Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
статья

Мария Александровна Кислун

Выступление на районном семинаре по теме6 "Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

Одной из главных задач в процессе обучения младших школьников является формирование умения учиться.

Для реализации этого очень важного умения необходимо формировать у детей способность к контролю (самоконтролю), оценке (самооценке). Организовать любую деятельность, в том числе, и учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является показателем результативности обучения.

Нецелесообразность выставления отметок в первом классе и в первой четверти второго класса вызвана необходимостью развития у детей навыков контроля (самоконтроля), оценки (самооценки). Самоконтроль и самооценка учебных достижений является главным оценочным средством учащихся  в период безотметочного обучения.

Для развивающего обучения становятся актуальными понятия: «абсолютная успешность», «относительная успешность». Абсолютная успешность – это стандартные эталоны. Относительная успешность – это соотносимость с собственными достижениями (какой я по отношению к себе вчерашнему (индивидуальные эталоны)). Использование индивидуальных эталонов в оценочной деятельности учителя способствует развитию оценочной деятельности учащихся.

В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выставляет ему ту или иную отметку. В этом – необходимое условие развития у них полноценной способности и стремления к учению. Это значит: для того, чтобы принять внешнюю отметку, учащиеся должны обладать умениями адекватного самооценивания.

1.  Критерии самоконтроля и самооценки, контроля и оценки и их место в учебном процессе.

Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:

  1. дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
  2. контроль и оценивание строится на критериальной  основе;
  3. самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке и учителя.

Функцией самоконтроля и самооценки является определение учеником границы своего знания-незнания, выявления своих возможностей на разных этапах обучения.

Функцией контроля и оценки является определение учителем уровня обученности и личностного развития учащихся.

В учебном процессе действия контроля и оценки со стороны учащихся могут осуществляться на разных  этапах урока.

        2.  Обучение контролю (самоконтролю); оценке (самооценке).

На первом этапе формирования контрольно – оценочной самостоятельности шло обучение учащихся контролю (самоконтролю), оценке (самооценке).

Содержание деятельности на данном этапе предполагало:

  1. использование заданий, обучающих детей сличать свои действия с образцом;
  2. введение различных форм фиксации оценки;
  3. обучение самооцениванию при выполнении заданий, в которых есть однозначный, объективный критерий оценивания.

1.  Обучение учащихся сличать свои действия с образцом.

Основная функция самоконтроля заключается в постоянном прослеживании хода выполнения заданий, своевременном обнаружении различных погрешностей в их выполнении, внесение необходимых корректив в совместную работу учителя и учащихся.

        В первые дни пребывания в школе первоклассники учились основам самоорганизации. Детьми выполнялись упражнения на отработку правильных поз и действий на уроках. В ходе выполнения данных упражнений учащиеся учились сопоставлять действия товарищей, а затем и свои с образцом.. Дети учились обнаруживать совпадение, сходство, различие. Первое время работа велась фронтально, затем перешли к взаимному контролю и самоконтролю.

                Для выявления причин допущенных ошибок и их последующей коррекции используется таблица:

Задание, в котором сделана ошибка.

Причины ошибки.

Как избежать ошибки

Выполнения подобного задания

Как я действовал

Как надо было действовать

Почему я ошибся

Такая таблица имеется на стенде в классе и у каждого ученика.

        Работа с таблицей помогает учащимся восстановить способ действия и ориентирует на формирование операционального компонента способа работы над ошибками. Необходимо учить учащихся определять возможные причины, по которым могут возникнуть ошибки и проводить работу по их предупреждению.

        Для обучения учащихся сличать действия с образцом я применяла следующие задания:

  1. сравнить две картинки и найти отличия;
  2. сравнить и повторить действия в игре;
  3. графические диктанты;
  4. сопоставить письменную работу с письменным образцом;
  5. сравнить результаты своей работы с результатами соседа по парте, с учащимися в группе;
  6. найти и исправить ошибки;
  7. выбрать правильный ответ из нескольких предложенных:

В случае несовпадения результатов работы с образцом ученик с помощью учителя и товарищей имеет возможность проанализировать свой способ действия и произвести коррекцию.

2.   Введение различных форм фиксации оценки.

Обычно в школе ребенок не знает за что он получил оценку (отметку). Необходимо добиться  такой ситуации в классе, чтобы дети всегда четко знали, за что они получили оценку и какую. Для этого, задавая работу, необходимо оговорить, на что надо обратить внимание: каков главный критерий оценки, каков предмет работы. Эта работа очень важна для преодоления “ разнопредметности” (когда учитель говорит об одном, а ребенок – о другом). Для этого необходимо иметь обратную связь, ее роль и играет оценка.

        Для фиксации оценки (самооценки) учащиеся использовали:

  • Трехмерные линеечки
  • Игру «Светофор»
  • Рожицы:
  • Знаки «+», «+», «-».
  • Лесенку
  • Солнышко, солнышко с тучкой, тучку.

3.Обучение самооцениванию.

На первом этапе через все учебные предметы шло обучение учащихся самооцениванию. Для самооценивания выбирались задания, в которых был объективный однозначный критерий оценивания: правильность, аккуратность, самостоятельность. При этом я строила работу так, чтобы самооценка предшествовала учительской оценке. А оценивание детских работ я осуществляла по тем же критериям, что и учащиеся.

  • Фрагмент урока обучения грамоте.

Работа со схемами (Азбука, с.13).

Учитель:        Назовите предметы, которые здесь изображены. 

Дети:                 Лук, коса, лиса, жук.

Учитель:        Впишите в схемы буквы в указанные стрелками места.        

Учитель:        Сравните свои работы с образцом на доске.  Оцените правильность выполнения задания при помощи линеечек.

После самооценивания ребята анализируют вслух свою работу: что получилось хорошо, где  допущены ошибки, объясняют  выбор поставленной оценки.

        При проверке я оцениваю работы учащихся по тем же критериям и ставлю свою оценку рядом с оценкой учащегося. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе:    каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта  работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки. Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.                  

        При оценивании устных и письменных работ в словесной оценке показываю удовлетворение от успехов, анализирую причины неудач. Ребенку необходимо сопереживание учителя с ним в связи с результатами учения, оказание помощи в преодолении трудностей.

  1. Дифференциация самооценки.

На начальном этапе обучения содержательная оценка должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ребенка было оценено отдельно. Дети учатся видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Никогда не оценивается «правильность выполнения задания». Дифференциация самооценки осуществляется при отработке неоперационального действия, при выполнении тестовых диагностических работ.

Дифференцированный подход при самооценке выполняемых заданий осуществлялся на всех учебных предметах. Задания оценивались по одному или нескольким критериям.

На уроке математики в первом классе при изучении темы «Натуральный ряд чисел» учащимся было дано задание № 33, с. 17 с целью:

  1. определить уровни овладения умениями
  • находить натуральный ряд чисел;
  • отличать натуральный ряд чисел от других рядов.
  1. Выявить проблемы в овладении данными умениями.

        В ходе коллективного разбора анализируются допущенные ошибки, осуществляется рефлексия способа действия. Работа по выявлению причин допущенных ошибок ведется по таблице, о которой упоминалось выше.

                Дифференциация самооценки осуществляется и при выполнении тестовых работ.. Работая с тестом, ученик осознает: чему я научился и что теперь могу,  а чему еще предстоит научиться и что пока не получается. Дифференцированный подход к самооценке дает возможность при оценивании работы учитывать не только результат, но и способ выполнения задания.

                4. Формирование рефлексивной самооценки.

        «Генеральной линией» развития самооценки в младшем школьном возрасте является становление рефлексивной самооценки. Для того, чтобы научить ребенка знать о своем незнании, не действовать наугад, а остановиться, понять, чего не хватает для успешного действия и начать поиск недостающего знания необходимо создавать ситуации неопределенности или предлагать задания с недостающими данными:

  1. Поставь вопрос и реши задачу:

По щучьему веленью, по своему хотенью Емеля получил 8 кг пряников, а леденцов на 4 кг меньше.

  1. На уроках русского языка в конце изучения темы учащиеся выполняют задание повышенной трудности на группировку. Сначала дети самостоятельно выбирают основание группировки. В случае необходимости ученик может обратиться за помощью к учебнику: предлагается «Помощь 1». Если ребенок испытывает затруднения и на этом этапе, ему предлагается «Помощь 2» - пооперационное указание. Работая таким образом с учебником, ученик учится самостоятельно оценивать границу своих возможностей, анализировать причины неудач.

Для определения успешности обучения, продвижения в общем уровне развития и умения определять границы своего знания и незнания проводятся проверочные работы. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности предполагает расширение детских инициатив и свободы выбора. Дети должны иметь право на самостоятельный выбор сложности проверочных заданий.

На уроке обучения грамоте перед выполнением проверочной работы (Тетрадь по письму ч.3, стр.31) я предложила учащимся оценить в баллах каждое задание по степени трудности и выбрать те задания, которые они могут выполнить. После выполнения работы ученики подсчитывают баллы и самостоятельно оценивают свои результаты.

Каждая работа заканчивается самоконтролем. Результаты самоконтроля служат показателем уровня сформированности действия контроля.

Очень важно для осознания процесса обучения, чтобы после выполнения работ в процессе их анализа и сравнения в классе, дети попытались сами вывести критерии их оценки. Необходимо, чтобы они привыкли анализировать, что делает работу хорошо выполненной. Изучение достижений каждого школьника на конкретном учебном материале позволяет ответить и на дидактические вопросы – основные для системы обучения, направленной на общее развитие ребенка: какой уровень трудности можно предложить именно этому ребенку при работе с этим учебным материалом на данном этапе обучения, правильно ли реализуется принцип ведущей роли теоретических знаний и быстрого темпа изучения материала, осознают ли дети не только знания, но и процесс оперирования ими, удается ли реализовать в единстве задачи воспитания, обучения и развития.

В учебной деятельности требуется рефлексия – оценка того, каких я результатов добился и каким путем шел к этим достижениям, какие трудности  я испытываю и как их преодолеть. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии.

С первых дней обучения в школе я учу детей рефлексивной деятельности. Для этого использую различные виды рефлексии. Вы их видите на слайде.

Текущие оценки по  дети фиксировали в листках индивидуальных достижений.

Уровни усвоения знаний отмечали при помощи «Светофора»: зеленый круг – умею, желтый круг – испытываю затруднения, красный круг – не умею.

Рефлексивная деятельность, ведение «Листов достижений», помогают учащимся глубже разобраться в собственных достижениях и личностном росте, а так же определить свое незнание, желаемое знание и тем самым зону своего ближайшего развития.

5. Работа с родителями учащихся.

Для эффективного взаимодействия учителя и родителей необходимо единое понимание образовательных задач начальной школы, единство взглядов на развитие детей, умение видеть перспективы и трудности развития каждого ребенка. Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является родительское собрание.

На первом родительском собрании родителям была предоставлена информация о безотметочном обучении, особенностях оценивания детей в данный период.

В течение года на родительских собраниях рассматривались вопросы:

  1. роль самооценки ребенка  к адаптации в школе;
  2. самооценка и оценка младшего школьника;
  3. первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей.

На еженедельных педконсультациях и итоговых собраниях родители получают сведения о результатах обучения и развития учащихся,  рекомендации по возникающим проблемам. Листы достижений дают возможность родителям проследить за успехами и развитием своего ребенка.

Заключение.

С поступлением в школу в жизни детей начинается новая полоса, ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность. Зная четкие критерии оценивания задания,  дети более адекватно оценивают свои силы. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности позволило учащимся «безболезненно» перейти к отметочному обучению во втором классе, объективно принять нормативную оценку.        

Контрольно-оценочная самостоятельность   способствовала воспитанию таких качеств личности как уверенность в своих силах, правильная оценка возможностей,  формированию положительных мотивов к учению, созданию психологического комфорта в обучении, что явилось условием повышения результативности образовательного процесса. Это подтверждается результатами диагностики качества обученности и личностного развития учащихся.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков учебной самостоятельности младшего школьника.

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели обр...

"Формирование основ учебной самостоятельности младших школьников"

В материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализа...

Методическая разработка "Формирование и развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"

В своей работе я:·         рассматриваю развивающее образование как целостную исторически сложившуюся и развивающуюся педагогическую систему обучения;·...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в период безотметочного обучения

В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выс...

презентация "Формирование контрольно -оценочной самостоятельности младших школьников"

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса....

Педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности

В данной статье   рассмотрены педагогические условия, методы, приёмы и формы для формирования самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности средствами «Техно...

Формирование основ читательской самостоятельности младших школьников на уроках обучения грамоте средствами «Дидактического материала» Галины Геннадьевны Мисаренко

В статье представлены различные приёмы работы и даны рекомендации их использования по развитию навыка чтения у учащихся 1 класса с помощью дидактического пособия "Дидактический материал для разви...