«Роль здоровьесберегающих технологий в повышении эффективности образовательного процесса»
консультация (2 класс)

Миронова Марина Николаевна

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx61.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Моготская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района Амурской области

Выступление на МО

 «Роль здоровьесберегающих технологий

в повышении эффективности

образовательного процесса»

Учитель начальных классов

Миронова М.Н.

        Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена.

        Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

        В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

        Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4 – 5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86% учащихся 1 класса и у 93% - старшеклассников.

        Особенность обучения школьников состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова) – но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

        Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, и было в радость?

        В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования идет подготовка к организации здоровьесберегающего образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.

        «… под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье» (Письмо Министерства образования России «О работе экспериментальных образовательных учреждений по направлению «здоровьесберегающие технологии»).

        Несмотря не имеющуюся нормативную базу, в российском образовании пока не сложилась стройная система воспитания здорового ребенка. Существует множество организованных, методических, материально-технических, кадровых и других предприятий для эффективного проведения данной работы в школе. Важнейшей из них является проблема компетенции учреждений образования в сфере охраны здоровья учащихся. Для правильного решения данной проблемы важно разграничивать понятия: «педагогические здоровьесберегающие технологии» и «здоровьесберегающие технологии в образовании». Нередко эти понятия смешиваются, что в итоге приводит к отсутствию научной организации работы по сохранению здоровья учащихся. На основании многолетнего опыта изучения данной проблемы выделяется следующая систематизация здоровьесберегающих технологий, используемых в образовании. Как видно из рисунка (рис. 1), здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее как минимум три составляющие: санитарно-гигиенические, медико-профилактические и педагогические технологии. Таким образом, педагогическое здоровьесберегающие технологии, являющиеся сферой деятельности педагогов, составляют лишь часть данного направления работы в школе, что соответственно и определяет пределы компетенции педагогической здоровьесберегающий деятельности.

        Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Одним из необходимых условий ее эффективности является диагностика потребностей учащихся в гигиеническом воспитании и обучении. При исследовании гигиенической грамотности и образа жизни учащихся младшего школьного возраста следует обратить внимание на следующее: жалобы на здоровье, состояние осанки учащегося, состояние зрения, соблюдение режима дня, питание в семье (однообразно или разнообразно), соблюдение правил личной гигиены, знания о вреде курения.

        От организации гигиенических условий обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья.

Таким образом, ведущим направлением педагогической деятельности по охране здоровья учащихся должно стать гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее их реальные потребности. В условиях начальной школы особое внимание должно быть обращено на снижение «цены» адаптации ребенка к школьному обучению, формирование гигиенических навыков и развитие мотивации к здоровому образу жизни.

                                            Литература:

Т.В. Карасева. Современные аспекты

реализации здоровьесберегающих

технологий // журнал «Начальная

школа». 2005. №11

Е.П. Митина. здоровьесберегающие

технологии сегодня и завтра // журнал

«Начальная школа». 2006. №6.

Рис. 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль компетентностного и деятельностного подхода в повышении эффективности образовательного процесса

Роль компетентностного и деятельностного подхода в повышении эффективности образовательного процесса....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...

Современные образовательные технологии- инструмент повышения эффективности образовательного процесса!

В статье дан обзор современным образовательным технологиям. Технология развития критического мышления, педагогическая мастерская, технология диалогового взаимодействия, которые ориентированы на развит...

Повышение эффективности образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

Данная презентация раскрывает  цель внедрения ИКТ в образовтельный процесс, варианты применения ИКТ, знакомит с образовательными ресурсами, которые можно применять в учебной деятельности....

Выступление на педагогическом совете по теме:" Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса"

Контроль знаний предполагает единство всех его компонентов ( проверки, оценки и учёта) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний учащимися, их качества, так и процесс исправлени...

«Использование ИКТ - технологий на уроках в начальной школе как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса»

В новом тысячелетии мы вступили в информационную эпоху. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, кото...

Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...