место преподавателя;
  3. Комплект учебно-наглядных пособий;
  4. Комплект обучающихся видеофильмов и программ по темам.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  2. Телевизор

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Решаемые проблемы

Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Понятия

Основное содержание

УУД:

Регулятивные(Р) Познавательные

( П) Коммуникативные

( К)

Личностные

результаты

ВВЕДЕНИЕ ( 2 часа)

1.

« Что такое проект?»

1

Знакомство с понятием «проект»

Проект, проблема, информация, презентация

Знакомство с понятием «проект», знакомство с различными работами учащихся начальной школы. Презентация исследовательских работ учащихся.

Р.- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

П.- осознанно и произвольно строить ответы в устной форме.

К.- задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

формулировать собственное мнение .

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

01.09-05.09

2.

« Что такое исследование

1

Обозначить знания , умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, определить личностные качества исследователя.

Исследовательский поиск, исследовательские способности.

Беседа о знаниях, умениях и навыках, необходимых в исследовательском поиске, о путях развития исследовательских способностей, о значимых личностных качествах исследователя.

Р.-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

П.- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К.- координировать свои усилия с усилиями других.

Развитие познавательных навыков учащихся.

01.09-05.09

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ПРОЕКТЫ (26 часов)

3.

« Что такое проблема?»

1

Научиться выявлять проблему, исследуя объект.

Проблема, объект исследования

Ознакомление с понятием «проблема», развивать умение увидеть проблему и изменять свою точку зрения на материале игры

« Посмотри на мир чужими глазами.»

Р.- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

П.- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К.- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности.

08.09-12.09

4-5

« Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы»

2

Научиться выявлять проблему, исследуя объект.

Проблема, объект исследования

Продолжение ознакомления с понятием «проблема», развивать умение увидеть проблему и изменять свою точку зрения на материале игры

« Посмотри на мир чужими глазами.»

Р.- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

П.- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К.- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности.

Развитие речи учащихся.

08.09-12.09

 

15.09-19.09

6-7

 « Наблюдение как способ выявление проблем»

2

Развитие наблюдательности.

Свойства предметов

( размер, цвет , форма, материал, назначение), описание предмета.

Игра « Поиск», оказывающее влияние на развитие наблюдательности.Определение правил игры

( умение находить предметы по их описанию, назначению), проведение игры.

Р.-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П.- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

К.- задавать вопросы,

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение.

Формирование умений самостоятельно конструировать свои знания .

15.09-19.09

22.09-26.09

8.

«Как мы познаем мир»

1

Познакомиться со способами познания окружающего мира.

Наблюдение , эксперимент, опыт.

Наблюдение и эксперимент- способы познания окружающего мира. Примеры простейших экспериментов, опытов. Наблюдение за изменением природы осенью.

Р.- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

К.-. задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Формирование

чувства прекрасного и эстетические чувства на основе беседы об осенней природе и иллюстраций по теме.

22.09-26.09

9-10

«Как выбрать тему исследования?»

2

Научиться выбирать тему будущего исследования.

«Тема исследования», интерес, увлечение.

Задания на развития речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности « Что перепутал художник?»

Р.- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

П.- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, строить логическое рассуждение.

К.- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Развитие речи, логического мышления, наблюдательности.

29.09-03.10

11-12

« Как задавать вопросы?»

2

Научиться выбирать вопросы по теме исследования.

Вопрос, ответ, гипотеза, прогноз, работа в парах, в группах.

                                   

Беседа о том, что такое вопрос, видах вопросов. Игра

« Угадай , о чем я спросил..»

« Угадай, кто и что». Упражнения на обстоятельства и упражнения , предполагающие обратные действия. Игра « Найди причину». Обсуждение правил совместной работы . Работа в парах.

Р.- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

П.-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

К.-задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления,

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

13.10-17.10

13.

« Удивительный вопрос»

1

Развить умение ставить вопросы для решения существующей проблемы.

20.10-24.10

14.

« Школа почемучек»

1

Развитие умения прогнозировать.

20.10-24.10

15.

« Постановка вопроса( поиск гипотезы). Формулировка предположения

( гипотезы)»

1

Научиться выявлять причину и следствие.

27.10-31.10

16.

« Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умения задавать вопросы»

1

Продолжать учиться выдвигать гипотезы и ставить вопросы.

27.10-31.10

17-18

« Учимся выбирать дополнительную литературу»

2

Научиться выбирать литературу по теме.

Источник информации(беседа, экскурсия, книги, видеофильм, библиотека, ресурсы Интернета)

Знакомство с понятием

« Источник информации», работа с энциклопедиями и словарями. Экскурсия в библиотеку.

Р.- различать способ и результат действия, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации .

П.- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета.

К.-задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Воспитание основных моральных норм поведения. Воспитание бережного отношения к книге. Формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию.

03.11-07.11

19-20

« Учимся выделять главное и второстепенное»

2

Научиться выделять в теме главное и второстепенное.

Главная мысль.

Практическая работа

« Маркировка текста». Составление сводной таблицы.

Р.- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

П.- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ

К.- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

10.11-14.11

21-22

« Составление аннотации к прочитанной книге»

2

Научиться выбирать книги по интересу и рекомендовать ее для прочтения другим.

«Аннотация», « рекомендация»,

« Анкета»

Выбор книги по интересам

( предварительно прочитанную), составление карточек по прочитанной книге.

Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

П.- строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К.- формулировать собственное мнение и позицию

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Воспитание чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

24.11-28.11

23-24

« Совместное или самостоятельное планирование практического задания»

2

Научиться составлять план для выполнения задания.

План, алгоритм, рассказ.

Рассматриваем серию картинок, определяем логическую последовательность событий, делим на части, придумываем название каждой части- план. Составление предложений в соответствии с планом ( а парах или группах), рассказ .

Р.- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять пошаговый контроль по результату.

П.- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

К.-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия,

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

способности к самооценке на основе  успешности внеурочной деятельности;

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; развитие речи учащихся.

01.12-05.12

25-26

« Обоснованный выбор способа выполнения задания»

2

Научиться делать мотивированный выбор, отстаивать свою точку зрения и приводить аргументы.

Задание группе,  экскурсия, точка зрения, аргумент.

Знакомство учащихся с зимними изменениями в природе на материале презентации  

« Природа зимой», подготовка к экскурсии ( беседа, цели и задачи, правила поведения на экскурсии, деление на группы для выполнения заданий). Проведение экскурсии, выполнение заданий по группам. Подведение итогов- отчет групп о своих наблюдениях.

Р.- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

П.- уточнить понятия  о зимних изменениях в природе, учиться вести наблюдения и фиксировать их; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К.- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Формирование основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

08.12-12.12

27-28

« Методика проведения самостоятельных исследований»

« Коллективная игра-исследование»

2

Формирование представление детей о рабочих профессиях, развитие творческого воображения детей.

Завод, фабрика, профессии

Подготовка к игре на материале презентаций о людях различных специальностей, о работе заводов и фабрик, беседы о труде рабочих, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций. Полученные знания закрепляются с помощью рисования на тему, лепки и конструирования.

Р.- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

П.- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; формирование представлений о рабочих профессиях.

К.- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;

Воспитание уважения и положительного отношения к рабочим профессиям.

15.12-19.12

МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ. ( 33 часа)

29-32

« Почему мы любим встречать Новый год»

4

Привить любовь к традициям русского народа.

Традиция, сувенир.

Беседа об истории праздника Новый год, о том , как встречают Новый год в разных странах. Мастерская Деда Мороза. Подготовка к Новогоднему концерту. Выступление.

Р.- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

П.- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

К.- проявлять эмоциональную отзывчивость, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

22.12-26.12

12.01-16.01

33-36

« Алфавит»

4

Систематизация знаний детей о знакомых буквах. Знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей.

Буквы, алфавит, азбука, каталог, выставка.

Беседа об истории русской азбуки, организация выставки книг в алфавитном порядке. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Р.- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

П.- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

К.- задавать вопросы

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Развитие творческих способностей учащихся.

 Воспитание чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

19.01-23.01

26.01-30.01

37-39

« Эти важные буквы ПДД»

3

Обобщение знаний учащихся о правилах дорожного движения, видах дорожных знаков.

Дорожные указатели, дорожные знаки, перекресток, регулировщик движения.

Беседа на материалах презентаций и сюжетных картинок о правилах дорожного движения. Работа в группах. Практическая работа

«Предупреждающие, запрещающие и информационно-указательные знаки». Презентация своей работы.

Р.- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

П.- строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К.- формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Формирование общих для всех этических правил и норм поведения.

02.02-06.02

09.02-13.02

40-43

«Моя семья»

4

Формирование понятия «семья».

Семья, родственники, члены семьи, генеологическое древо.

Беседа о семьях древних славян, разгадывание ребуса с ответом «Семья», рассказы о составах семей детей по фотографиям, коллективное  составление модели семьи с помощью цветика-семицветика , оформление семейного древа.

Р.- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П.- строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий.

К.-  формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Воспитание правильного социального поведения, положительного отношения к семейным ценностям.

09.02-13.02

24.02-27.02

02.03-06.03

44-47

«Игры наших дедушек и бабушек»

4

Познакомиться с традиционными играми народов России.

Русская народная игра. Правила игры. Действующие лица.

Разучивание правил игр. Отработка игровых приемов

 ( разучивание слов песенки, ролевых действий ). Выбор действующих лиц. Проведение игр подготовленных детьми.

Р.- запоминать последовательность действий и осуществлять контроль над ней.

П.- познакомиться с правилами игры, понимать заданную задачу и действовать в соответствии с ней.

К.- слушать  и понимать речь, проявлять эмоциональную отзывчивость.

Формирование основных моральных норм поведения во время игр. Формирование положительного отношения к игровой деятельности.

Привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки здорового образа жизни.

02.03-06.03

09.03-13.03

16.03-20.03

48-52

« Растения»

5

Обобщить знания о растениях, о роли растений в жизни человека и животных

Виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

Выбор темы проекта. Осуществление сбора информации по теме, сочинение сказки про растения, оформление проекта. Презентация .

Р.- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.- строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета.

К.-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

16.03-20.03

23.03-27.03

30.03-03.04

53-55

« Симметрия вокруг нас»

3

Знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления.

Симметрия

Беседа на материалах презентаций  о симметричных и ассиметричных фигурах  и предметах, о симметрии в жизни человека . Задания и упражнение на построение симметричных фигур, узоров, рисунков( «Найди пару», « Дорисуй по клеточкам», «Сделай одинаковыми») Игра «Зеркало».

Р.- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия.

П.- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

К.- задавать вопросы

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи, мелкой моторики.

13.04-17.04

20.04-24.04

56-60

«Сказки»

5

Привить интерес к устному народному творчеству на материале сказок.

Виды сказок, театр, инсценировка, спектакль, зритель, слушатель, актер.

Беседа на материале загадок о видах сказок. Выбор темы школьного проекта( Моя любимая сказка, конкурс загадок про героев сказок. Сочиняем сказку).

Театрализация-экспромт. Инсценировка сказки.

Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

П.- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К.- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей, формирование умения различать добро и зло, реализовывать полученные знания в практической деятельности.

20.04-24.04

27.04-01.05

04.05-08.05

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( 6 часов)

61-62

« Что мы узнали и чему научились за год»

2

Систематизация и обобщение знаний детей по курсу « Я – исследователь».

« Я узнал», « Я научился», « Я умею», « Я смогу».

Рефлексия изученного за год, Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ. Награждение за активное участие.

Р.- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

П.- строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме.

К.- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеурочной деятельности;

ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности.

11.05-15.05

63

«Выставка творческих  работ как средство стимулирования проектной деятельности»

1

18.05-22.05

64-66

« Моя лучшая работа»

3

18.05-22.05

25.05-29.05

Согласовано                                                                                                                                                                                                               Согласовано

На заседании ШМО                                                                                                                                                                                     Замдиректора по УР

Учителей начальных классов                                                                                                                                                         ________________________

_________________________                                                                                                                                                 «______» ______________ 2014 г.

«______»______________2014 г.