Программа "Юный математик"
рабочая программа (4 класс)
На данной странице размещены программы "Юный лингвист", "Юный математик"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.53 КБ | |
| 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Юный математик»
для учащихся 4-ых классов
на 2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, составлена на основе программы М.И. Моро, в соответствии с учетом образовательных потребностей, запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения (образовательная программа «Школа России»).
Цель программы – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи:
- организация специального психолого-педагогического пространства для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей;
- формирование практических умений поиска, восприятия, воспроизводства информации и помощь в систематизации полученных знаний по школьным курсам математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения;
- развитие творческого мышления, воображения учащихся.
Данная работа направлена на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка в рамках реализации ФГОС НОО и адресована обучающимся 4 классов. Он не имеет чётко заданной предметной направленности, а является межпредметным (интегрированным). Система заданий по подготовке к олимпиадам позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии, умений исследовательской работы, коммуникативных качеств, самостоятельности. Проводятся 1 раз в неделю – 34 занятия в год.
Срок реализации 2018-2019 учебный год.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Введение в тему.
Математические игры, лабиринты, кроссворды. (15 часов)
Знакомство с понятием «изменение». Естественные (природные), и искусственные изменения. Изучение разнообразных примеров природных и искусственных изменений. Использование различных источников информации для нахождения фактов. Классификация примеров изменений по их происхождению.
Раздел 2. Всё течёт, всё изменяется (10 часов)
Знакомство с понятиями «факт», «гипотеза», «доказательство». Многообразие изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Причины изменений в природе, обществе, вещах. Знакомство с разнообразными источниками информации и способами её нахождения. Постановка исследовательских вопросов с помощью приёма ключевых слов. Анализ приёмов изменения – способов, которыми пользуется человек для создания нового. Изучение разнообразных источников информации, проведение наблюдений с целью поиска разнообразных фактов изменений и их причин.
Раздел 3. Полезные и вредные изменения (5 часов)
Полезные и вредные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь между полезными и вредными изменениями. Введение понятий «критерий» и «критериальная оценка». Оценка с помощью выделенных критериев различных примеров изменений в природе, обществе, вещах как полезных или вредных. Открытые и закрытые вопросы. Способы постановки открытых вопросов. Изучение разнообразных источников информации о природе и обществе.
Раздел 4. Одно изменение влечёт за собой другое (4 часа)
Связь одних изменений с другими. Изучение последовательности изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Проведение опытов и наблюдений для выявления связи одних изменений с другими (установление причин изменений). Изучение различных источников информации о природе и обществе.
Методы диагностики результативности занятий
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем.
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы.
Ожидаемые результаты:
Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
Создание системы работы с одаренными детьми.
Разработка и апробация новых видов занятий для работы с одаренными детьми.
Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Основные направления деятельности:
- подготовка к участию в предметных олимпиадах разного уровня;
- подготовка к участию во Всероссийских и Международных игровых конкурсах.
Для реализации данной программы предполагаются следующие формы работы:
- занятия продолжительностью 40 минут;
- олимпиады;
- конкурсы.
Календарно- тематический план
№ | Тема занятия | Дата | |
план | факт | ||
1. | Числа и операции над ними. |
|
|
2 | Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды. |
|
|
3 | Из истории чисел. Арифметика каменного века. |
|
|
4 | Нахождение суммы ряда чисел. |
|
|
5 | Интересные приемы устного счета. |
|
|
6 | Геометрические фигуры и величины. |
|
|
7 | Старинные меры измерений. |
|
|
8 | Решение старинных задач. |
|
|
9 | Задачи повышенной трудности. |
|
|
10 | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. |
|
|
11 | Составление программ для преобразования фигур на плоскости. |
|
|
12 | Китайская головоломка “Танграм”. |
|
|
13 | Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. |
|
|
14 | Развитие познавательных способностей. |
|
|
15 | Тренировка внимания. |
|
|
16 | Игры на внимание. |
|
|
17 | Развитие концентрации внимания. |
|
|
18 | Тренажёры на развитие внимания. |
|
|
19 | Тренировка памяти. |
|
|
20 | Тренировка слуховой памяти. |
|
|
21 | Тренировка зрительной памяти. |
|
|
22 | Тренажёры на развитие памяти. |
|
|
23 | Поиск закономерностей |
|
|
24 | Числовая и буквенная закономерность. |
|
|
25 | Поиск закономерностей. Логические задачи. |
|
|
26-27 | Логически - поисковые задания. |
|
|
28 | Совершенствование воображения |
|
|
29-30 | Работа с изографами и числографами. |
|
|
31 | Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. |
|
|
32-33 | Развитие быстроты реакции |
|
|
34 | Игры на развитие реакции. |
|
|
Предварительный просмотр:
Программа
«Юный лингвист»
для учащихся 4-ых классов
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
Общая характеристика учебного предмета …………………………………………………..4
Место учебного предмета в учебном плане…………………………………………………..4
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета …………………...…..5
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учащимися
программы учебного предмета……..………………………………………………………….5
Содержание программы учебного предмета…………………………………………………6
Тематическое планирование……………………………………………………………… ….7
Планируемые результаты освоения учащимися программы
учебного предмета……………..……………………………………………………………....10
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения ….………...11
Пояснительная записка
Данная программа по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку предназначена для учащихся 4 классов общеобразовательной школы и разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем :
- «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
- Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
- Обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Эффективное использование лингвистических заданий в процессе обучения в значительной мере определяет не только качество обучения русскому языку, но и их воспитание, развитие индивидуальных сущностных качеств и степень их практической подготовленности к деятельности в различных сферах экономики, политики, науки, искусства.
Олимпиадные задания по русскому языку – это задания повышенной трудности, нестандартные как по формулировке, так и по методам решения. К сожалению, на уроках по русского языка часто не хватает времени на решение и разбор таких заданий.
Данные занятия направлены:
- на развитие познавательного интереса;
- расширение знаний по русскому языку, полученных на уроках;
- развитие креативных способностей учащихся и более качественную отработку лингвистических умений и навыков, при выполнении олимпиадных заданий по русскому языку.
Общая характеристика по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку
Цель: создание условий для формирования ключевых образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного развития)
Задачи:
- развитие логического мышления, умения анализировать и систематизировать полученные знания;
- развитие навыков самостоятельной работы и умений поиска и обработки информации;
- подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку разного уровня.
Программа ориентирована на детей, несколько опережающих в развитии своих сверстников и легко усваивающих традиционный курс обучения в школе. Проблема интереса к учению, реализации и развития интеллектуальных и творческих возможностей этих детей остро встаёт уже с первых лет обучения в школе. Именно поэтому необходимо вести обучение с учётом интересов и возможностей этой категории учащихся с четвертого класса.
Программа индивидуально – групповых занятий развивается на основе принципов, научно обоснованных и признанных в мировой практике обучения одарённых детей.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык.
Занятия помогают учащимся раскрыть себя, свой внутренний мир, развить любознательность, память, способность справляться с неопределённостью, вести диалог, мозговой штурм, творческое преобразование, групповое исследование, самостоятельное исследование.
В процессе осуществления различных исследований на занятиях факультатива дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах.
Для реализации данной программы предполагаются следующие формы работы:
- занятия продолжительностью 40 минут;
- олимпиад
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год (4 класс – 34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
У учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные результаты: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные результаты: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливатьп ричинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные результаты: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получит возможность для формирования универсальных учебных действий:
Личностные результаты: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные результаты: умение контролировать свою деятельность по результату,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные результаты: умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные результаты: приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.
Предметные результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания; ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения заданий различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Лексика (14 часов): значение слова, устаревшие слова, неологизмы, крылатые слова и выражения, многозначые слова, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Фонетика (4часа): транскрипция, звуковой анализ слова, ударение.
Словообразование (6 часов): корень, приставка, суффикс, окончание, основа.
Морфология (5 часов): имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие
Синтаксис и пунктуация(5 часов): прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Лексика (14 часов) | ||
1 | Интеллектуальный марафон | 1 |
2 | Слово и его значение | 1 |
3 | О происхождении имен собственных | 1 |
4 | Устаревшие слова | 1 |
5 | Неологизмы | 1 |
6 | Крылатые слова и выражения | 1 |
7 | Слово или не слово? | 1 |
8 | Многозначные слова | 1 |
9 | Омонимы. Омофоны. Омографы | 1 |
10 | Синонимы и антонимы | 1 |
11 | Тарабарская грамота. Необыкновенные сочетания | 1 |
12 | Фразеологизмы. Фразеологизмы-синонимы. Фразеологизмы-антонимы | 1 |
13 | Пословицы и поговорки | 1 |
14 | Олимпиада | 1 |
Фонетика (4 часа) | ||
15 | Транскрипция. Звуковой анализ слова | 1 |
16 | Транскрипция. Звуковой анализ слова | 1 |
17 | Анаграммы. Шарады. Метаграммы | 1 |
18 | Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы-шутки | 1 |
Словообразование (6 часов) | ||
19 | Способы словообразования. Словообразовательный анализ | 1 |
20 | Сложные и сокращенные слова. Образование сложных слов. Спрятавшиеся слова | 1 |
21 | Чередование гласных и согласных в корне слова | 1 |
22 | Чередование гласных и согласных в приставках | 1 |
23 | Суффикс. Трудные случаи правописания | 1 |
24 | Решение орфографических задач | 1 |
Морфология (5 часов) | ||
25 | Склонение существительных. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных | 1 |
26 | Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы | 1 |
27 | Переход частей речи из одной в другую | 1 |
28 | Морфологические шарады | 1 |
29 | Морфологические шарады | 1 |
Синтаксис и пунктуация (5 часов) | ||
30 | Прямая и косвенная речь | 1 |
31 | Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью | 1 |
32 | Восстановление деформированных предложений | 1 |
33 | КВН по русскому языку | 1 |
34 | Олимпиада | 1 |
Планируемые результаты
Программа направлена на достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, искать средства её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Русский язык».
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной
формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
- Использование начальных лингвистических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений.
- Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления,
пространственного воображения и лингвистической речи, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения лингвистических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умение производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; правильно писать слова с изученными орфограммами; видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте омонимы, синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; дифференцировать виды предложений, ставить знаки препинания в предложениях разных видов; разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
- Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
- Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения
творческих лингвистических заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"
Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...

Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....

Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник дидактических заданий для индивидуальной работы по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Данный сборник заданий можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности по научному направлению....

Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник самостоятельных и контрольных работ по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Самостоятельные и контрольные работы для 2 класса УМК "Перспектива"...

Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»
Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...