Урок "Лесная зона России" 4 класс
план-конспект урока (4 класс)

Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи:

  • Знать географическое положение зоны лесов на карте.
  • Ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.
  • Познакомить с растительным и животным миром.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
  • Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект урока25.63 КБ
Файл самоанализ урока14.17 КБ

Предварительный просмотр:


учитель начальных классов

Кузнецова.С.В.

Открытый урок окружающего мира

"Лесная зона России"  

4 класс                                                

.                                                

Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи:

  • Знать географическое положение зоны лесов на карте.
  • Ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.
  • Познакомить с растительным и животным миром.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
  • Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.

Оборудование: карта природных зон, физическая карта, картины леса, растений и животных, запись голосов животных, карточки с вопросами, карточки с заданиями теста «Тундра», спокойная мелодия для физминутки, мультфильм «Цветик-семицветик»

Урок сопровождается презентацией.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке

Снова пришел долгожданный миг – 
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1) - С какой природной зоны мы начали своё путешествие по природным зонам России? ( Ледяная зона)

- Покажите на карте ледяную зону.

(У всех на столах открыты учебники на стр. 60 - 61)

- Презентация

- Отрывок мультфильма «Цветик-семицветик»

Знаете ли вы?

Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса широты запрещены.

2) – По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Это была зона тундры)

– Покажите на карте природных зон зону тундры.


– Расскажите о природе тундры зимой, летом.


(
Зима холодная, лето короткое, прохладное; полярная ночь – 2 месяца; летом полярный день – 3 месяца, сильные ветры, пурга, почва оттаивает только сверху)

Слайд

- За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на 50 см в глубину, ниже, почти 500 м лежит слой многолетней (вечной) мерзлоты, который никогда не оттаивает.

Посмотрите на картины и вспомните, какие растения, какие животные обитают в зоне тундры.

  1. Выполнение теста «Тундра» (каждому ученику дать  листочек с тестом + презентация).

Тест “ТУНДРА”

1) Зона тундры расположена…

a)     севернее арктических пустынь;

б)    южнее арктических пустынь.


2) Тундра находится …

a)     на равнинах;

б)    на возвышенностях;

в)     в горах.



3) В тундре…

a)     ярко выражены все 4 времени года, одинаковые по продолжительности;

б)    длинная суровая зима, жаркое лето;

в)     длинная суровая зима, короткое, прохладное лето.

4) Главное занятие коренного населения тундры – …

a)     рыболовство;

б)    оленеводство;

в)     земледелие.

5) Растения тундры…

a)     высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б)    низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6) К тундровым растениям относятся…

a)     лишайники, мхи, полярные маки;

б)    кедр, осина, пальма, клён, дуб, сосна;

в)     карликовая ива, мох-ягель, черника, голубика, брусника, морошка.

7) В тундре обитают…

a)     тюлени, моржи, белые медведи, птицы: кайры, тупики, гуси, чайки;

б)    песцы, лемминги, волки, белая куропатка, белая сова, кречет, северный олень;

в)     верблюды, лошади, коровы.

Самопроверка теста (слайд с ключом):

1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 – б; 6 – в; 7 – б.

– У кого не было ошибок? Молодцы! Нарисуйте солнышко.

1 ошибка – солнышко за тучкой.

2 и более ошибок – тучку. Прочитайте ещё раз о природной зоне тундры по учебнику и подготовьте сообщение.

По результатам теста я вижу, что вы готовы продолжить наше путешествие, и я приглашаю вас в следующую природную зону.

III. Работа над новой темой

Песня (Ада Якушева, «Я приглашаю вас в леса», 1 куплет + картинки с лесом)

- В этой песне спрятана тема нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправиться наша экспедиция? (слайд) (лесная зона). Тема нашего урока: «Леса России».

- Для чего мы совершим данное путешествие?

(узнать, где расположена, какие есть растения и животные).

- Нужно ли вам знать об этой природной зоне?

- Я думаю, что каждый из вас узнает для себя что-то интересное и полезное, и полученные знания пригодятся вам в жизни.

Слайд 4

– Да, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в зону лесов.

1 ученик: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточноевропейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. (Показать на физической карте.) Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой.

– А где находится зона лесов относительно зоны тундры?

– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

– Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части)

– Правильно  в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.  Вы знаете, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.

- Сегодня мы уделим большее внимание самой большой части – тайге.

- Как вы думаете, какие климатические условия тайги: какое там лето, какая зима?

- Зима в тайге холодная, лето короткое и прохладное.

- Вспомните, в каком произведении в 3 классе, мы читали, смотрели фильм, и уже побывали в тайге.

(«Чуки Гек» А. Гайдар)

– Как вы думаете, какие деревья, учитывая климатические условия, будут расти в тайге?

Слайд

Ученик: Тайга –  это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

- Слайд. Лето в тайге теплее и продолжительнее, чем в тундре. Зима достаточно суровая. Многие птицы и животные на это время впадают в спячку или уходят на юг.

Здесь тоже есть вечная мерзлота. Правда летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре.

Слайд

Ученик: Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму.  Ели-долгожительницы. В еловом  лесу темно и влажно.

Слайд

Ученик: Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Слайд

Ученик: Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Слайд

Ученик: А это дерево сибиряки часто величают «Королевой тайги». Хвоя его густая, но мягкая. К осени она окрашивается в нежно-золотистый цвет и зиму опадает. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Слайд

Ученик: Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Слайд

- Тайга – это однообразные по составу хвойные леса. Таёжные леса обычно образованы одним ярусом деревьев, под которым расстилается моховой ковёр с кустарничками брусники, черники и редкими травами.

IV. Физкультминутка

Играет спокойная музыка, движения показывает учитель, учащиеся повторяют.

- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (дети сидят за партами, мышечное напряжение, глаза зажмурены).

- Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц).

- Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).

- Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).

- И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).

- А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение в зоне лесов.


V. Закрепление о растениях леса

1. Работа с учебником. Чтение учащимися по учебнику на страницах 86-87 +

2. Работа в тетради: Выписать в два столбика растения – в 1 столбик – растения тайги, во 2 столбик - растения смешанных и широколиственных лесов.

– Где расположена зона лесов?
– Какие растения растут в тайге? В смешанном лесу? В широколиственном?

VI. Продолжение новой темы

– Продолжаем наше путешествие по зоне лесов.

Аудиоэнциклопедия со звуками зверей и птиц.

– О ком мы будем сейчас говорить? (о животных)

Слайд

Ученик: Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить  крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок). Также  в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси,  зайцы, белки, глухари,  полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи,  медведи), другие делают на зиму запасы.

Слайд

Ученик: Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых  орехов.

Слайд

Клест-еловик — чисто лесная птица, питается семенами ели (отсюда и название-клёст-еловик), может питаться и семенами других хвойных деревьев. Его отличает своеобразное строение клюва: надклювье и подклювье скрещиваются между собой, и их острые концы выдаются по бокам клюва. Подобно попугаям, клест использует клюв для лазания. Это дневная шумная и подвижная птица. Почти все время проводит на деревьях. Летает быстро, по волнистой траектории. В стайном полете клесты перекликаются, издавая звуки наподобие “кеп-кеп-кеп”.
В любое время года клесты совершают перекочевки, покидая области с неурожаем шишек и скапливаясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов. Удивительны сроки размножения клестов — они выкармливают птенцов даже суровой зимой, потому что их главная пища – еловые и сосновые шишки.

Слайд

Ученик: Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только  прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и  задними лапками.


Слайд

Ученик: Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Слайд

Ученик: Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Слайд

Ученик: Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Слайд

Ученик: Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики  ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

 Слайд

– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом.

Слайд

Животные всегда найдут себе пропитание в своём доме, который называется лес.

VII. Закрепление изученного

Работа в тетради.

Ответить на вопросы одним словом:

  1. Какой лес мы называем тайгой?
  2. Какое особое отличие есть у лиственницы.
  3. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
  4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

Самопроверка. Слайд.

Нет ошибок – солнышко

1 ошибка – солнышко за тучкой.

2 и более ошибок – тучка.

– Ребята, почему животный мир зоны лесов так разнообразен? (Много пищи; есть, где укрыться).

2. Ответить на вопросы. (Приложение 2)

– Какие леса характерны для северной части лесной зоны? (Хвойные)
– Укажи хвойные растения 
(учащиеся на листах выписывают хвойные растения, а затем проверяют себя): пихта, клен, кедровая сосна, лиственница, липа, ель, сосна, дуб.
– Кто распространяет плоды дуба? 
(Сойка)
– Что нам дает лес?
 (Место для отдыха, древесину, ягоды, грибы, лекарственные растения, чистый воздух)

Слайд

Тайга является домом для диких зверей. Вырубая леса, мы лишаем их естественной среды обитания.

Многие растения и животные зоны лесов занесены в Красную книгу.

Слайд

Русский писатель, большой любитель природы. Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Охранять природу – значит охранять Родину»

Его известные рассказы: «Двойной след», «Выскочка», «Разговор птиц и зверей», «Рассказы охотника», «Лесной хозяин».

Действительно, мир живой природы так велик и прекрасен! Любить и оберегать его — значит любить и оберегать нашу родину.


VII. Оценивание.

Встаньте, у кого в тетради появилось 2 солнышка? Оценка «5»

У кого солнышко и солнышко за тучкой или два солнышка за тучкой оценка «4»

Остальным сделать вывод: слушать внимательно, хорошо готовиться к урокам, читать, составлять план, тезисы.


VIII. Домашнее задание

Прочитать стр. 84-94 учебника, задание по выбору:

  • Как выжить в лесу?

Рекомендации МЧС.

  • Значение леса для человека.

Не менее 7 пунктов.

  • Что произойдёт, если исчезнет тайга?

Научное сочинение.


  • IX. Итог урока

По какой природной зоне России мы путешествовали?

Знаете ли вы, что наш лес занесён в книгу рекордов Гиннеса? Подумайте, почему? Почитайте энциклопедии. На следующем уроке у вас будет возможность, рассказать.

Что мы можем сделать для охраны нашей великой лесной державы?



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока «Окружающий мир» по теме «Лесная зона»

Учитель начальных классов

Кузнецова.С.В.

МАОУ СОШ № 22 г.Улан-Удэ

Урок окружающего мира был проведён в 4 «б» классе.

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Лесная зона», раздел «Земля восточных славян». Целью данного урока является: создание условий для формирования у учащихся представлений о природе лесной зоны. Были определены задачи педагога: способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка. По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая. Соответствие урока требованиям ФГОС: 1. Ориентация на новые образовательные результаты 2. Нацеленная деятельность на формирование УУД Планируемые результаты: предметные: ученик научится ∙ находить отличительные признаки лесной зоны ∙ сравнивать зону лесов с другими зонами ученик получит возможность научиться: ∙ выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; ∙ участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве личностные: ученик ∙ проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу ∙ понимает причины успеха в учебной деятельности Универсальные учебные действия: регулятивные ученик ∙ определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; ∙ учиться работать по предложенному учителем плану; познавательные ученик ∙ осуществляет поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях ∙ находит в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи ∙ составляет алгоритм под руководством учителя; коммуникативные ученик ∙ слушает и понимает речь других; ∙ договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов. Использование современных образовательных технологий: - проблемно-диалогической технологии, - ИКТ, -технология здоровьесбережения ( двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся) Содержание урока: Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата. Этап Результат Форма достижения 1. Организационный этап Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. самостоятельная работа 2.Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» . Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. исследовательская деятельность разноуровневые задания 3. Постановка учебной задачи Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока работа в парах проблемный вопрос предположение работа в тетрадях на печатной основе 4. Открытие «нового» знания Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической. исследовательская деятельность инструкция целеполагание действия. предъявление результата схемы-модели правил чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание групповая работа 5.Реализация построенного проекта: Структурирование полученных знаний Цель: Построение нового способа действия. 6.Первичное закрепление нового способа действия Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий. Составленный алгоритм изучения растительного и животного мира лесов Выполненное задание. схемы-модели правил работа с текстом учебника дифференцированное задание взаимопроверка самопроверка 7.Рефлексия Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности. тест Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии. Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием, принадлежащим древнему мыслителю, философу Конфуцию : «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе Тема: «Природные зоны России. Ледяная зона»

В разработке урока преследуются цели: 1.Познакомить с характерными особенностями ледяной зоны.2. Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориен...

тест Природные зоны России Зона лесов 4 класс

тест Природные зоны России Зона лесов 4 класс...

Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ в 4 классе по теме « Природные зоны России. Зона степей. Правила поведения на льду в осеннее-зимний период»

Урок формирует у учащихся представление о природной зоне степей, знакомит со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями;  особенностями растительного и животного мира ...