Мониторинг развития коммуникативных компетенций учащихся
учебно-методическое пособие по теме
Понятие "коммуникативная компетентность", мониторинг развития коммуникативных компетенций учащихся, диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_razvitiya_kommunikativnykh_kompetentsiy_uchashchikhsya.zip | 133.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг развития коммуникативных компетенций учащихся (на уроках русского языка в соответствии с новыми стандартами образования)
Сам термин «коммуникативная компетенция» широко используется в западной методике и начал активно использоваться отечественными методистами. Но в современной методике обучения и воспитания младших школьников согласно новым федеральным стандартам начального общего образования сегодня широко используется термин «коммуникативные универсальные учебные действия», которые относятся к метапредметным действиям.
К коммуникативным действиям младших школьников относятся:
- осуществление учебного сотрудничества;
- постановка вопросов;
- управление поведением партнёра;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации и т. д.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативных компетенций учащихся, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности.
К моменту поступления в школу ребенок стихийно накопил некоторый опыт коммуникации – интуитивно научился распознавать эмоции и намерения людей, обмениваться сообщениями с детьми и взрослыми, действовать совместно или отдельно в разных ситуациях. Этот опыт у каждого ребенка уникален, как уникальна его семья и уникально его детство.
Задача учителя – структурировать этот опыт, наполнить его новым содержанием и новыми умениями, позволяющими ребенку овладеть универсальным инструментом саморазвития.
В школе ребенок встраивается в модель коммуникации нового, очень значимого для него человека – учителя. Повседневно, в разных ситуациях общаясь с учителем, он воспринимает и копирует те образцы, которые транслирует учитель. Уважение или игнорирование собеседника, стремление понять точку зрения другого или навязывание своей, умение договориться или императивное указание, отметка или рефлексия – все это впитывается ребенком ежеминутно на протяжении всей школьной жизни, а не только на отдельных уроках и занятиях, посвященных формированию коммуникативных навыков.
Сфера коммуникации выстраивается у ребенка во взаимосвязи с логическим мышлением, особенностями внимания и памяти, с самоотношением. Позитивная или негативная самооценка, уровень владения логическими операциями будут влиять на процесс овладения ребенком коммуникативными навыками, в то же время, парная и групповая формы работы способствуют как более осознанному усвоению школьниками предметного содержания школьной программы, так и формированию адекватной самооценки.
Приступая к задаче формирования коммуникативной компетенции школьников, учителю целесообразно проанализировать свою собственную модель коммуникации, понять, какие ее элементы будут способствовать развитию коммуникативной компетенции детей, а какие – наоборот, затруднять.
Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования коммуникативной компетенции, необходимо выявить стартовый уровень сформированности коммуникативных умений у школьников.
Назначение диагностических методик:
Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка.
Для стартовых диагностик можно предложить методики Г.А.Цукерман «Рукавички», «Левая и правая сторона» (коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли и «Узор под диктовку» (умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи).
Для промежуточной диагностики и формирования коммуникативной компетенции можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- магнитофонный опрос
- «отгадай, о ком говорим»
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- Ривин-методика (Работа в парах сменного состава. Сущность методики Ривина заключается в том, что изучать тему одному ученику помогает весь класс. Это так называемое поабзацное изучение текста. Каждый абзац параграфа учебника или какого-нибудь другого текста ученик изучает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, помогая более тщательно и детально разобраться в теме)
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание... Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».
Для итоговой диагностики можно использовать следующие методики:
1. «Ковёр»
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
2. «Дорога к дому»
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
3. «Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля).
Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).
4. «Кто прав» Г.А. Цукерман
Цель: учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение.
Другой вариант- педагогическая диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника по направлениям:
1) коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества или кооперации.
Применяют парную работу учащихся с использованием методов: наблюдения за процессом и результатом их взаимодействия, анализ выполнения творческой работы (Г. А. Цукерман «Рукавички»; Г. В. Бурменской «Совместная сортировка»);
2) коммуникативные действия, направленные на выявление уровня знания младшими школьниками правил речевого этикета и умения соотносить их с конкретной ситуацией общения.
Методики или задания:
- анкетирование учащихся по определению степени влияния вежливых слов на уровень взаимоотношений между людьми
- тестирование учащихся по определению уровня и характеристики знаний правил речевого этикета в поисковой деятельности, сопровождаемой и направляемой учителем
- анализ малой группой учащихся диагностических карточек, содержащих художественный текст по этике общения
- фронтальный анализ учащимися этикетных ситуаций, решение коммуникативных задач и правильный выбор стратегии адекватного поведения
3) коммуникативные действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности, а также учет позиции собеседника или партнера
Методики или задания:
- методика выполнения учащимися совместного задания в классе парами с использованием методов: наблюдения за процессом и результатом совместной деятельности, анализа выполнения творческих работ (Г. А. Цукерман «Узор под диктовку»; «Дорога к дому»);
- индивидуальное изучение младших школьников методами: анализа ответов на занятиях, беседы (с помощью методик Ж. Пиаже «Левая и правая стороны»; «Братья и сестры»);
- групповая работа учащихся с использованием методов: экспертной оценки, самооценки, анализа выполненной творческой работы (с помощью методик Ж. Пиаже и Д. Флейвелла «Ваза с яблоками»);
- индивидуальное изучение учащихся начальной школы методами: наблюдения, беседы, самооценки
Данные способы диагностики позволят учителю определить, какими УУД большинство учащихся владеют на уровне
- актуального развития, т.е. на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически;
- зоны ближайшего развития, т.е. на уровне «перспективных действий», находящихся на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка при использовании УМК М.З.Биболетовой
В статье дан анализ учебно-методического комплекса под редакцией М.З. Биболетовой. Информация – подается блоками, темами. Иноязычная речь служит коммуникативным средством обсуждения информации; предпо...
Развитие коммуникативных компетенций учащихся в начальных классов в воспитательной системе.
Развитие инициативы и самостоятельности каждого ребёнка в воспитательной работе. Создание условий для проявления самостоятельности. Развитие личности ребёнка, формирование его коммуникатив...
Статья по теме "Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"
Тема выступления в муниципальном этапе конкурса "Учитель года"...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе
Проблема формирования коммуникативной культуры учащихся - одна из ключевых проблем для современной шкколы. По результатам её решения ныне предлагается оцениввать результативноссть работы уччителя и об...
Доклад «Развитие коммуникативной компетенции учащихся в изучении русского языка как иностранного»
Изучение русского языка для детей за границей – это совершенно другой процесс, чем для детей, которые изучают ру...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся с умственной отсталостью посредством игровой деятельности
Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребенка приводит к значительным затруднениям в овладении процессами речи. Речевое недоразвитие вызывает у умственно отсталых детей зат...