выступление на педчтениях
статья

Пепеляева Светлана Николаевна

Вытуление на педчтениях на тему: "Формирование читательской компетентности  на уроках литературного чтения у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи  в условиях инклюзивного образования" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedchteniyah.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

 

(слайд № 1)

Тема моего выступления: формирование читательской компетентности на уроках литературного чтения у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи  в условиях инклюзивного образования, поэтому начну с понятий, определенных в статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:  (слайд № 2)

- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

С 2016/2017 по  2019/2020 учебный год в  МБОУ «Тенистовская СОШ» прослеживается динамика роста обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

2016/2017 учебный год

2017/2018 учебный год

2018/2019 учебный год

2019/2020 учебный год

Количество детей с ОВЗ

6

8

10

14

Индивидуально на дому

2

3

4

5

Инклюзивное образование

4

5

6

9

(слайд № 3)

Можно сделать вывод:   в настоящее время в нашей школе актуальна   реализация комплекса мероприятий по внедрению в практику федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ введен в действие с 1 сентября 2016 года.

(слайд № 4)

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ разработан на основе Конституции Российской Федерации  и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ  включает в себя требования к:  

- структуре АООП НОО и их объему;

- условиям реализации АООП НОО;

- результатам освоения АООП НОО.

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным  и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО:

- 1.1 – 1.4 – требования к АООП НОО для глухих обучающихся;

- 2.1 – 2.3 – требования к АООП НОО для слабослышащих, позднооглохших обучающихся;

- 3.1 – 3.4 – требования к АООП НОО  для слепых обучающихся;

-  4.1 – 4.3 – требования к АООП НОО  для слабовидящих обучающихся;

- 5.1 – 5.2 – требования к АООП НОО  для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

- 6.1 – 6.4 – требования  к АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- 7.1 – 7.2 – требования к АООП НОО для обучающихся  с задержкой психического развития;

- 8.1 – 8.4 – требования к АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

(слайд № 5)

В МБОУ «Тенистовская СОШ» в 2019/2020 учебном году в условиях инклюзивного образования реализуются АООП НОО для  обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (5.1 и 5.2), АООП НОО для обучающихся  с задержкой психического развития (7.1).

С 02 сентября 2019 года я возобновила свою педагогическую деятельность в должности учителя начальных классов в классе, в котором  организовано инклюзивное образование обучающегося с ТНР (вариант 5.2).

(слайд № 6)

Вариант 5.2 АООП НОО предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Ребенок имеет общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма.

(слайд № 7)

В системе обучения младших школьников с ОВЗ, в частности с ТНР, на мой взгляд, учебный предмет «Литературное чтение», является самым важным, так как на уроках литературного чтения формируется функциональная грамотность, которая является основой эффективности обучения по другим предметам начальной школы. В чтении содержится коррекционно-развивающий потенциал, позволяющий использовать его в целях преодоления нарушений устной речи, вторичных отклонений в развитии мышления, внимания, памяти, воображения, развития коммуникативно-речевых умений и навыков детей с нарушениями речи.

Учебный предмет «Литературное чтение», приоритетной целью которого является формирование читательской компетентности обучающихся с ТНР, обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

(слайд № 8)

- овладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением;

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации;

- умение выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения информации;

- овладение представлениями о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлениях, понятиях о добре и зле, нравственности.

Сегодня остановлюсь на одном из приоритетных универсальных учебных действий – овладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением.

Работа над формированием осознанного, правильного, беглого, выразительного чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения у детей с ТНР является целенаправленное управление обучением чтению.

Умения осознанно читать и  самостоятельно работать с текстом можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

Эти упражнения направлены на:

- развитие четкости произношения;

- развитие подвижности речевого аппарата;

- создание прочных связей между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, накопление в памяти слогов и слов;

- развитие бокового зрения и отработка прямого взгляда;

- развитие внимания к слову и его частям;

- развитие оперативной памяти, устойчивости внимания;

- развитие гибкости и скорости чтения про себя и вслух;

- развитие восприятия и понимания.

        В начале учебного года передо мной стал вопрос: как обеспечить формирование  приоритетного универсального учебного действия предмета «Литературное чтение» у обучающегося с ТНР? 

(слайд № 9)

Овладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением обучающихся с ТНР условно  разделила на три этапа:

- первый этап: учимся правильно читать;

- второй этап: набираем скорость;

- третий этап: углубляем понимание.

На первом этапе необходимо отработать правильное чтение слов, узнавая все буквы, не путая слоги, умение выделять слова в тексте, определять границу предложения.

Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. Причина ошибочного чтения у учащихся с ТНР заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети  искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием  и осмыслением. Овладение правильным чтением связано с процессами фонематического слуха, звукопроизношения с развитием поля чтения.

У учащихся с ТНР нарушена подвижность и координация органов артикуляции. Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся  правильного чтения является артикуляционная гимнастика. Для правильности чтения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. На втором этапе необходимо наращивать скорость и объем восприятии полученной информации.

Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения скорости необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Упражнения для развития скорости чтения способствуют развитию фонематического слуха, развитию речи, пополнению словарного запаса, способствуют овладению умением читать целыми словами.

Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что основой в чтении выступает понимание – «понимать чтение … составляет главную задачу при обучении грамоте». «Читать — это еще ничего не значит; что читать и понимать прочитанное – вот в чем главное дело» - этим мы занимаемся на третьем этапе.

Индивидуальную работу с обучающимся с ТНР организую во время «пятиминуток чтения». Помощниками выступают обучающиеся класса, которые хорошо читают.

(слайд № 10)

С целью овладения правильным чтением использую следующие упражнения:

1. Упражнение «Окошки» (читаем на одном выдохе  слоги (сколько хватит дыхания), придумываем с ними слова).

БА

ВА

ГА

ДА

ПА

РА

СА

ТА

АБ

АВ

АГ

АД

АП

АР

АС

АТ

2. Упражнение «Веселый попугай» (ребенок должен повторить последний слог слова несколько раз).

Например:  вода-да-да, небо-бо-бо-бо, стена-на-на.

3. Упражнение «Песенка гномов» (гласные звуки поем, тянем как можно дольше на выдохе).

Например:

Люли, люли, та-ра-ра-а-а!

На лугу стоит гора-а-а,

На горе растет дубо-о-к,

А на дубе вороно-о-к.

(слайд № 11)

4. Упражнение «Весы» (чтение пар слов, в которых буквы меняются. Читаем вслух быстро, хорошо проговаривая звуки).

папа – лапа,    корона – корова, ток – кот, сон – нос.

5. Упражнение «Зарядка» (стараемся прочитать скороговорку на выдохе).

Например:

Белые бараны

Били в барабаны.

6. Чтение чистоговорок   шепотом и медленно, тихо и умеренно, громко и уверенно:

Да – да – да – из трубы бежит вода.

До – до – до – на дереве гнездо.

Ду – ду- ду – с мамой я домой иду.

7. Чтение скороговорок с интонацией удивления, весело, грустно и др.

Коси, коса, пока роса.

С целью увеличения темпа чтения  у обучающегося с ТНР применяю следующие упражнения:

(слайд № 12)

1.Чтение слов, записанных разным шрифтом.

ПыЛесос                              СнЕгиРи

МЕвеДь                               КАниКУЛы

2. Постоянное наращивание слова: 

ЛЕС                                           ДОМ

ЛЕСОК                                     ДОМИК

ПЕРЕЛЕСОК                          ДОМИШКО

(слайд № 13)

3. Упражнение «Горки» (предлагается последовательно читать слова, расположенные в виде горки).

УЖ                

НОС                   

РАМА                  

КОШКА                

СОБАКА

РОМАШКА                  

КАРУСЕЛЬ                      

КРЫЖОВНИК    

4.Чтение скороговорок, каждый раз увеличивая темп.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

5. Упражнение «Зачеркнушки» (ребенок читает и зачеркивает определенные буквы (например, А) в течение 1 минуты).

6. Упражнение «Буксир» (читает текст хорошо читающий одноклассник, останавливается, ребенок с ТНР продолжает читать с того слова, на котором остановился одноклассник и т.д.).

7. Упражнение «Марафон» (читаем как можно больше за минуту, потом перечитать то же самое за 30 секунд).

8. Упражнение «Робот» (по команде «Пуск» ребенок начинает читать текст, по команде «Стоп» закрывает глаза, по команде «Пуск» должен найти в тексте место, где остановился,  и продолжить чтение).

Правильность, беглость чтения служит средством для сознательного чтения текста.

На третьем этапе углубляем понимание с помощью следующих упражнений:

(слайд № 14)

1. Упражнение «Сыщик» (что общего в словах и чем они различаются?).

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2.Назови одним словом.

Ворона, воробей, ласточка, синица.

3.Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.

4.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

5.Упражнение  «Найди слово в слове».

Например, смородинка (родина, сок, доска и т.д.).

(слайд № 15)

6.Упражнение «Найди пару».

гусь                                         пищит

утка                                         кудахчет

курица                                    гогочет

петух                                      крякает

цыпленок                               кукарекает

7. Упражнение «Прятки» (среди букв спрятаны слова, их нужно найти, подчеркнуть и прочитать).

ТАРНПУДОРКГМОСТБНКРЦУГЩЦЗМАБЫ

(слайд № 16)

8. Упражнение «Потеряшки» (из букв в квадратах нужно составить как можно больше слов).

Б Л В Р З

Р Т М Л З

Р Г А М К

Л Б Т З Б

Г Ш Л К С

9. Анаграммы (анаграммы-слова, анаграммы-предложения, анаграммы-тексты).

КЁЛН                                СОНСА                       НЯБАРИ                             ШИМАНА

(слайд № 17)

10.Упражнение «Половинки» (ребенок должен догадаться, что за слова написаны, и прочитать слова, текст).

(слайд № 18)

11.Упражнение «Гусеничка» (ребенок читает предложения, текст со слитными словами).

ОДНАКУРИЦАНЕСЛАКАЖДЫЙДЕНЬПОЯИЧКУ

12.Упражнение «Дырки от бублика» (чтение текстов с пропущенными буквами).  

И… РА                                       Г…РА                           М…ША

13.Упражнение «Слово потерялось» (во время чтения текста ребенок должен понять, какое слово пропущено).

14.Упражнение «Умные пазлы» (текст нарезан на отрывки-пазлы, ребенку необходимо собрать пазлы и прочитать восстановленный текст).

Заключение

В каждой  деятельности важен результат.

На начало 2019/2020 учебного года обучающийся с ТНР с трудом мог сливать звуки в слоги, часто путал буквы по оптическому сходству, забывал некоторые из них. Наблюдалась замена, пропуск, перестановка букв. Начинал читать в любом месте страницы. Строку при чтении не удерживал самостоятельно. На вопросы отвечал односложно (1-2 слова), развёрнутый ответ дать не мог. Не умел самостоятельно составлять рассказ,  что-то выучить наизусть.

На конец первого полугодия текущего учебного года ребенок читает по слогам и целыми словами, ответы на вопросы развернуты, составляет распространенные предложения, рассказ по картинке, может самостоятельно выучить небольшие отрывки стихотворений.

Обучающийся с ТНР ведет с помощью одноклассников дневник успеха.

На первый взгляд может показаться, что достижения обучающегося незначительны, но ребенок продвигается в усвоении адаптированной образовательной программы, успешно социализируется в обществе.

Можно сделать вывод: комплекс используемых упражнений и заданий обеспечивает формирование читательской компетентности обучающегося с ТНР, в частности – овладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением.

(слайд № 19)

Свое  выступление  хочу  закончить  словами Сесиль Лупан: «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Список использованной литературы:

1. Грозная Н. «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» (по материалам Международной конференции).

2.Кленицкая И.А. Когда слова диктуют чувства: Кн. Для учителя (из опыта работы) – М.: Просвещение, 1991г.

3. Абдулова Г. Скорочтение для детей, 2017г.

4. Абдулова Г. 200 текстов для обучения скорочтению (тренажер для автоматизации навыка), 2019г.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педчтений " Использование ИКТ в обучении младших школьников "

Презентация создана для доклада на Межрегиональных чтениях по теме " Использование ИКТ  в обучении младших школьников "...

доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»

В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....

Педчтение на тему: "Сочинение - миниатюра"

Краткий доклад о разработке и апробации программы обучения сочинению детей младшего школьного возраста на уроках русского языка через развитие у них творческого воображения....

Росинские педчтения. "Воспитание в семье"

Воспитание ребенка в большей части происходит в семье....

Доклад на педчтения

«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить,а факел, который нужно зажечь».Сократ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....

выступление на НПК,семинарах,педчтениях,проведение мастер- классов.итд

Выступая на различных педсобраниях учитель повышаетт свой профессиональный уровень....