Доклад на педчтения
статья (4 класс) на тему

«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь».

Сократ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedchteniya.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь».

Сократ

Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его социализации.  Для него открывается  мир, полный тайн, загадок, радостей, огорчений, побед и поражений.

Ключевой психологический фактор для развития самостоятельности ребенка семи-одиннадцати  лет – развитие познавательной активности.

Перед школой стоит задача целенаправленного формирования у детей способности и потребности действовать самостоятельно. Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Первое участвует в формировании второго. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Необходимым условием самостоятельности является активность, выступающая как средство реализации потенциала учащегося в достижении цели учения

Исходя из вышеизложенного, я определила цель своей работы:  СЛАЙД 2

«Создание психолого-педагогических условий для успешного развития самостоятельности  ребёнка через развитие познавательной активности».

     Что я, как учитель,  должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная  активность детей стала фактором уверенной самостоятельности  каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у первоклассника  интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас  на протяжении всей его жизни?

Принципиально значимым в работе с детьми считаю расширение традиционных видов деятельности учащихся и обогащение их новым содержанием. В своей работе с целью развития познавательной активности младшего школьника я постоянно использую перечень средств, представленных в  схеме:

СЛАЙД 3

сканирование0003

Поподробнее остановлюсь на каждом из них.

1. Информационно - коммуникационные технологии. Их активное внедрение  на различных уроках в начальной школе позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения  к деятельностному,  при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

     Уроки с использованием ИКТ –  на мой взгляд, один  из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. С использованием  информационных технологий возможно осуществить задуманное, сделать урок современным. Следовательно, ИКТ должно выполнять определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, но ни в коем случае не подорвать здоровье. Информационно-компьютерные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

      Мой кабинет оснащен полным комплектом компьютерного оборудования, что дало мне возможность более тщательно изучить вопрос использования ИКТ на уроках. В результате  на уроках я использую разные формы  применения ИКТ:

  • презентации;
  • тренажёры;
  • физминутки;
  • тесты;
  • развивающие игры;
  • использование ЦОРов;
  • проецирование работ учащихся для анализа или поиска по заданой теме или вопросу;
  • музыкальное сопровождение уроков;
  • урок информатики: от теории – к практике;
  • использование возможностей Интернет сообществ;
  • проектная деятельность.

        Наиболее удачной и распространенной  формой использования ИКТ являются презентации, созданные при помощи программы  Microsoft  Power  Point. В ней могут быть показаны разнообразные моменты урока. Так как ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала и вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.    

КСО      

 Я на своих уроках стараюсь применять эту методику, детям она понятна и приемлема. Выполняя работу в парах, каждый проявляет себя, показывая глубину изучаемого вопроса. Например, мои ученики очень любят составлять словарные диктанты для  друга, потом проверять их  и оценивать работу. Очень эффективна работа в парах по разучиванию стихотворений или таблицы умножения, что помогает вторичному закреплению материала. С удовольствием ребята проверяют и оценивают работу другого, причём каждую поставленную отметку они должны обосновать, зная критерии оценивания, что помогает ребёнку реально оценить и свою деятельность.

      Эта методика  применима  и при подготовке к внеклассным мероприятиям, при проведении классных часов. Например, классный час по теме «Охранять природу – значит охранять Родину» прошёл в форме групповой работы, где каждая группа решала свою задачу. (Задания для групп были определены заранее: 1-ая группа – выяснить всевозможные причины нарушения экологии и возникновения экологических катастроф; 2-ая группа – проанализировать (собрать подтверждающий материал) экологическое состояние нашей местности; 3-я группа – подготовить (разработать) предложения по устранению и предотвращению экологической катастрофы). Ребята поняли, что состояние окружающей среды зависит от каждого из нас.

 Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Виды групповой работы. Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие.

Снежный ком. Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. 7 В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

 Пазлы. Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил. В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

ИГРА Большое значение для развития познавательной активности младшего школьника имеет игра.  В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Стараюсь не приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход  от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Особенно широко использую игры на уроках при обучении первоклассников, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Стараюсь  практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.) и способствуют активной социализации личности участника игры.

Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

. Для развития познавательной активности у учащихся я также использую дифференцированные задания для самостоятельного изучения, которые составляю    по трем уровням:

СЛАЙД 4

Дифференцированные задания

Нормативный  уровень

Компетентный  уровень

Творческий уровень

Задания должны обеспечить обязательное, т. е. установленное    усвоение учебного материала и соответствует оценке «удовлетворительно». Как правило, это задание на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимания.

Задания соответствуют оценке «хорошо»  и должны быть направлены на развитие у учащихся умений обобщать,  распознавать,  применять,   осуществлять. Типовыми для данного уровня являются вопросы:  почему, зачем, как, в чем суть,  как    использовать и задания  типа «приведите пример»,  «составьте опорный  конспект».

       Задания,  соответствующие оценке «отлично», направлены на развитие самостоятельности и  критичности мышления, исследовательских умений,   творческого подхода к изучению учебного материала. Это задания по типу:  сравнить, систематизировать,  найти логическую ошибку,  перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы,  составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме, подготовить или провести беседу или лекцию.

Важнейшая составляющая таких заданий – выбор учеником оценки, на которую он претендует по той или иной теме.

Главный же результат – учебная деятельность перестает быть источником негативных форм психической напряженности и действительно превращается в ведущий тип деятельности учащихся.

Приведу пример  дифференциации домашнего задания  по окружающему миру из своего опыта работы.

СЛАЙД 5

Уровни дифференцированных заданий

По заданию учителя

По выбору ученика

Установка: Оцените полученные знания и выберите себе задание на дом, которое вы бы хотели выполнить (возможные варианты выполнения задания выдаются каждому ученику)

Нормативный

Для всех

стр. 87, № 9.

Поработай на страницах учебника, расскажи родителям, о старинных предметах. Нарисуй рисунок.

Компетентный

Стр. 86, № 4. для Захаровой Т, Игнатовой,  

Поработай на страницах учебника, подготовь к следующему уроку сообщение о предмете, с которым познакомились сегодня на уроке.

Творческого характера

Стр. 86, № 3 для ИвановаД, Петровй И..

Используя дополнительную литературу, приготовь сообщение о старинном предмете, которого нет на страницах учебника.

Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка является исследовательский метод.

Исследовательской работой занимались  как коллективно, так и были   индивидуальные  проекты. Субботин Дмитрий защищал исследовательский проект по теме: «Почему в море легче научиться плавать, чем в реке или бассейне?». Коллективные исследования проведены на уроках Литературного чтения по темам «Устное народное творчество», дети распределяли сказки по заданным закономерностям и были распределены в группы (волшебные, бытовые, сказки о животных). По Окружающему миру учащиеся стараются проводить небольшие, несложные опыты. Как показала практика, после  маленького открытия, сделанного самостоятельно, у детей появляется интерес, желание еще больше узнать.

        Таким образом, развивая познавательную активность учащихся на каждом уроке, на внеклассных мероприятиях, я постепенно создаю условия для того, чтобы каждый ученик почувствовал себя винтиком единого школьного механизма, а впоследствии – гражданином единого российского общества.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Кто-то из великих сказал, что знания, даваемые детям насильно, душат разум.

Цель своей будущей профессиональной деятельности вижу в том, чтобы  находить новые методы и формы работы с детьми,  развивать индивидуальные способности  каждого ученика, воспитывать творчески мыслящую  личность,  способную  адаптироваться в условиях быстро меняющейся  жизни.  И как сказал Дуглас Мэллох:

Если ты не можешь быть широкой дорогой,
Будь узенькой тропинкой.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе.
Только найди свое дело и старайся стать
самым лучшим.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педчтений " Использование ИКТ в обучении младших школьников "

Презентация создана для доклада на Межрегиональных чтениях по теме " Использование ИКТ  в обучении младших школьников "...

доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»

В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....

Педчтение на тему: "Сочинение - миниатюра"

Краткий доклад о разработке и апробации программы обучения сочинению детей младшего школьного возраста на уроках русского языка через развитие у них творческого воображения....

Росинские педчтения. "Воспитание в семье"

Воспитание ребенка в большей части происходит в семье....

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....

выступление на педчтениях

Вытуление на педчтениях на тему: "Формирование читательской компетентности  на уроках литературного чтения у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи  в условиях инклюзивного образования...

Доклад на педчтения (мастер-класс)

Тема: Дидактическая игра как средство формирования функциональной грамотности.Цель мастер-класса: формирование представление у участников мастер-класса о дидактических играх, как о средстве формирован...