Доклад «Развитие коммуникативной компетенции учащихся в изучении русского языка как иностранного»
учебно-методический материал

Жугдурова Баярма Михайловна

                      Изучение русского языка для детей за границей – это совершенно другой процесс, чем для детей, которые изучают русский в России. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся в изучении русского языка как иностранного»

Изучение русского языка для детей за границей – это совершенно другой процесс, чем для детей, которые изучают русский в России. 

Главной целью обучения иностранному языку является, как известно, коммуникативная цель. Именно она определяет возможность выполнения воспитательной, образовательной и развивающей  функции предмета – иностранного языка. Язык – будь то родной или иностранный – является средством общения, приема и передачи информации интересующей нас. Изучение иностранного языка дает учащимся возможность овладеть средствами воспитания и выражения мыслей об окружающей действительности посредством нового для них языка, который выступает в двух формах: устной и письменной. Овладение этими формами и входят в коммуникативную цель обучения нашему предмету.

Педагогическая идея опыта:
- Приобщать ребенка к (иностранному) языку и русскоязычной культуре; 

- сформировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;
- Научить элементарной диалогической и монологической речи;
Методика моей работы по данному направлению базируется непосредственно на следующих принципах обучения:
Коммуникативная направленность - данный принцип является ведущим, т.к. результатом обучения иностранному языку является формирование навыков и умений пользования языком как средством общения, этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности.

В свои уроки русского языка я включала упражнения, сказки, загадки, игровые моменты типа «Кто быстрее», «Давайте поговорим!» итд. Для развития артикуляционного аппарата у детей на своих уроках применяла различные упражнения. (слайд) Огромную помощь в речевом развитии школьников играют скороговорки. (слайд)

На первом году обучения речь - диалогическая. Упражнения для обучения подготовленной (неподготовленной) диалогической речи: просмотр видеосюжетов, мультфильмов, инсценировка сказок, использование средств наглядности (CD  диск комплект цветных и черно-белых иллюстраций к урокам и классным часам: «Эти забавные животные» итд Но монологической речи в 1 классе еще нет. А это необходимо.

Трудность перехода к монологической речи заключается в том, что дети думают на родном языке, дома слышат родную речь. У большинства детей в сознании существуют системы двух языков. При этом закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Главной задачей я считаю -   преодоление отрицательного, в данном случае, влияния родного языка, предупреждение интерференционных ошибок в русской речи. Но для этого, прежде всего, нужно «видеть» языковой материал глазами нерусского, реально оценивать те трудности, которые должен преодолеть ученик. Я советую  родителям говорить дома на русском языке.  Другой причиной является:  отсутствует в родном языке категории рода, категории одушевлённости/неодушевлённости, предложно-падежная и видовременная системы. Все это приводит к ошибкам типа: «мой книга», «красивый девочка», «мама сказал», «моя папа сильная» и т.п. Характерными являются ошибки, связанные с категорией одушевленности/неодушевленности.

 Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи. Для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной ситуации на уроке необходимо использовать: игровые приёмы, например, в сказке С. Аксакова "Аленький цветочек", возможно проведение литературно - познавательной игры "Красавица и чудовище", где детям предоставляется возможность показать свои знания по данной сказке. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1. "Рассказ от первого лица" (рассказать от лица младшей дочери о том, как ей было жалко отца, и она, не побоявшись чудовища, отправилась в его дворец; повествование от имени предмета: например, от имени "Аленького цветочка");

2. "Комплимент" (сказать комплимент сказочному литературному герою (младшей дочери купца или чудовищу - несмотря на его страшную внешность, он оказался очень благородным и щедрым, благодаря чему смог расколдовать чары злой колдуньи и стать прекрасным королевичем);

3. "Сказка в заданном ключе" (введение в название сказки нового объекта, например "Аленький цветочек и злой колдун " и сочинить новую сказку);

4. "Изменение сказочной развязки" (придумать другое окончание сказки, рассказа).

Учителю важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их. Также возможна организация работы в парах и группах (по обсуждению поступков героев, например, почему отец сорвал аленький цветочек; почему старшие дочери не согласились помочь отцу в беде и т.д.), которая помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Буктрейлер - это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Такие ролики создаются с целью пропаганды чтения, а также для повышения интереса к книгам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка при использовании УМК М.З.Биболетовой

В статье дан анализ учебно-методического комплекса под редакцией М.З. Биболетовой. Информация – подается блоками, темами. Иноязычная речь служит коммуникативным средством обсуждения информации; предпо...

Развитие коммуникативных компетенций учащихся в начальных классов в воспитательной системе.

Развитие инициативы и самостоятельности каждого ребёнка в воспитательной работе. Создание условий для  проявления самостоятельности. Развитие личности ребёнка, формирование его коммуникатив...

Изучение русского языка как иностранного. Практикум для учащихся по теме "Продукты питания".

Материал предназначен для учителей, работающих с билингвальными детьми в общеобразовательной школе....

Мониторинг развития коммуникативных компетенций учащихся

Понятие "коммуникативная компетентность", мониторинг развития коммуникативных компетенций учащихся, диагностики....

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Доклад: "Развитие познавательных интересов учащихся на уроках русского языка"

Широко используя различные приёмы повышения познавательного интереса и применяя их, можно добиться положительных результатов в обучении школьников...