Программа "Юный математик"
рабочая программа (4 класс)

На данной странице размещены программы "Юный лингвист", "Юный математик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_matematik.docx21.53 КБ
Microsoft Office document icon yunyy_lingvist.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Юный математик»

 для учащихся 4-ых классов

на 2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

               Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, составлена на основе программы М.И. Моро, в соответствии с учетом образовательных потребностей, запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения (образовательная программа «Школа  России»).

             Цель программы – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения и формирование ключевых компетенций обучающихся.

             Задачи:

  • организация специального психолого-педагогического пространства для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей;
  • формирование практических умений поиска, восприятия, воспроизводства информации и помощь в систематизации полученных знаний по школьным курсам математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения;
  • развитие творческого мышления, воображения учащихся.

Данная работа направлена на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка в рамках реализации ФГОС НОО и адресована обучающимся 4 классов. Он не имеет чётко заданной предметной направленности, а является межпредметным (интегрированным). Система заданий по подготовке к олимпиадам  позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии, умений исследовательской работы, коммуникативных качеств, самостоятельности.  Проводятся 1 раз в неделю – 34 занятия в год.

Срок реализации 2018-2019 учебный год.

Содержание учебного курса

Раздел 1. Введение в тему.

 Математические игры, лабиринты, кроссворды. (15 часов)

Знакомство с понятием «изменение». Естественные (природные), и искусственные изменения. Изучение разнообразных примеров природных и искусственных изменений. Использование различных источников информации для нахождения фактов. Классификация примеров изменений по их происхождению.

Раздел 2. Всё течёт, всё изменяется (10 часов)

Знакомство с понятиями «факт», «гипотеза», «доказательство». Многообразие изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Причины изменений в природе, обществе, вещах. Знакомство с разнообразными источниками информации и способами её нахождения. Постановка исследовательских вопросов с помощью приёма ключевых слов. Анализ приёмов изменения – способов, которыми пользуется человек для создания нового. Изучение разнообразных источников информации, проведение наблюдений с целью поиска разнообразных фактов изменений и их причин.

Раздел 3. Полезные и вредные изменения (5 часов)

Полезные и вредные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь между полезными и вредными изменениями. Введение понятий «критерий» и «критериальная оценка». Оценка с помощью выделенных критериев различных примеров изменений в природе, обществе, вещах как полезных или вредных. Открытые и закрытые вопросы. Способы постановки открытых вопросов. Изучение разнообразных источников информации о природе и обществе.

Раздел 4. Одно изменение влечёт за собой другое (4 часа)

Связь одних изменений с другими. Изучение последовательности изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Проведение опытов и наблюдений для выявления связи одних изменений с другими (установление причин изменений). Изучение различных источников информации о природе и обществе.

Методы диагностики результативности занятий

                Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем.

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы.

Ожидаемые результаты:

Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

Создание системы работы с одаренными детьми.

Разработка и апробация новых видов занятий для работы с одаренными детьми.

Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.

Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

Основные направления деятельности:

  • подготовка к участию в предметных олимпиадах разного уровня;
  • подготовка к участию во Всероссийских и Международных игровых конкурсах.

Для реализации данной программы предполагаются следующие формы работы:

  • занятия продолжительностью 40 минут;
  • олимпиады;
  • конкурсы.

Календарно- тематический план

Тема занятия

Дата

план

факт

1.

Числа и операции над ними.

 

 

2

Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды.

 

 

3

Из истории чисел. Арифметика каменного века.

 

 

4

Нахождение суммы ряда чисел.

 

 

5

Интересные приемы устного счета.

 

 

6

Геометрические фигуры и величины.

 

 

7

Старинные меры измерений.

 

 

8

Решение старинных задач.

 

 

9

Задачи повышенной трудности.

 

 

10

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.

 

 

11

Составление программ для преобразования фигур на плоскости.

 

 

12

Китайская головоломка “Танграм”.

 

 

13

Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.

 

 

14

Развитие познавательных способностей.

 

 

15

Тренировка внимания.

 

 

16

Игры на внимание.

 

 

17

Развитие концентрации внимания.

 

 

18

Тренажёры на развитие внимания.

 

 

19

Тренировка памяти.

 

 

20

Тренировка слуховой памяти.

 

 

21

Тренировка зрительной памяти.

 

 

22

Тренажёры на развитие памяти.

 

 

23

Поиск закономерностей

 

 

24

Числовая и буквенная закономерность.

 

 

25

Поиск закономерностей. Логические задачи.

 

 

26-27

Логически - поисковые задания.

 

 

28

Совершенствование воображения

 

 

29-30

Работа с изографами и числографами.

 

 

31

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

 

 

32-33

Развитие быстроты реакции

 

 

34

Игры на развитие реакции.

 

 



Предварительный просмотр:

Программа

«Юный  лингвист»

для учащихся 4-ых классов

Содержание

Пояснительная   записка……………………………………………………………………….3

Общая характеристика учебного предмета …………………………………………………..4

Место учебного предмета в учебном плане…………………………………………………..4

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета …………………...…..5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учащимися

программы учебного предмета……..………………………………………………………….5

Содержание программы учебного предмета…………………………………………………6

Тематическое планирование………………………………………………………………  ….7

Планируемые результаты освоения учащимися программы

учебного предмета……………..……………………………………………………………....10

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения ….………...11

                                 

Пояснительная записка

        Данная программа   по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку предназначена для учащихся 4   классов общеобразовательной школы и разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем :

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  • Обеспечение преемственности  начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

         Эффективное использование лингвистических заданий в процессе обучения в значительной мере определяет не только качество обучения русскому языку, но и их воспитание, развитие индивидуальных сущностных качеств и степень их практической подготовленности к деятельности в различных сферах экономики, политики, науки, искусства.

        Олимпиадные задания по русскому языку – это задания повышенной трудности, нестандартные как по формулировке, так и по методам решения. К сожалению, на уроках по русского языка часто не хватает времени на решение и разбор таких заданий.

        Данные  занятия направлены:

  • на развитие познавательного интереса;
  • расширение знаний по русскому языку, полученных на уроках;
  • развитие креативных способностей учащихся и более качественную отработку лингвистических умений и навыков, при выполнении олимпиадных заданий по русскому языку.

Общая характеристика  по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку

Цель: создание условий для формирования ключевых образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного развития)

Задачи:

  • развитие логического мышления, умения анализировать и систематизировать полученные знания;
  • развитие навыков самостоятельной работы и умений поиска и обработки информации;
  • подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку разного уровня.

          Программа ориентирована на детей, несколько опережающих в развитии своих сверстников и легко усваивающих традиционный курс обучения в школе. Проблема интереса к учению, реализации и развития интеллектуальных и творческих возможностей этих детей остро встаёт уже с первых лет обучения в школе. Именно поэтому необходимо вести обучение с учётом интересов и возможностей этой категории учащихся с четвертого класса.

Программа индивидуально – групповых  занятий развивается на основе принципов, научно обоснованных и признанных в мировой практике обучения одарённых детей.

         Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык.

        Занятия помогают учащимся раскрыть себя, свой внутренний мир, развить любознательность, память, способность справляться с неопределённостью, вести диалог, мозговой штурм, творческое преобразование, групповое исследование, самостоятельное исследование.

        В процессе осуществления различных исследований на занятиях факультатива дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах.

        Для реализации данной программы предполагаются следующие формы работы:

  • занятия продолжительностью 40 минут;
  • олимпиад

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год (4 класс – 34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

 У учащихся будут сформированы следующие УУД:

Регулятивные результаты: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

Познавательные результаты: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливатьп ричинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные результаты:  потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.

Ученик получит возможность для формирования универсальных учебных действий:

Личностные результаты: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные результаты: умение контролировать свою деятельность по результату,

 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные результаты: умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.

Коммуникативные результаты:  приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.

 Предметные результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

усвоить основные базовые знания; ключевые понятия;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать улучшению качества решения заданий различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Лексика (14 часов): значение слова, устаревшие слова, неологизмы, крылатые слова и выражения, многозначые слова, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Фонетика (4часа): транскрипция, звуковой анализ слова, ударение.

Словообразование (6 часов): корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

Морфология (5 часов): имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие

Синтаксис и пунктуация(5 часов): прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Лексика (14 часов)

1

Интеллектуальный марафон

1

2

Слово и его значение

1

3

О происхождении имен собственных

1

4

Устаревшие слова

1

5

Неологизмы

1

6

Крылатые слова и выражения

1

7

Слово или не слово?

1

8

Многозначные слова

1

9

Омонимы. Омофоны. Омографы

1

10

Синонимы и антонимы

1

11

Тарабарская грамота. Необыкновенные сочетания

1

12

Фразеологизмы. Фразеологизмы-синонимы. Фразеологизмы-антонимы

1

13

Пословицы и поговорки

1

14

Олимпиада

1

Фонетика (4 часа)

15

Транскрипция. Звуковой анализ слова

1

16

Транскрипция. Звуковой анализ слова

1

17

Анаграммы. Шарады. Метаграммы

1

18

Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы-шутки

1

Словообразование (6 часов)

19

Способы словообразования. Словообразовательный анализ

1

20

Сложные и сокращенные слова. Образование сложных слов. Спрятавшиеся слова

1

21

Чередование гласных и согласных в корне слова

1

22

Чередование гласных и согласных в приставках

1

23

Суффикс. Трудные случаи правописания

1

24

Решение орфографических задач

1

Морфология (5 часов)

25

Склонение существительных. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных

1

26

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы

1

27

Переход частей речи из одной в другую

1

28

Морфологические шарады

1

29

Морфологические шарады

1

Синтаксис и пунктуация (5 часов)

30

Прямая и косвенная речь

1

31

Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

1

32

Восстановление деформированных предложений

1

33

КВН по русскому языку

1

34

Олимпиада

1

Планируемые результаты

Программа направлена на достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из    спорных ситуаций.

  1. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

            деятельности, искать средства её осуществления.

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и

практических задач.

  1. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Русский язык».

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания     в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной

формах.

  1. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё

мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  1. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  1. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием

конкретного учебного предмета.

                                           

Предметные результаты:

  1. Использование начальных лингвистических знаний для описания и объяснения

окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и

пространственных отношений.

  1. Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления,

пространственного воображения и лингвистической речи, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.

  1. Приобретение начального опыта применения лингвистических знаний для

решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  1. Умение производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; правильно писать слова с изученными орфограммами; видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте омонимы, синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; дифференцировать виды предложений, ставить знаки препинания в предложениях разных видов; разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
  2. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  3. Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения

творческих лингвистических заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"

Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....

Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»

Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...