Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе
учебно-методическое пособие (4 класс)

Горшкова Надежда Петровна

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_duhovno-_nravstvennoe_vospitanie.docx371.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа - интернат

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска

Доклад на тему:

«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

Подготовила: Горшкова Надежда Петровна,

учитель начальных классов.

G:\Фото школа 2019г\DSC_0675.JPG

2019-2020 уч.год

Тема: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

Слайд 2. В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей.

Слайд 3. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств личности школьника.

Слайд 4. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель.

Слайд 5. Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

-Нравственных чувств

- Нравственного облика

- Нравственной позиции

- Нравственного поведения

Слайд 6. По словам К.Д. Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений».  

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Слайд 7. Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.

 Это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

Слайд 8. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Аристотель писал: «…Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах»

  Слайд 9.  Я работаю с этими детьми уже 5-й год. Из опыта работы могу сказать, что в классе есть дети  из социально-неблагополучных, неполных семей, или из семей, в которых родители, в основном, занимаются работой, созданием материальной базы, а не воспитанием ребёнка.

  Слайд 10. У детей недостаточно сформирована мотивация к обучению, необходимо развивать и корректировать психические процессы: кратковременную и долговременную память, логическое, наглядно-образное мышление,  внимание.

Учащиеся в начальных классах, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

Слайд 11. Продуктивной формой урока может стать ролевая игра. Инсценировка игры учит учащихся анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, отношения, тон и т.д.

Слайд 12. Воспитание духовно-нравственных качеств личности  реализуются  в  следующих видах  деятельности  учащихся:

Познавательная – работа над учебным материалом, включающим в себя фольклорные произведения.
Ценностно-ориентировочная – моделирование различных отношений к языку, культуре, окружающей среде через игровые модели, формирование умения принимать решения в ситуации выбора.
Эстетическая – развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках.
Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием познания

Слайд13. Мероприятия, способствующие формированию духовно- нравственных качеств у обучающихся:

- Классные часы и беседы на темы:  «Урок мира», «День космонавтики», «Герои отечества», «В мире доброты», «Моя малая родина» и мн.др.

Слайд 14,15 Ежегодно готовим с детьми праздник «День матери», на который приглашаем мам и бабушек, готовим для них подарки и поздравления.

Слайд 16.  Проводим уроки мужества и готовим подарки к 23 февраля, участвуем в смотре строя и военной песни(занимаем 1 место ежегодно).

Дети готовят рассказы и рисунки о профессиях своих родителей.

Слайд 17. Конечно же много говорим о победе советского народа в ВОВ, участвуем в выставках работ, рисунков, готовили презентации о своих родственниках, участвовавших в ВОВ.

Ежегодно вспоминаем о погибших в Беслане «День памяти и скорби».

Слайд 18. Занимаемся театральной деятельностью, которая позволяет комплексно воздействовать на развитие всех анализаторов.

Слайд 19. И конечно же знакомимся с бытом, традициями русского народа. Ведь не зная своей истории, истории развития своей страны,  невозможно развиваться самому.

Слайд 20. В.М. Бехтерев писал:

«Целью  всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты».

Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит во всех видах урочной и внеурочной деятельности. Я выбрала следующие  темы для проведения внеурочных мероприятий, вот лишь некоторые из них:
«Спешите делать добро»,

 «Кому легче жить культурному или некультурному человеку?»,

« Россия- родина моя!»,

 «Книга- твой друг и учитель!»,

«Еще раз о товариществе и дружбе»,

 «Вредные привычки. Как от них избавиться?»,

«В дружбе - сила»,

«Люди, на которых хотим быть похожими».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной самообразовательной работы «Влияние духовно – патриотического воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

«Воспитание духовно – патриотической ответственности, достоинства и уважения к формированию дружеских отношений в коллективе».   Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспеч...

Выступление на ШМО на тему: ««Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

laquo;Влияние духовно-нравственного воспитания на формированиедружеских отношений в коллективе»На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честныхи справедливых гражданах. Задача...

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе...

«Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование личностного развития обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)».

в педагогике на протяжении многих лет актуально внимание к культурологическим проблемам  образования,осознается важность духовно - нравственного воспитания....

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе.

Выступление на заседании методического объединения начальных классов...

Воспитание взаимопомощи и дружеских отношений среди подростков

С давних времен человеческому обществу была присуща взаимопомощь: помогать друг другу, заботиться о близких- это позволяло выживать в суровых природных условиях и объединяться в родовые общины. Челове...