Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе.
материал (2 класс)

Чевтайкина Анна Семеновна

Выступление на заседании методического объединения начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_m.o._klassnyh_rukovoditeley.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

(корпус 2)

«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

                                                                                 

                                                                                     Подготовила:  

                                                                                                             учитель начальных классов

                                                                                          Чевтайкина А.С

27.12.2022 г.

Влияние духовно- нравственного воспитания

на формирование дружеских отношений в коллективе.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными. Устройство своей карьеры, стремление к власти, независимо от средств, с помощью которых это достигается. Все это привело к тому, что у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Для настоящего времени в отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, лицемерие, насилие, лживость.

     К ожалению, массово тиражируемая современная литература, телевидение с его ток-шоу и другими развлекательными программами мало уделяют внимания духовно-нравственным устоям человека. Особенно ощутимый вред они наносят, конечно, детям и подросткам, которые, видя на экранах телевизоров бесконечные сцены насилия, жестокости, убийств, начинают это воспринимать не как явления, которых не должно быть в жизни, а как нечто естественное и обыденное. В результате они не понимают, что жизнь - это чудесный дар, который надо беречь и лелеять, и на который никто не имеет права посягать. И поэтому важным направлением школы является возрождение духовных ценностей как основы консолидации общества. Задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир каждого школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью. И соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Благодаря возможностям современных учебников, составленных в соответствии с ФГОС, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Урок и внеклассное мероприятие – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут

переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, побед; огорчения от неудач, ошибок.

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • формирование нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

-формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В вверенном мне классе я работаю второй год. В соответствии с планом воспитательной работы. Ведущей воспитательной задачей для меня  является-формирование личности, способную к самореализации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную, патриотическую, здоровую духом и телом. И, как следствие, - формирование крепкого, дружного классного коллектива.

Важную роль в формировании дружеских отношений у детей играет художественная литература. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Поэтому воспитание дружеских отношений в своем классе я провожу и через учебную деятельность, анализируя произведения, поступки его героев, ребята отличают справедливость от несправедливости, честность от лжи, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни,        уважение        к        старшим. Также        провожу комплекс        внеурочных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию: сформирован орган  ученического самоуправления, где ребята         распределили поручения, связанные с самообслуживанием в классе,        у нас есть традиция класса- праздник «День именинников».        

Главной формой воспитательной работы с учащимися остаётся классный час. Особое требование к классному часу-это активное участие в нём всех учащихся. Ежедневно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, скромности непримиримости к равнодушию и лжи. Тема беседы зависит от возникшей в классе определенной проблемы. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей. Я избегаю общих оценок личности каждого ученика. Считаю, что может быть плох поступок, а не ученик. Поэтому можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Проводятся и тематические классные часы: «День знаний», «Мы помним Беслан», «День Учителя», «Блокада Ленинграда», «День толерантности», «День неизвестного солдата», «День героев Отечества» и другие. Большое значение в воспитательной работе  имеет участие в различных акциях: «Дети России» - антинаркотической направленности, «Неделя добрых дел», «Автобус добра» «Мы рядом»- приуроченная декаде пожилых людей, «Добрые крышечки и сбор отработанных батареек», «Синичкин домик» - помощь пернатым, «Неделя воинской славы», «День Героев Отечества», «Поздравления мам с Днём матери», «Сохраним леса»- сбор макулатуры, «Оформление классных комнат и окон, «Письма и открытки участникам СВО» и т.д. Большое значение имеет и участие в конкурсах и различных мероприятиях, утверждённых планом воспитательной работы: традиционно праздники- 1 сентября, День учителя, Золотая осень, День матери, Новый год. Это что касаемо первого полугодия. С начала учебного года в духовно-нравственном воспитании появилось новое направление – поднятие государственного флага с началом учебной недели и исполнение гимна, курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Темы занятий приурочены  к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам,  годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры.  

Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России».

           Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.

            В течение года обучающиеся под руководством учителей принимают участие в коллективных творческих делах разных направленностей и достигнут звания «Орлёнок» в 7 треках. 1-е классы (начало реализации Программы – сентябрь 2022 года. Участие в треках начнётся со II четверти):

  • Вводный орлятский урок;
  • «Орлёнок – Эрудит»;
  • «Орлёнок – Доброволец»;
  • «Орлёнок – Мастер»;
  • «Орлёнок – Спортсмен»;
  • «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»;
  • «Орлёнок – Эколог»;
  • «Орлёнок – Лидер».

2-4 классы (начало реализации Программы  с октября 2022 года):

  • Вводный орлятский урок;
  • «Орлёнок – Лидер»;
  • «Орлёнок – Эколог»;
  • «Орлёнок – Эрудит»;
  • «Орлёнок – Мастер»;
  • «Орлёнок – Спортсмен»;
  • «Орлёнок – Доброволец»;
  • «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». По проведённым  занятиям учитель в личном кабинете в конце месяца отправляет фотоотчёт. По итогам проверки учащиеся и педагог получают  именные сертификаты об участии в программе развития социальной активности «Орлята России».

     В завершении своего выступления хочу вспомнить немецкого педагога А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его

отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной самообразовательной работы «Влияние духовно – патриотического воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

«Воспитание духовно – патриотической ответственности, достоинства и уважения к формированию дружеских отношений в коллективе».   Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспеч...

Выступление на ШМО на тему: ««Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

laquo;Влияние духовно-нравственного воспитания на формированиедружеских отношений в коллективе»На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честныхи справедливых гражданах. Задача...

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе...

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе...

«Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование личностного развития обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)».

в педагогике на протяжении многих лет актуально внимание к культурологическим проблемам  образования,осознается важность духовно - нравственного воспитания....

Презентация к уроку педагога - психолога по формированию дружеских отношений и профилактики конфликтов в начальной школе "Хочу дружить!"

В материале представлена презентация к уроку педагога - психолога по формированию дружеских отношений и профилактики конфликтов в начальной  школе...